Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.»
консультация (подготовительная группа)
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад комбинированного вида №8«Сказка»
Карасукского района Новосибирской области
Консультация
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.»
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. В Российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.
Экологическое образование детей дошкольного возраста - сравнительное новое направление в дошкольной педагогике - решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного возраста
Но сегодня говорится о необходимости начинания экологического воспитания уже в дошкольном возрасте, ведь
именно в этом возрасте ребенок начинает отделять себя от окружающей среды, у него развивается ценностное отношение к природе, формируются основы нравственного- экологической позиции.
Экологическое воспитание предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Ребенок дошкольного возраста осваивает собственное психологическое пространство и возможность в жизни через игру. Именно посредством игры осуществляется воспитание, обучение и развитие ребенка и основным средством воспитания является дидактическая игра. Чем же воспитателей привлекает дидактическая игра? Почему экологическое воспитание посредством дидактических игр упражнений считается более эффективным? Многолетней практикой известных авторов - педагогов доказано: дидактическая игра эффективно воздействует на интеллект ребенка, формирует у него экологическую культуру, помогает понять, что каждый отдельный организм в экосистеме взаимосвязан, и что каждый объект и организм уникален в природе по своему, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе
Экологические игры, по мнению О. М. Газиной, дают возможность детям увидеть неповторимость и целостность не только живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность ее дробления без нарушения целостности, понять, что неразумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
Ведь в дидактической игре соприкасаются сразу две задачи:
Учебная задача - познавательная
Игровая задача - занимательная.
Ребенок учится жизни посредством игры и упражнения. Игра, как ведущий вид деятельности для них, никогда не надоедает, таким образом дети познают азы экологии.
Р. М. Миронова в качестве специфических признаков дидактической игры выделила их преднамеренность, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде.
В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- Игры с предметами (это игрушки, природный материал);
- Настольно - печатные игры
- Словесные игры
Рассмотрим виды дидактических игр, используемые в дошкольной педагогике:
Игры с предметами используются игрушки и реальные предметы
(предметы обихода, орудия труда), объекты природы ( шишки, семена, листья)
Игры с предметами дают детям возможность решать различные воспитательно- образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, и т. д )
Среди игр с предметами особое место занимает сюжетно- дидактические игры и игры - инсценировки. В сюжетно- дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца покупателя в игре «Магазин»
Игры-инсценировк
Игры можно проводить в группе ,а также и на прогулке. На улице дети могут рассмотреть листья, камушки, да обогатить экологический уголок новыми предметами. Но нельзя забывать о мерах предосторожности, ведь дети очень любопытные они могут природный материал попробовать на вкус, и спрятать в карман, чтобы показать маме.
Настольно-дидактические игры - интересные занятие для детей для ознакомления с животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Они очень разнообразны:«Лото», «Домино», «Парные картинки» и д. р. игры.
Словесные дидактические игры. Они строятся на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства различия этих предметов и явлений природы. Этот вид дидактических игр подходит для детей старшего возраста, в этом возрасте ребёнок начинает понимать, что как же хорошо знать больше своего друга или подруги, ответив на вопрос быстро и правильно.
Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников. Уровень экологического развития детей дошкольного возраста во многом определяется степенью
экологической грамотности их родителей. Экологическое просвещение родителей -одно из важнейших направлений работы нашего дошкольного учреждения. В рамках акции «Покормите птиц зимой», целью которой стало привлечь внимание детей и родителей к проблемам зимующих птиц.
Таким образом, экологическое воспитание детей можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Консультация для воспитателей....
Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший, подготовительный возраст.
Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации экологических акций в ДОУ
В данной статье рассмотрены особенности экологического воспитания дошкольников. Проанализированы методы работы с детьми, особое внимание автор уделил наблюдению, а также рассказал о реализации экологи...
Консультация для педагогов ДОУ "Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»....
Консультация для родителей " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ,посредством дидактических игр и упражнений"
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологи...
Консультация для родителей: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
laquo;Развитие математических способностей детей дошкольноговозраста посредством дидактических игр и упражнений». Дошкольное детство – короткий, но важный период в жизни каждо...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Экологическое воспитание детей важно для формирования экологическогосознания с самого раннего возраста. Понимание детьми необходимостизаботы о природе и окружающей среде поможет им стать ответственным...