Обучение детей 6-7 лет описательному рассказу посредством комплекса нетрадиционных приемов (на примере темы «Природа»)
статья по развитию речи (старшая группа) по теме
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит умение общаться с окружающими, успешность обучения детей в школе и общее интеллектуальное развитие.
В данной статье обобщен опыт использования нетрадиционных приемов в работе по составлению описательных рассказов о природе детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Т.С.Потанина
воспитатель
МБОУ «Приморская СОШ»
структурное подразделение Детский сад д. Рикасиха
Обучение детей 6-7 лет описательному рассказу посредством комплекса нетрадиционных приемов (на примере темы «Природа»)
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит умение общаться с окружающими, успешность обучения детей в школе и общее интеллектуальное развитие.
В настоящее время проблема обучения составлению описательного рассказа раскрыта в работах Н. А. Ветлугиной, Н. Ф. Виноградовой, Л. С., Выготского, Ф. А., Сохина, В. А. Сухомлинского, О. С. Ушаковой и др. Авторы считают, что обучение описательному рассказу целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития личности.
Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Продолжает развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная разговорная речь [2].На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы с несложной фабулой на предложенную ему тему. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце педагога. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.
Совершенствование связной речи детей старшей и подготовительной к школе групп, их умение выразительно говорить, последовательно и полно рассказывать обнаруживается чаще всего в процессе бытовой, игровой деятельности, а также на некоторых занятиях, но редко проявляется при передаче ими знаний о природе.
Научить ребенка составлять описательный рассказ о природе – значит не только пробудить его интерес к тому, о чем он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описываемого предмета или явления и тем самым вызвать у него желание найти необходимые слова и выражения, чтобы передать это в своей речи.
Н. Ф. Виноградова указала, что самым трудным из всех видов рассказов о природе является описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы. Составление его требует от рассказчика определенной культуры восприятия и непременного проявления своего эстетического отношения к описываемому предмету. Дети же часто лишь перечисляют признаки и свойства предмета, рассказы их лаконичны и сухи, им не хватает слов для красочного описания явления [4, с. 30].
На современном этапе накоплен богатый опыт по использованию разнообразных дидактических приемов составления описательных рассказов о природе, но пока недостаточно практического опыта их применения в комплексе.
В практике дошкольного образования речевому оформлению описаний о природе уделяется недостаточное внимание. Противоречие наблюдается между необходимостью овладения детьми связных высказываний типа описания о природе и их недостаточного использования в процессе речевого развития в детском саду.
Актуальность использования нетрадиционных приемов в работе по составлению описательных рассказов о природе детей дошкольного возраста состоит в повышении эффективности работы по формированию связной речи, совершенствованию составления описательных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова.
Вся работа осуществлялась по следующим направлениям:
1 направление. Работали над раскрытием темы. Цель: Учить составлять рассказы, соблюдая точность и полноту содержания. По данному направлению мы провели НОД по следующим темам: «Здравствуй, зимушка, зима», «Зимний лес». Используемые приемы: приемы, выполняя которые дети сами планируют свою деятельность от начала до конца: образец рассказа воспитателя; план и указания к самостоятельной работе. Здесь мы использовали только традиционные приемы, т. к это было первое ознакомительное занятие.
2 направление. Работали над логикой высказывания, законченностью построения предложения.
Цель: Учить составлять рассказы по определенной структуре, соблюдая логичность. По этому направлению мы провели НОД по следующим темам «Зимние братья», «В морозный денек». Наряду с традиционными приемами включили нетрадиционные, дающие установку на новые для детей способы действий: сочини, придумай, измени. Дети действуют совместно с педагогом, самостоятельно применяя лишь элементы творческих действий, приемы - разработанные нами, заставляющие детей находить новые комбинации на основе старых, уже известных решений: «Оживи картинку».
3 направление. Работали над использованием средств связи. Цель: Учить грамматически, правильно строить предложения. Нами были сформулированы следующие темы: «Придумай загадку»; «Зима». Мы использовали традиционные и нетрадиционные приемы: «Доскажи словечко», «Придумай слово» - образование родственных слов, «Рассказ Снеговичка»- рассказ глазами сказочного героя.
4 направление. Работали над использованием выразительных языковых средств. Цель: Наполнить содержание рассказов детей образностью выражений. Мы использовали традиционные приемы О. С. Ушаковой, включающие лексические упражнения на подбор эпитетов, метафор, сравнений, синонимов и антонимов для выбора художественных средств, которые способствуют развитию образности языка, рифмованной речи ребенка. Во время проведения занятия применяли и нетрадиционные приемы - разработанные нами, «Волшебная цепочка», «Скажи в рифму, по цепочке».
Рассказы детей о природе в подготовительной к школе группе отличаются «клочковатостью», отсутствием четкости и последовательности изложения. О неумении детей рассказывать, о природе свидетельствует и примитивный синтаксис этих рассказов: как только ребенок начинает говорить о природе, в его речи увеличивается число простых нераспространенных предложений и уменьшается число сложных.
Это доказывает, что воспитатель должен специально учить ребенка рассказывать о природе, т. е., с одной стороны, дать им достаточные знания, позволяющие составить относительно полный и точный рассказ о каком - либо предмете или явлении природы; с другой стороны, развивать умение детей формулировать свою мысль, отобранные сведения подавать по возможности логично и последовательно.
Целенаправленная работа, в процессе которой ознакомление детей с природой используется для развития у них логического мышления и связной речи, приводит к тому, что рассказы старших дошкольников становятся точными, четкими, достаточно богатыми и разнообразными в языковом отношении, эмоциональными. Дети овладевают всеми видами описательного рассказа о природе.
Список литературы
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2009. – 211 с.
- Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М., 2009. – 156 с.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2010. – 190 с.
- Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова; - М.: Просвещение, 1998. – 103с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др.; Под ред. Ф. А. Сохина. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1984. - с.121
- Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: 2010. – 145 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности при обучении детей с ОНР составлению описательных и сравнительных рассказов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает постоянный активный поиск путей совершенствования и оптимизации содержания коррекционной ...
План – конспект непосредственно образователь-ной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. «Составление описательного рассказа по теме «Весна идёт, весне дорогу!»
Тема «Составление описательного рассказа «Весна идёт, весне дорогу» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательн...
Обучение детей дошкольного возраста составлению описательных рассказов по серии картинок
ldquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им”Г. Гегель Учить детей дошкольно...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Составление описательного рассказа по теме «Космонавт» с опорой на мнемотаблицу
Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе составления описательного рассказа о космонавте.Задачи:1.коррекционно - обучающие: закрепить умение детей составлять описате...
Моделирование как средство обучения дошкольников с ООП составлению описательных рассказов
Моделирование как средство обучения дошкольников с ООП составлению описательных рассказов...
Деловая игра «Речевой коллоквиум по обучению детей дошкольного возраста составлению описательных рассказов по картине с использованием ИКТ»
Данный материал будет интересен для педагогов ДОУ, который позволит повысить их компетентность в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста (в обучении составлению описатель...
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...