Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных качеств личности ребёнка
статья

Кучерова Татьяна Викторовна

В данной статье говорится о том, как театрализованная деятельность влияет на духовно-нравственные качества личности ребёнка. Описывается опыт работы: театрализованные инры и представления с воспитанниками подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омска «Детский сад №116 комбинированного вида»

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных качеств личности ребёнка

Выполнил:

Кучерова Т. В., воспитатель

г. Омск 2019

Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта. [2]

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что уже в дошкольном возрасте на лицах детей можно увидеть отпечаток грусти, а иногда и озлобленности. Дети перестали радоваться успехам своих товарищей, порой даже радуются их поражениям. Почему мы наблюдаем такую картину? Стоит оглянуться, и ответ на вопрос очевиден: окружающая действительность делает ребенка таким. С экранов телевизора на зрителей смотрят страшные герои мультсериалов, которые становятся их кумирами, современным малышам нравится разглядывать картинки с этими героями. К сожалению, дети видят жестокость, озлобленность и принимают это за норму жизни.

Задача педагогов, принимая во внимание «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», помочь детям увидеть доброе, почувствовать внутреннюю красоту человека, стремиться помочь окружающим его детям и взрослым.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственные совершенствования которой во многом зависят и от эстетического воспитания. Это и есть принцип всестороннего и гармоничного развития личности, к которому мы все так стремимся.

Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Для успешного эстетического и нравственного развития ребёнка педагогу необходимо правильно использовать в соответствии с возрастом различные виды детских занятий и развлечений.

Несомненно, что игры-драматизации, сказочные и инсценированные представления, театрализованные игры, основанные на творчестве и импровизации детей, делают процесс художественно-эстетического воспитания не только познавательным, но и интересным, эмоциональным что даёт возможность педагогу формировать нравственный мир детей.

Таким образом, для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, очень важно создать условия для определённого развития эмоциональных и познавательных процессов, в том числе и в процессе театральной деятельности дошкольников.

Если использовать игровые приёмы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость.

Хочется процитировать прекрасные слова Г. Поповой:

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдёт он жизненной тропой. [1]

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку взглянуть на мир другими глазами, особенно, если ребёнок сам принимает в ней участие. Через театрализацию дети учатся различать добро и зло, стремятся сами делать добрые дела.

Дети нашей группы очень любят театрализованные игры. Они с радостью участвуют в театрализованной деятельности. В нашем репертуаре есть следующие сказки: «Красная Шапочка» (с участием родителей), «Муха-Цокотуха», «Теремок», «Репка», «Волк и козлята», «Лубяная избушка» и другие сказки. Наши воспитанники участвуют на утренниках младших дошкольников. У нас в группе оборудован театральный уголок, который активно помогают пополнять родители костюмами, атрибутами. Детям это очень нравится, они чувствуют себя настоящими актёрами. Наш детский сад сотрудничает с городскими театрами. Родители периодически получают информацию о театральных постановках (например в ТЮЗе) и посещают с детьми театры по выходным. Дети получают положительные эмоции, родители довольны, что доставили радость детям. Благодаря такой активной театрализованной деятельности, наши воспитанники становятся добрее. Мы не редко помогаем младшим деткам выйти на прогулку или вернуться с прогулки, родители рассказывали, что дети не стеснялись поздравлять с 9 мая совершенно чужих пожилых людей.

Малышей нашего детского сада мы нередко радуем нашими театральными постановками. Также мы планируем показать наши сказки и ближайшим соседям - детскому саду №338 и детям из Центра развития.

Благодаря театрализованной деятельности, воспитанники нашей группы становятся добрее. Они стремятся помогать друг другу. В нашей группе есть замечательная фраза: «У нас дружная группа, все дружат со всеми». И это не только слова, ярко выраженных подгрупп нет, дети очень доброжелательно настроены по отношению друг к другу и окружающим их людям. В этом году к нам пришли новые детки, они не почувствовали себя новичками, потому что были приняты очень радушно. Буквально с первых дней пребывания у них появились друзья.

Таким образом, театрализованная деятельность является одним из важнейших компонентов в формировании нравственных качеств личности детей дошкольного возраста. Она делает детей добрее, дружелюбнее по отношению друг к другу и окружающим их людям.

Закончить статью мне хотелось бы стихотворением Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка»:

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде? [3]

Список литературы:

1.   Власенко О. П.  «Ребенок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет». - Изд-во “Учитель”, 2009

2. А.Я.Данилюк и др. Концепция духовно-нравственного развитияи воспитания личности гражданина России. Изд-во: «Просвещение», 2009/ http://schoo1.ru/fgos/koncepcija_dukhovno-nravstv-vospitanija.pdf 

3. Заболоцкий Н. “Некрасивая девочка”/ https://rustih.ru/nikolaj-zabolockij-nekrasivaya-devochka/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность, как средство формирования нравственных качеств дошкольников

какие сказки используют при театрализации, для формирования нравственных качест дошкольника....

Формирование нравственных качеств личности ребёнка в процессе патриотического воспитания

          Формирование личности  дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям....

Игра как средство формирования нравственных качеств личности на основе самовоспитания дошкольников

Именно игра позволяем каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность....

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием, раз...