Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста .
материал (младшая группа)
В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_v_adaptats_period.docx | 95.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста .
Родители в первый раз привели ребенка в детский сад. Волнуются. Переживают. Как справится ребенок с новой ситуацией?
Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду» и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для малыша?
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение ребенка.
Малыш находится в особом "третьем состоянии" между здоровьем и болезнью. Но постоянно находиться в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ребенок или просто заболеет, или снова станет сам собой. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени забудутся негативные сдвиги адаптационного процесса. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации.
Чтобы более детально и как можно объективнее судить о процессе адаптации, существуют специально разработанные показатели, которые достаточно информативно характеризуют особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу.
I. Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся, в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому коллективу.
II. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам.
III. Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице.
IV. Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно впервые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на новизну. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции.
V. Социальные контакты. Уже в три года малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса.
VI. Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций.
VII. Социальные навыки. Под прессом стресса малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.
VIII. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, вплоть до ее потери, но в процессе привыкания речь восстанавливается.
IX. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.
X. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
XI. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем.
Итак, адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможно, приводящий к стрессу.
Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Цель игр — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период
- они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
- не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
- должны использоваться копии реальных предметов, а не их заменители;
- всем детям предлагаются одинаковые предметы;
- инициатором игры выступает взрослый.
Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента
Как показали научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в садике, но и дома тоже), не давая возможности побыть самим собой.
При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт («Качели», «По ровненькой дорожке»).
Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности:
-знакомство;
-игры с использованием игрушек и предметов;
-контакт руками;
-телесный контакт.
Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют
соблюдения нескольких условий:
Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;
Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры. Во многих играх используются стихотворения и потешки.
В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу.
В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец.
В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый — один ребенок).
Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно.
Игры для налаживания контакта с ребенком
Дай ручку!
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
—Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Привет! Пока!
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
—Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.
—Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
—Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Хлопаем в ладоши!
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
—Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
Ку-ку!
Оборудование: кукла Петрушка.
Ход игры:
Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).
— Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем Петрушка
показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!
Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова
прячется. Игру можно повторить несколько раз.
Лови мячик!
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
__Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
—Кати мячик! On! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
Петрушка
Оборудование: кукла Петрушка.
Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.
— Я Петрушка— веселая игрушка! Привет-привет!
Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.
—Давай здороваться! Дай ручку!
После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.
-Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.
Котёнок
Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.
— Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.
Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, кису ля! —
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой.
Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.
Шарик
Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).
Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.
— Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.
После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.
— В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!
Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.
Солнечный зайчик
Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).
Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д.
—Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает— прыг-скок!
Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.
—Потрогай зайчика—вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает — поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке— не достать!
ЕСЛИ ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями — дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика».
Во время игры не забывайте комментировать все действия.
Платочек
Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).
Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо
сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре.
Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:
— Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!
Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову.
—Где же наш Ваня? Ваня, ты где?Ау!
После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно
Прятки
Оборудование: большое одеяло или плед.
Ход игры: Аналогично игре с платком можно организовать игру в прятки, используя одеяло или плед. При этом ребенок или взрослый, прячась, может свободно передвигаться по комнате, выбирая подходящее укромное место.
В отличие от игры с платком, это более продолжительная игра. Водящий: взрослый может намеренно не спеша ходить по комнате, заглядывая в самые неожиданные места — под стол, в шкафы и т.д. — со словами:
—Где же наш мальчик спрятался? Миша, ау! Иду искать!
Когда ребенок ждет, что его вот-вот найдут, он переживает сильные эмоции — напряжение и, возможно, страх. В конце игры такое напряжение обязательно разрешается — ребенка находят, гладят по голове, обнимают, хвалят.
Хлопушки
Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так,
Своих ручек не жалеет!
Коготки-царапки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.
Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка. Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.
У белого котенка
Мягкие лапки.
На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы — котенок «выпускает» коготки-царапки.
Но на каждой лапке
Коготки-царапки!
Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями:
ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.
Киса, Киса! Брысь!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одно! игрового действия на другое.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!».При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить — при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину.
—Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят— «Киса! Киса!» — держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» — быстро спрячь ладошки за спину. Вот так.
Киса, киса! Брысь!
Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями.
Тритатушки — три-та-та!
Ход игры: Взрослый усаживает ребенка на колени, лицом к себе, держит ребенка за пояс. Затем совершает ритмичные телесные потряхивания (влево-вправо, вверх-вниз), сопровождая движения многократным проговариванием слов:
— Тритатушки— три-та-та! Тритатушки—три-та-та!
По ровненькой дорожке!
Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму— Бух!
Тушки-тутушки!
Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать ребенка вверх, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.
Тушки-тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки—
Бух!
Качели
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в качели.
- Ты любишь качаться на качелях? Давай поиграем в качели! Педагог садится на диван или удобный стул, усаживает ребенка к себе на колени, лицом к лицу. Затем берет руки ребенка в свои и расставляет их в стороны, после чего имитирует ритмичные движения качелей — покачивается из стороны в сторону, увлекая за собой ребенка.
—Качели качаются: кач-кач! Кач-кач!
Играть можно и стоя. Взрослый и ребенок становятся напротив друг друга, широко расставив ноги, они берутся за руки и раскидывают их в стороны. Со словами «кач-кач» имитируются движения качелей — вместе взрослый и ребенок раскачиваются из стороны в сторону, поочередно отрывая то правую, то левую ноги
от пола.
Часики
Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные часы, затем предлагает поиграть в часы.
—Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!»— Давай поиграем в часы!
Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов — осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.
— Часики тикают: «тик-так! Тик-так!»
Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, — часики | могут тикать медленно и быстро.
Догоню-догоню!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки.
—Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять!
Догоню-догоню!
Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить — дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка — обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт.
Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать — попробуйте в другой раз.
Ладушки.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши.
—Давай похлопаем в ладоши—вот так.
Ладушки-ладушки! Педагог вместе с ребенком хлопает в ладоши.
—Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
—Кашку!
— Что пили?
—Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили!
Ш-у-у-у, полетели,
На головку сели! На последних строчках помашите кистями рук, как
крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша.
Сорока-белобока
Ход игры: Педагог берет руку ребенка в свою руку и начинает читать потешку, сопровождая текст движениями.
Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала:
Ты, сынок, мал,
Нам не помогал,
Тебе каши не дадим.
Педагог круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его
ладошке — «мешает кашку». При словах «этому дала» загибайте
поочередно пальчики ребенка, начиная с мизинца. При словах «а этому не дала» поверните большой палец ребенка и пощекочите его ладошку.
Коза рогатая
Ход игры: Педагог проговаривает текст потешки, сопровождая ее движениями.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ!
Глазками хлоп-хлоп:
«Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю,
Забодаю, забодаю!»
Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец — получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка.
Методика проведения игр, направленных на сближение друг с другом и педагогом
Давайте познакомимся.
Дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых он легкий и неприятности при его ловле исключаются; во-вторых, он обычно яркий, красочный, что безусловно, привлекает малышей).
Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на большие расстояния. Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие педагога, так как дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но е можно и разнообразить: например. Вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени.
Вариантов может быть множество.
Раздувайся, пузырь!
Дети с педагогом создают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала педагог, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).
Лови – лови!
Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5-0,75см с прикрепленной к ней лентой, оканчивающейся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).
Все становятся в круг, ведущий с палочкой – в центре (и опять сначала это будет педагог, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, - ребенок).
«Лови – лови!» - говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры – схватить мяч, который все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно.
Педагогу необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращая игру в постоянное одергивание.
Методика песочной игротерапии
В играх с песком проявляется естественная активность ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице, именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.
Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К.Г.Юнгом. Наблюдая за играми детей в песочнице, мы видим, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
Все игры с песком условно можно разделить на три направления:
- обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);
- познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);
- проективные (с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
На этапе адаптации ребенка используем обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Эти несложные упражнения доступны детям и способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Что нужно для реализации методики песочной терапии?
Прежде всего песочница, она может быть любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдается квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет – дно песочницы символизирует воду, а борта – небо.
К песку предъявляются определенные требования: он должен быть чистым, просеянным (желательно прокаленным).
Кроме лопаток, формочек, совочков, должна быть собрана коллекция небольших игрушек и предметов.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становиться возможным.
В процессе игр с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.
Рассмотрим подробнее методику проведения игр с песком.
Отпечатки наших рук.
Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок и педагог по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней сторонами. Необходимо слегка вдавливать руку в песок, прислушиваться к своим ощущениям) песок прохладный или теплый, сухой или мокрый, когда двигаем руками по песку – чувствуем маленькие песчинки).
Делаем такие упражнения:
- отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомыми предметами (цветок, солнышко, ежик);
- скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, задание – показать, как едет машина, ползет змея, карусель. Тоже, поставив ладонь ребром;
- шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой рук. Потом двумя руками одновременно;
- «игра на пианино», задание – «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино; движения мягкие, вверх – вниз, движется вся кисть);
- «следы невиданных зверей», задание – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т.д.
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание, память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
Игры в работе с детьми в период адаптации
Игра «Найди свой шкафчик»
Цель: закрепить знание детьми своих шкафчиков, способствовать знакомству с детским садом и правилами поведения в нем
Ход игры:
Дети стоят возле воспитателя, он напоминает детям, что у каждого есть свой шкафчик. Складывать вещи нужно только в свой шкафчик, чтобы они не перепутались с вещами других ребят.
Затем воспитатель просит малышей найти свой шкафчик и встать около него. Дети по очереди называют предмет, изображенный на картинке, прикрепленной на шкафчике.
Игра «Мой дружок»
Цель: способствовать эмоциональному благополучию детей
Оборудование: пластмассовые крючки, прикрепленные на дверцы шкафчиков в раздевальной комнате; коробка с маленькими мягкими игрушками с прикрепленными на них петлями
Ход игры:
Воспитатель приглашает детей посмотреть на зверушек, которые сегодня пришли к детям в гости. Затем дети по очереди достают понравившуюся игрушку.
Воспитатель: - Ребята, эти зверушки будут теперь всегда жить в детском саду и ждать вас по утрам, когда вы придете в детский сад. Давайте повесим их на дверки наших шкафчиков. Теперь у каждого из вас будет свой дружок!
Игра «Осенние листочки»
Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения, взаимодействию детей
Оборудование: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, аудиозапись медленной музыки
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.
- Давайте назовем, какого цвета листочки.
- Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.
Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.
- А хотите потанцевать с гномиком?
Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.
Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.
В заключение гномик благодарит малышей.
Иди ко мне
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов, и манит его к себе, ласково, приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой хороший Коля пришел!»
Покружимся
Ход игры. Воспитатель берет мишку (игрушку), крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая его к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
Хоровод с куклой
(проводится с двумя-тремя детьми)
Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию.
Собирание «сокровищ»
Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.
Кто в кулачке?
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.
Воспитатель читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (сжать пальцы в кулак)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить вперед большой палец).
Зайка
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок - «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.
Выдувание мыльных пузырей
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
Хоровод
Ход игры. Воспитатель держит за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вариант игры 1:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились. БУХ!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
Вариант игры 2:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг. ГЕЙ!
Взрослый и ребенок дружно подпрыгивают.
Прячем мишку
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.
Солнышко и дождик
Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «на небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.
Поезд
Цель: отработка основных движений - бега и ходьбы.
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я - паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Догонялки
(проводится с 2-3 детьми)
Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».
Вариант: игра проводится с мишкой.
Солнечные зайчики
Материал. Маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.
Игра с собачкой
Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав!
Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!» При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
Делаем коллаж
Материал. Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи и т.п.
Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т.д.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазывать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.
Ловись, рыбка
Цель игры: развитие согласованности движений.
Материал. Картонная коробка, металлические пробки от бутылок («рыбки»), магнит, палочка и веревка (для удочки).
Ход игры. В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки (или тесемки) привязывают палочку, а к другому - брусок магнита. Воспитатель показывает ребенку, как выуживать «рыбок» из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рыбу. После того как будут извлечены все пробки, взрослый считает их («Вот сколько рыб мы поймали!») и игра начинается сначала.
Игра с кистями рук
Ход игры: (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их.) Взрослый отпускает пальцы вниз и шевелит ими - это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцами - «кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.
Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-стук-хлоп и т.п.
Покатаемся на лошадке
Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, то можно посадить ребенка на колени).
Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно». Ребенок тихо повторяет: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук [н] протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.
Книжка - угадай-ка
Материал. Записная книжка с проволочной спиралью.
Ход игры. Наклеивают в записной книжке через страницу (на правой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается угадать, что изображено.
Забава с увеличительным стеклом
Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое).
Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти - это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т.д.
Вместе с мишкой
Цель игры: формирование у ребенка навыков сюжетной игры.
Материал. Игрушечный медвежонок.
Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравиться пить из чашки?», «Миша, нравится тебе пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.
Игра с куклой
Материал. Кукла.
Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, ноги, живот и т.д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т.д.
Собираем игрушки
Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде:
«Мы игрушки собираем,
Мы игрушки собираем!
Тра-ля-ля, тра-ля-ля, тра-ля-ля
Их на место убираем».
Передай колокольчик
Материал. Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).
Зайка
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок — «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть.
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.
Позови
Материал. Мяч.
Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.
Мяч в кругу
Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
Все дальше и выше
Материал. Яркий мяч.
Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч.
Упражнение повторяется с другим ребенком.
Еле-еле
Ход игры. Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поет:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите. Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.
Мы топаем ногами
Ход игры. Играющие дети становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст так медленно, с расстановкой, давая возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем. (Дети берутся за руки, образуя круг)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.
Мяч
Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.
Огуречик, огуречик ...
Ход игры. На одном конце площадки - воспитатель (ловишка), на другом - дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.
Где найти
Цель. Совершенствовать навык по словесному указанию находить игрушки. Уметь подбирать игрушки разные по внешнему виду, но одинаковые по размеру, развивать ориентировку в пространстве, память, понимать слова: высоко, низко, большой, маленький, рядом, здесь,
Материал. Сюжетные картинки.
Ход игры. Воспитатель предлагает мишке посмотреть, где стоят игрушки, и говорит детям: - где стоят матрешки? - высоко или низко? Как платочек у матрешки, что стоит в низу? Кто хочет поставить матрешку сначала маленькую потом большую? - где у нас лежат мячики? В конце занятия проводим с мишкой игру «большое и маленькие мячики», в конце игры мишка разбрасывает мячики по комнате ребятишки собирают и так 2-3 раза
Принеси игрушку
Цель. Совершенствовать навык по словесному указанию находить игрушки. Уметь подбирать игрушки разные по внешнему виду, но одинаковые по размеру, развивать ориентировку в пространстве, память, понимать слова: высоко, низко, большой, маленький, рядом, здесь,
Оборудование: 4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.).
Ход игры. На столе или ковре расставлены игрушки. Воспитатель просит ребенка принести, например, машинку. Если он ошибается, воспитатель указывает на нужный предмет. Затем спрашивает, что это. Малыш отвечает. Или: «Это машина. Повтори». Ребенок называет предмет или использует предметы-заместители: «би-би». Игра повторяется.
Найди желтый листочек
Цель: формировать цветовое восприятие, побуждать детей участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, желтые, красные, вьются, летят; воспитывать любовь к окружающему миру.
Материал: фланелеграф, фигурки к нему: красные, желтые, листья, вазочка, котенок и собачка.
Ход игры. В гости пришла собачка и котенок ребята и воспитатель предлагают погулять и находят листочки. Собачка предлагает собрать желтые листочки, а котенок красные. Ребятишки собирают листочки и крепят рядом с котиком и собачкой.
Поможем бабушке
Цель: развивать сосредоточенность, координацию движений рук и зрительный контроль, воспитывать уважение к старшим.
Материал: катушки большие, окрашенные в разные цвета, к ним привязывают веревочки 70 см по количеству детей.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям намотать на катушки нитки. Что такое и рассказывает детям , затем показывает как надо накручивать нитку на катушку, потом берется за ниточку и начинает разматывать. В конце говорит большое спасибо, что помогли бабушке.
Ловись рыбка
Цель: научить детей пользоваться сочком для вылавливания игрушек из воды, координировать движения, воспитывать аккуратно.
Материал: сочок, и игрушки, и бассейн центры воды и песка.
Домик из кубков
Цель: формировать навык у детей вертикально накладывать кубик на кубик, понимать слова: сделай, домик: развивать внимание и воспитывать аккуратность действий.
Материал: по 4 кубика одинаковой величины на каждого ребенка.
Ход игры. Воспитатель раздает кубики и сама строит домик, затем предлагает построить домик детям. В конце можно предложить поиграть в кубики всем вместе.
Играем с фруктами
Материал. Цветной картон соответствующих цветов.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребенку разложить фрукты на коврике, такого цвета какой фрукт. Похвалить малыша, когда он справится с заданием.
Кому что дать
Цель: закрепить названия животных, сформировать представление об их внешнем виде, воспитывать интерес к занятиям, желание трудиться.
Материал: мягкие игрушки - зайчик, козочка, ежик, муляжи фруктов и овощей.
Ход игры. Воспитатель говорит дети к нам пришли в гости зверята, надо их угостить. А в корзинке лежат овощи и фрукта воспитатель просит ребятишек взять овощ или фрукт и гостить зверят. А в конце занятия дети играют с зверятами.
Помоги найти маму
Цели: побуждать детей находить и показывать, где чья мама.
Материал: машина, теленок, котенок, щенок, жеребенок.
Ход игры. Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу». Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки.
Автомобиль
Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.
Оборудование: Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки
Ход игры. Воспитатель показывает машинки и спрашивает, как она гудят («би-и, би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и, би-и». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо. Потом воспитатель предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов, бегают по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и, би-и».
Соберем бусы для мамы
Цель: учить нанизывать на шнуровку бусы, воспитывать аккуратность, терпение, внимание. Учить обследовать их одновременно рукой и глазами - зрительным и осязательным способом.
Материал: 4-5 крупных бусинок и шнурок с твердым концом.
Ход игры. Воспитатель говорит давайте ребята соберем нашей мама бусинки. И показывает как делать, а они повторяют у кого не получается помогает им.
Использование фольклора в режимных моментах
Использование фольклора в режимных моментах | 1 квартал Сентябрь, октябрь ноябрь | 2 квартал Декабрь, январь, февраль | 3 квартал Март, апрель, май | 4 квартал Июнь, июль, август |
Утренний прием | Красные кафтанчики, Синие карманчики На дубу они сидят, Меж собою говорят Все про Галечку, Все про маленьку Ой мой маленький, Ненаглядненький Мой хорошенький Мой пригоженький | Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Ванечка –хороший Ванечка -пригожий! Мой сыночек маленький Чуть побольше валенка | Придет киска не спеша Что ты плачешь, «ы» да «ы» Слезы поскорей утри Будем мы с тобой играть Песни петь и танцевать | Не плачь, не плачь, |
Умывание | Водичка, водичка, Водичка, водичка, Кто тут будет куп-куп, Умывание Щечки мыли? Глазки мыли? Ручки мыли? ДА!!! И теперь мы чистые- Зайчики пушистые! | Водичка-водичка,
Вот когда я взрослым стану Теплая водичка Знаем, знаем да, да, да Где тут прячется вода! Выходи, водица, Мы пришли умыться! Моем руки дружно, Нам обедать нужно, | Ай, лады, лады, лады Глазоньки моргать- моргать, Ай, лады, лады, | Мы пойдем купаться Ах, водичка хороша! Мы пойдем купаться Я сегодня утром рано |
Гимнастика | Где же наши ручки? |
Большие ноги | Расти, Маша, выше, |
Детки хлопать все умеют, |
Одевание, раздевание | Дождик, дождик | |||
Питание | Варись, варись, кашка, Тушки, тутушки, Час обеда подошел, Бери ложку, бери хлеб, Большими вырасти хотим Куклу? Кормили! Ест собачка: ам-ам-ам Длинохвостая лошадка | Трушки ту-тушки! . Ой, люли, люли, люли, И СМОТРЕТЬ ВСЕГДА ПРИЯТНО, МЫ ЕДИМ ВСЕГДА КРАСИВО, ПОСЛЕ СКАЖЕМ ВСЕМ "СПАСИБО Вот девочка Маша. Дружно ложки мы берем | В печи калачи,
| На столе витушки, Наш Сережа непосед, А у нас есть ложки . |
Индивидуальная работа | У киски боли, | У лисы боли, | Придет киска неспеша | Ах, кокля-мокля, |
Безопасность, здоровье 1(горшок ) | Это что стоит? Горшок! Раз-два-три-четыре-пять - Будем мы штаны снимать! Присядем аккуратно. Знают все детишки: Очень неприятно Писаться в штанишки! | Мы все сделаем, как надо. Мама будет очень рада! Прыг-скок, прыг-скок, | Мы поели, мы попили, | |
Труд | Раз, два, три, четыре, пять! | А ну-ка, друзья за работу | Чешу, чешу волосоньки, | |
Чтение художественной литературы | Носик, носик, лобик, | |||
Художественное творчество | Лепим мы куличи, | |||
Социализация | Иван, Иван, вырывай бурьян, | |||
Сюжетно-ролевые игры | Хоть с тобой я ссорюсь часто, | (Водим пальчиком по ладошке) | Мели, мели мельница, | Лепим, лепим пирожки, |
Коммуникация | Петушок, петушок, Золотой гребешок, Ты подай голосок Через темный лесок. Через лес, За реку Покричи: - Ку-ка-ре-ку! | Едем-едем на лошадке По дорожке гладкой-гладкой. В гости нас звала принцесса Кушать пудинг сладкий. Две собачки у порога Нам сказали очень строго… Как собачки говорят? Гав-гав! (Повторять, изменяя зверей у порога, пока ребенку не надоест: (Два котенка – мяу-мяу! Две собачки – гав-гав! Два утенка – кря-кря! Два цыпленка – пи-пи-пи! Два теленка – Му! Му! Две овечки – Бее! Бее! Два козленка – Мее! Мее! Две лягушки – ква-ква!) | На лошадке ехали, в огород заехали (легкие приседания, руки вытянуты - "держат вожжи") Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп! (хлопки: два коротких, один длинный) На машине ехали, до угла доехали. (повороты руками, которые будто держат руль) Би-би-би! Би-би-би! (большими пальцами надавить "сигнал") Паровозом ехали, до горы доехали. (рука сжата в кулаке вверху. движения руки вниз-вверх,вверх-вниз и т.д.) У-у! (широкое движение рукой сверху вниз) | |
Прогулка | Посмотри, на улице Стало холодать. Пришло время кофточку Деткам надевать. Тушки-тутушки Где твои ушки? Ушки в шапке, Не достанут лапки Чтобы ушки не болели Быстро шапочку надели. А потом и куртку Для длительной прогулки. | Раз,два,три,четыре,пять Собираемся гулять. Завязала Настеньке Шарфик полосатенький. Наденем на ножки Валенки-сапожки. И пойдем скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать. Наденем на ножки Валенки-сапожки. Хороши сапожки Не замерзнут ножки. Ты, мороз, мороз, мороз, | Раз, два, три, четыре, пять Собираемся гулять. Если хочешь прогуляться, Нужно быстро одеваться, Дверцу шкафа открывай, И одежду доставай. Собери носок в гармошку, И надень его на ножку. Ты другой носок возьми Точно так же натяни. А теперь скорей вставай И штанишки надевай | В руки мы берем совочек, Сыплем желтенький песочек. Помогай мне, не ленись! Наш куличик, получись **** Куда бежите, ножки? |
Музыка | Динь-дон, дили, дили, Погремушки нам купили. У Марины, у Танюшки И у Вовы погремушки. И звенит со всех сторон: Дили, дили, дили, дон. | Дыбочек, дыбок, Скоро Сашеньке годок! Дыбок-дыбок! Целый годок! Мы на дудочке играем, Мы детишек забавляем: Ду-ду-ду, ду-ду-ду. На трубе мы все играем, Мы детишек забавляем: Ту-ту-ту, ту-ту-ту. Ди-ди-ди, ди-ди-ди. В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем: Та-та-та, та-та-та. | ||
Пробуждение после сна | Мы проснулись, мы проснулись. Глазки открываются, | Вот проснулись, Котик серенький присел | Солнышко, солнышко, Солнышко встало, | Ты мне ручки подай, |
Сон | Вот лежат в кроватке За окошком вечер, | Баю-баю-байки | Разденьте меня, Баю-баю ,баиньки | Паучок-паучок |
Работа с родителями | Консультация для родителей "Что такое фольклор?» | Консультация для родителей на тему «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» | Консультация для родителей на тему «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников» | Консультация для родителей на тему «Поём вместе с детьми» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста»
Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоцио...
Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста
Картотека игр с детьми 2-3 лет...
Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помеще...
"Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста"
laquo;Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек ...
Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста «Игра-помощник» (2-3 года).
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю....
Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека...
Консультация для воспитателей Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста.
Проблема адаптации человека к изменившимся условиям жизни была и остаётся актуальной в наше время. Эта проблема занимает умы научных и практических работников. Особенно актуальна тема а...