Консультация для воспитателей Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста.
консультация
Проблема адаптации человека к изменившимся условиям жизни была и остаётся актуальной в наше время. Эта проблема занимает умы научных и практических работников. Особенно актуальна тема адаптации в раннем возрасте, когда ребенок из семейной стабильной среды переходит в другую, подчас более агрессивную среду. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, где всё так незнакомо. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. В результате нарушаются сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, все это сопровождается соматическими заболеваниями, подчас переходящими в хронические. Именно поэтому, насколько быстро и менее болезненно пройдет процесс адаптации, настолько благополучным будет состояние ребенка и его здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ns_portal.docx | 268.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста.
Подготовила:
Воспитатель МДОУ «Детский сад п.Пробуждение»
Митина Татьяна Викторовна
Адаптация - это привыкание организма к новой обстановке и новым условиям жизни. Для ребенка детский сад и есть такая обстановка с неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции.
Дети младшего дошкольного возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
Здесь на помощь педагогу приходит игра. Игра является самым доступным видом деятельности для младшего дошкольника, а структура из системы игр и игровых упражнений способствует преодолению стрессовых состояний у ребенка, созданию эмоционально - благоприятной атмосферы в группе.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период:
- они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
- не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
- должны использоваться копии реальных предметов, а не их заменители;
- всем детям предлагаются одинаковые предметы;
- инициатором игры выступает взрослый.
Игры подбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку. Желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилия воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходит в детский сад, нужно в первую очередь создать комфортную психологическую атмосферу в группе. Здесь помогут игры на взаимодействие «Карусель», «Раздувайся пузырь…», хороводы, «Каравай».
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Для взаимодействия с такими детьми хорошо подойдут пальчиковые игры. Кроме того, эти игры помогают согласованности и координации движений. Такие игры, как «Книжка – угадай-ка», «Вместе с мишкой», «Игры с куклой» не только ободрят и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку. Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
В значительной мере помогут в период адаптации игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей (например, игры с посудой в кухонном уголке).
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой, если есть возможность их проведения. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
Игры для детей в адаптационный период
«Ладушки – хлопушки»
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
- создание положительного эмоционального климата в группе;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие чувства ритма, координации движений.
Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:
- Ладушки – ладушки,
Звонкие хлопушки,
Хлопали в ладошки,
Хлопаем немножко. Да!
(громко хлопаем в ладоши)
- Кашу варили,
Ложечкой мешали.
(взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой)
- Куколку кормили. Да!
- Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперед)
- Кулачки сложили,
Кулачками били,
Тук, тук, тук, тук, тук,
Тук, тук, тук, тук, тук. Да!
(сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга)
- Ладошки плясали,
Деток забавляли,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики)
- Ладушки устали,
Ладушки поспали,
Баю-бай, баюшки,
Баю-бай, ладушки. Да!
(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку)
«Пускание мыльных пузырей»
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
- создание положительного эмоционального климата в группе;
- снятие эмоционального напряжения.
Материал: мыльные пузыри.
Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:
— Осторожно, пузыри!
— Ой, какие!
— Посмотри!
— Раздуваются!
— Блестят!
— Отрываются!
— Летят!
— Вот — со сливу!
— Вот — с орех!
— Вот не лопнул дольше всех!
Дети ловят мыльные пузыри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры в адаптационный период с детьми 2 - 3 лет. Рекомендации для воспитателей.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети. Расположить к себе таких детей помогут разнообразные игры. Эти игры также обучают согласованности и координации движений....
Консультация на тему: «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет»
Адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут при...
Консультация для воспитателей "Игры в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста"
"Игры в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей "Игры в адаптационный период с детьми полутора-двух лет"
Консультация для родителей "Игры в адаптационный период с детьми полутора-двух лет"Важнейшим событием каждой семьи является поступление ребенка в детский сад. Для ребенка — это сильное...
Консультация для родителей и воспитателей " Игры в адаптационный период с детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей и воспитателей " Игры в адаптационный период с детьми дошкольного возраста"...
Консультация для родителей «Игры в адаптационный период с детьми 1.5 -3 лет» 13.10.21.
Игры в адаптационный период с детьми 1.5 – 3 лет. Игра «Ладушки» Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках по кругу. Воспитатель поет песенку и одновременно инсценирует свое...
Консультация для родителей "Игры в адаптационный период с детьми двух - трех лет".
Консультация для родителей "Игры в адаптационный период с детьми двух - трех лет"....