Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста
методическая разработка
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. В период адаптации, когда расставание с обычной домашней средой тормозит все психические навыки малыша, педагогу важно поддержать его эмоциональный тонус. Ему необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. Лучшим средством для преодоления дезадаптации ребенка в детском саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_v_adaptatsionnyy_period_s_detmi_rannego_vozrasta.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста
Автор:
Румянцева Наталия Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 81
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Актуальность. Поступление ребенка в детский сад – это событие, требующее особого внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения и родителей. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка и их семьи в дошкольное учреждение.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ имеет три фазы. Первая – острая фаза, характеризуется нестабильным соматическим и психическим состоянием. Часто малыши уменьшаются в весе, болеют респираторными заболеваниями, страдают расстройствами сна, наблюдается снижение речевого развития. Вторая фаза адаптации у воспитанников раннего возраста – подострая, здесь свойственно нормальное поведение, все прогрессы слабеют и фиксируются на фоне немного приторможенного темпа развития, в частности психического развития, относительно средних возрастных норм. Третья фаза адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ – компенсации, увеличивается темп развития и ближе к окончанию года происходит задержка темпа развития.
Адаптация детей в детском саду раннего возраста имеет три степени. Легкая адаптация в раннем возрасте характеризуется относительно недолгим пребыванием в отрицательном эмоциональном состоянии и настроении. Детям раннего возраста свойственно расстройства сна, они не имеют аппетита, не хотят играть со сверстниками. Меньше чем за месяц такое состояние нормализуется. Преобладает радостное, стабильное состояние, активная коммуникация с взрослыми и другими воспитанниками раннего возраста. Адаптация к ДОУ детей раннего возраста средней степени тяжести выражается в более медленной нормализации эмоционального состояния. В первом месяце адаптации часто случаются болезни, в основном респираторные инфекции. Такие заболевания длятся от недели до десяти дней и заканчиваются без осложнений. Психическое состояние нестабильное, любая новизна способствует негативным эмоциональным реакциям. С помощью взрослого дети более заинтересовываются познавательной деятельностью и скорее свыкаются с новыми условиями.
Тяжелая степень адаптации: эмоциональное состояние стабилизируется очень медленно, может длиться несколько месяцев. В тяжелый период адаптации свойственны агрессивно-разрушительные реакции. Все это сказывается на здоровье и развитии. Обуславливается тяжелая степень адаптации раннего возраста несколькими причинами: отсутствием режима в семье, который совпадал бы с порядком в детском саду, неумение играть с игрушкой, своеобразные привычки, несформированность гигиенических навыков, неумение общаться с новыми людьми.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ бывает легкой, быстрой и практически безболезненной, но может быть и тяжелой. Невозможно сразу точно определить какой она будет, это зависит от влияния многих различных факторов: от условий периода беременности до индивидуальных свойств центральной нервной системы.
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста. Процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. В период адаптации, когда расставание с обычной домашней средой тормозит все психические навыки малыша, педагогу важно поддержать его эмоциональный тонус. Ему необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. Лучшим средством для преодоления дезадаптации ребенка в детском саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.
Цель: с помощью игры и игровых упражнений помочь ребенку в адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Задачи:
- создание положительного эмоционального настроя в группе;
- снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;
- развитие игровых навыков;
- воспитание у детей стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.
Игры в период адаптации можно условно разделить на две группы:
- Коммуникативные игры, направленные на формирование эмоционального контакта педагога с детьми и детей между собой. Это игры - забавы, хороводы, подвижные игры.
- Игры на освоение окружающей среды, направленные на освоение детьми пространства групповой комнаты (детского сада, знакомство с персоналом детского сада, другими воспитанниками). Это игры – путешествия, игры с предметами, подвижные игры.
Предлагаемый материал можно использовать при условии, что воспитатель владеет знаниями и выполняет определённые условия:
- добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участия в предложенной игре);
- непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;
- многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);
- специальный наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) должен использоваться только в данных развивающих играх (нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так он дольше останется для детей необычным);
- запрет на оценку действий ребенка типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно»;
- предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя.
Картотека игр в адаптационный период для детей раннего возраста
Игра «Дай ручку»
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
—Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Игра «Привет! Пока!»
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
—Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.
—Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
—Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Игра «Хлопаем в ладоши»
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
—Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно
попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
Игра «Я Петрушка – веселая игрушка!»
Материал к игре: кукла Петрушка.
Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.
— Я Петрушка— веселая игрушка! Привет-привет!
Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.
—Давай здороваться! Дай ручку!
После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.
-Давай хлопать в ладошки— хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.
Игра «Киса-кисонька»
Материал к игре: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.
— Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.
Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, кису ля! —
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой.
Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.
Игра «Ладушки-ладушки»
Ход игры: Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши.
—Давай похлопаем в ладоши—вот так.
Ладушки-ладушки! Педагог вместе с ребенком хлопает в ладоши.
—Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
—Кашку!
— Что пили?
—Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили!
Ш-у-у-у, полетели,
На головку сели!
На последних строчках помашите кистями рук, как крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша.
Игра «Коза-рогатая»
Ход игры: Педагог проговаривает текст потешки, сопровождая ее движениями.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ!
Глазками хлоп-хлоп:
«Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю,
Забодаю, забодаю!»
Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец — получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка.
Игра «Хоровод»
Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились. Бух!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг. Гей!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
Игра «Хоровод с куклой»
Материалы к игре: кукла средних размеров.
Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, «гладит» каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает» потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую песню. Эта игра проводится с двумя или тремя детьми.
Игра «Игра с собачкой»
Материалы к игре: игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять собачку за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Ребенок кормит собаку. Собака «ест», «лает», и говорит ребенку «спасибо».
Игра «Мы топаем ногами»
Ход игры. Дети встают в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им, возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении.
Мы топаем ногами,
мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем, мы руки подаем.
(Дети берутся за руки, образуя круг).
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.
Игра «Как летит листочек?»
Материалы к игре: листок газетной бумаги.
Ход игры. Дайте малышу листок газетной бумаги, помогите ему выполнить действия, о которых говориться в рифмовке:
Листочек взлетел,
Листочек кружится, кружится
Под ноги ложится.
Листочек рвётся, рвётся, рвётся.
Листочек мнётся, мнётся, мнётся.
(Под последние две строчки надо разорвать листочек на клочки, собрать их в кучку и, сминая, превратить в подобие бумажного шарика.)
Игра «Попрыгунчик»
Ход игры. Продекламируйте малышу этот стишок, сопровождая слова действиями, а потом предложите малышу присоединиться к вам:
- Стоит в поле теремок (сядьте на корточки и накройте голову руками)
-Кто, кто в теремке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
- Дверка открывается (медленно приподнимаете руки над головой)
- Кто там появляется?
Ш-ш-ш-ш, ба- бам, ба-бам! (подпрыгиваете, вытягивая руки вверх)
- Попрыгунчик там!
Игра «Зайчик»
Материалы к игре: мягкая игрушка зайка.
Ход игры. Прочтите стишок, сопровождая его действиями:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайчик поскакать (потрясите игрушку вверх, вниз)
Огляделся (поверните игрушку влево- вправо),
Повертелся (вращайте игрушку),
Посмотрел наверх и вниз (наклоните игрушку назад и вперёд)
Пробежался (бегите с игрушкой),
Забоялся…
Где ты, зайчик, отзовись? (спрячьте игрушку за спину).
Игра «Чьи вещи?»
Материалы к игре: игрушечный градусник, половник, пачка стирального порошка, гармошка (пианино)
Цель игры — закрепить знание имен работников детского сада.
Ход игры. Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и каждый из них забыл одну из своих вещей. Просит детей помочь разобраться, кому какая вещь принадлежит. Дети должны назвать не только профессию, но и имя хозяина вещи, например, «Этот градусник оставила Любовь Федоровна, наша медсестра». Когда все вещи будут «опознаны», можно раздать их детям, которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т. д.
Игра «Нежно гладим мы зверят»
Материалы к игре: резиновая игрушка-пищалка
Ход игры. Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка-пищалка. Воспитатель произносит текст и выполняет движения:
- Нежно гладим мы зверят, (ладошкой гладит игрушку 8 раз)
И зверята не пищат. Попищим поскорей, (сжимает игрушку 8 раз)
Литература
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
- Лялина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад.». – Волгоград: Учитель, 2001
- Сертакова Н.М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста»
Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоцио...
Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста
Картотека игр с детьми 2-3 лет...
Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста .
В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду....
"Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста"
laquo;Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек ...
Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста «Игра-помощник» (2-3 года).
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю....
Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека...
Консультация для воспитателей Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста.
Проблема адаптации человека к изменившимся условиям жизни была и остаётся актуальной в наше время. Эта проблема занимает умы научных и практических работников. Особенно актуальна тема а...