Описательные рассказы о природе
учебно-методический материал (старшая группа)

Чугунова Ольга Леонидовна

Научить ребенка составлять описательный рассказ о природе – значит не только пробудить его интерес к тому о чем он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описываемого предмета или явления и тем самым вызвать у него желание найти необходимые слова и выражения, чтобы передать это в своей речи. Описательный рассказ – один из видов творческого рассказа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisatelnye_rasskazy.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Подольск

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МДОУ детского сада №64 «Непоседа»

Сообщение на тему:

«Описательные рассказы о природе»

Подготовила:

Воспитатель Чугунова О.Л.

2019г.

Научить ребенка составлять описательный рассказ о природе – значит не только пробудить его интерес к тому о чем он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описываемого предмета или явления и тем самым вызвать у него желание найти необходимые слова и выражения, чтобы передать это в своей речи. Описательный рассказ – один из видов творческого рассказа. Н. А. Ветлугина справедливо замечает, что в своем творчестве «ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе»

Воспитание выразительности речи, умение сказать не только правильно, но и образно, подготавливают детей к преодолению лексических штампов. Овладение детьми образной речью недолжно ограничиваться накоплением в их словаре эпитетов и умением  составлять сложные в синтаксическом отношении предложения. Оно предполагает умение подобрать нужное, яркое слово в контексте, вставить однородные члены обособление. Сравнение в свой рассказ.

Подбор образного слова или выражения является необходимым условием правильной и глубокой характеристики предмета или явления. Следовательно, обучение детей составлению рассказа о природе теснейшим образом связано с развитием образности, выразительности их речи, умения передавать свое отношение к тому, о чем они говорят. Эмоциональное отношение, замечал Б. М. Теплов, воспитывается с малого, с элементарных «нравится», «не нравится», до овладения целого ряда эстетических оценок.

Приемы, подготавливающие детей к составлению описательных рассказов о природе:

Как известно, своеобразным толчком к воспитанию выразительности речи детей служат яркие многообразные впечатления от окружающего мира. Каждое время года по- своему красиво и привлекательно. Наблюдая картины природы вместе с воспитателем, слушая его пояснения, дети воспринимают эту красоту. Она заставляет их задуматься, а потом разговориться. Роль педагога здесь очень велика.

Не подавляя детскую активность, воспитатель направляет мысль ребенка, помогает сравнить явления, подобрав для их характеристики нужное слово. В процессе беседы, проводимой во время наблюдения, воспитатель фиксирует внимание ребенка на правильном речевом выражении воспринимаемого. Развитию выразительной речи способствуют различные задания, выполнение которых требует самостоятельности, творческой активности.

Н. А. Ветлугина отмечает 3 этапа в усложнении творческих заданий.

1. Задания, дающие установку на новые для детей способы действий: сочини, придумай, измени. Дети действуют совместно с педагогом, самостоятельно применяя лишь элементы творческих действий,

2. Задания, заставляющие детей находить новые комбинации на основе старых, уже известных решений,

3. Задания, выполняя которые дети сами планируют свою деятельность от начала до конца, выбирают художественные средства.

Интересные творческие задания предлагает О. С. Ушакова. Это – лексические упражнения на подбор эпитетов, метафор, сравнений, синонимов и антонимов, которые помогают почувствовать красоту стиха, сравнить поэтический и непоэтический язык, развивают их поэтический слух. Например: «Как можно сказать о снеге (какой он?), о лесе, о березке, об осени».

«В стихотворении снег сравнивается с серебром. А ты можешь придумать сравнение к слову снег?» Подбери слово, близкое к слову холодный».

«Подбери слова противоположные словам холодный, пасмурный, ясный» .

Одним из творческих заданий является составление детьми рассказов – этюдов о предметах и явлениях природы. Маленькие сочинения о природе, как называл их В. А. Сухомлинский,- важнейшая форма работы по развитию речи и мысли. В. А. Сухомлинский умел учить детей чувствовать природу и передавать свои впечатления в речи. Дети вслушивались в хор кузнечиков, всматривались в бесконечные дали, находили фантастические образы в плывущих облаках и все это точными выразительными словами, передавали в коротких рассказах. «детская фантазия быстрокрылой птицей устремлялась в заоблачные дали, за синие моря и леса, в далекие неизвестные страны. И в этом полете ярко раскрывался индивидуальный мир ребенка.

Вот, например, рассказ кати «Подсолнечник» «Взошло солнышко. Проснулись птички, поднялся в небо жаворонок. Проснулся и подсолнечник. Встрепенулся, стряхнул со своих лепестков росу. Повернулся к солнышку. «Здравствуй, солнышко!». Я долго ждал тебя. Видишь, мои желтые лепестки поникли без твоего тепла. А теперь они поднялись и радуются. Я круглый и золотой, похожий на тебя, солнышко»

Итак, рассказ – этюд представляет собой небольшой рассказ на предложенную тему, своеобразную словесную зарисовку.

Составление этих рассказов может занимать занятие целиком, или быть его частью. Цель рассказов – этюдов – развитие образности и точности языка, выработка умения несколькими предложениями охарактеризовать предмет, или явление, найти для его описания наиболее выразительные слова. В старшей группе дети еще не все справляются с такими заданиями.. Процесс восприятия объекта часто отвлекает их от речевого выражения Они затрудняются в подборе слов, предложения в их рассказах в основном  односложны. Составление рассказа – этюда требует уже некоторого творческого опыта, умения прочувствовать и передать красоту предмета, или явления. Поэтому целесообразно использовать данный вид рассказа в подг.гр., хотя готовить к этому надо в старшей группе.

Темы этюдов постепенно усложняются.. Сначала предлагают детям рассказать о чем-то, что имеет легко замечаемые отличительные признаки, привлекает детей своим разнообразием.(Зимний лес, парк осенью, весенний лес).Постепенно работа переходит к более сложным этюдам и должны быстро, лаконично и выразительно описывать единичный, не всегда яркий предмет «Ветка сирени», «Тюльпан», «Анютины глазки». Условно рассказы – этюды можно разделить на 3 группы:

-рассказ – этюд, составляемый во время наблюдения, экскурсии,

-рассказ – этюд об одном или нескольких предметах, составляемый во время беседы,

-рассказ – этюд об одном или нескольких предметах природы, составление которого проходит как самостоятельное занятие.

Руководя этим видом творческого рассказа, педагог должен обратить особое внимание на свой рассказ – образец, а также наметить с детьми план их рассказов. В своем образце – описании педагог подводит детей к пониманию общей картины явления и ее составных частей. «Оля поймала варежкой несколько снежинок. На синей полянке варежки сверкают, искрятся на солнце звездочки, кружочки, ромбики. Какая снежинка самая красивая? Трудно сказать, каждая хороша по- своему. Выразительный рассказ педагога надолго запоминается ему. Во время беседы образец рассказа воспитателя используется часто, но дети получают установку рассказать по-своему. Образец рассказа – описания, составленный педагогом, должен быть кратким и ярким, фиксировать внимание ребенка на самом впечатляющем предмете или явлении Хорошо использовать для этого литературные образы.

«Яблоко». Оно

Соку спелого полно…

Так свежо и так душисто.

Анализ поэтического произведения является эффективным приемом развития поэтического слуха, их чуткости к языку. Поэтому целесообразно задавать вопросы: «Чем понравилось вам это стихотворение? Какие слова употребил поэт…?» Почувствовать настроение поэтического произведения о природе помогает прослушивание музыкальных произведений - П. И. Чайковского «Времена года», «Море» Н. А. Римского Корсакова., русские народные мелодии. Постепенно дается план рассказа – этюда:

Как называется твой цветок? Расскажи, какой он? На что он похож, что он тебе напоминает?

Приобретенное умение всматриваться в предмет способствует развитию у детей умения составлять разные виды рассказов. Даже когда педагог дает задание описать предмет, дети стараются раскрыть некоторые связи, зависимости и даже закономерности развития предмета. «На полянке растут одуванчики. Они разные. Один одуванчик желтый, молодой. А белый уже осыпался. Старый – похож на белый шарик, а его семена – парашютики. Когда ветер дует, семена его разлетаются по земле. Их ветер собирает. И вырастают новые одуванчики. По мере расширения знаний детей в их рассказах появляются обобщающие слова ( грачи-первые весенние птицы, журчащие ручейки, расцветающая весенняя природа). Это говорит о развитии способности достаточно творчески использовать средства языка, для выражения своих мыслей и чувств.

Развитию образности языка помогает  тяготение детей к рифмованной речи. В старших группах надо чаще давать задания «придумай загадку», «вместе придумаем стихи», « Скрип-скрип вырос гриб, ножка белая, а шапка красная.

При вдумчивой работе педагога заметно меняются интонации детской речи, их поза во время рассказывания. Воспитатель должен учить рассказывать выразительно, обращаться ко всем слушателям. Мотивируя положительную оценку, даваемую рассказу товарища, дети вводят новый критерий – самостоятельность выполнения задания. Все это свидетельствует о том, что процесс обучения влияет не только на содержание и форму детского рассказа, но и на отношение детей к самому рассказыванию, постепенно у детей развивается чувство слова и появляется любовь к родному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативная, познавательная иречевая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе составление описательного рассказа по картине «Труд в природе весной»

дети учатся составлять описательный рассказ по картине, отгадывать загадки, играют в словесные игры, сообща придумывают название картине....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...

Обучение детей 6-7 лет описательному рассказу посредством комплекса нетрадиционных приемов (на примере темы «Природа»)

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, ...

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемодорожки»

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи у детей среднего возраста с помощью мнемосхемы....