Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Обучению дошкольников началам экологического воспитания отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: важнейшее средство коррекции неблагополучия в социальном, личностном, познавательном и физическом развитии не только младших, но и старших дошкольников. Игра для них труд - это серьезная форма воспитания, способствующая развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческого и умственного развития дошкольника в целом.
Формирование у детей элементов экологического сознания, является одной из самых сложных задач в дошкольном детстве. Важно так организовать обучение, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. В дошкольном детстве таким видом деятельности является игра.
Проведение различных игр экологического и познавательного характера, слушание, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки. Поэтому дидактические игры являются эффективным средством обучения и воспитания детей. С помощью дидактических игр формируются, уточняются, расширяются и закрепляются имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности дают возможность детям оперировать самыми предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.
В работе с детьми преимущественно использую карточки с картинками, например, в занятии «Животный мир нашего края», дети знакомятся с животным миром, живущих в Красноярском крае. Предлагаю детям назвать диких животных, которых они знают.
В играх деятельность детей организую так, чтобы каждый ребенок принимал участие в целевых игровых действиях, мог почувствовать свою значимость. В игре «Детки на ветке» закрепляю знания детей о листьях и плодах деревьев, кустарников, учу подбирать их по принадлежности к одному растению. Предлагаю детям рассмотреть листья деревьев и кустарников, называю их. Дети подбирают к каждому листу соответствующий плод.
В своей работе на занятиях, совместной деятельности используя все многообразия средств экологического воспитания (подвижные, творческие, сюжетно-ролевые игры); провожу с детьми целевые наблюдения, беседы, провожу с ними экспериментальные опыты. В группе созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы – все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей. Но наиболее эффективным средством в формировании экологической культуры детей считают дидактическую игру.
На занятиях из серии «Жду помощи», «Спасены человеком» - знакомлю детей с редкими растениями, животными, птицами, насекомыми нашего региона. Знакомлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу их самих относиться к природе бережно.
Используя много дидактических игр, которые дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Например, игра «Когда это бывает?» перед ребенком стоит задача: назвать время года, которое читается в стихах. Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Птицы зимой», например, узнав о жизни снегирей, дети обращают внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступает раньше, и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом питаются насекомыми, зимой питаются семенами хвойных деревьев).
На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты к приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена?
На занятии по разделу «Дикие животные» продолжаю формировать представления о приспособленности животных к условиям жизни. Для закрепления знаний использую игру «Кто в домике живет?».
При обучении экологии основные усилия направляю на то, чтобы воспитать у детей интерес к самому процессу познания экологии, потребность стремиться преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения задач. В результате проделанной работы и развития познавательного интереса дети умеют:
• называть времена года, отмечать их особенности;
• знать взаимодействия человека с природой в разное время года;
• знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений;
• бережно относиться к природе.
На занятиях основной моей задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы. Современную экологию можно определить, как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей оказывается просто невозможное полноценное экологическое воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/08/picture-1327495-1617858675.jpg)
«Воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Консультация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/15/picture-1348822-1634280169.jpg)
Презентация. РМО. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
1 слайд.Добрый день, уважаемые коллеги. Я представляю тему: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр». Ведь дошкольное детство — важнейший период ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/09/picture-1313279-1612876071.jpg)
Консультация для родителей " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ,посредством дидактических игр и упражнений"
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/09/picture-1313279-1612876071.jpg)
Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений....
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Экологическое воспитание детей важно для формирования экологическогосознания с самого раннего возраста. Понимание детьми необходимостизаботы о природе и окружающей среде поможет им стать ответственным...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/27/picture-1480318-1690445023.png)
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Воспитание патриатических чувств у ребенка любви,привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу-основная задача педагогоческого заведения....