Статья. Создание образовательной развивающей ситуации.
статья (младшая группа)

Петрова Наталья Борисовна

В статье рассмотрены цель, задачи при создании ОРС. Приведен пример ОРС по схеме для первой младшей группы. Ситуация разработана на календарном событии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_razvivayushchaya_situatsiya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная -  развивающая ситуация

Основной единицей педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста является образовательная развивающая ситуация – такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенной задачи или задач вместе с детьми.

Бенджамин Блум писал «преподавание и обучение – это значительно больше, чем просто мышление. Оно включает в себя чувства и убеждения учащихся и учителей, а также социальную и культурную ситуацию в классной комнате». Развитие мыслительных процессов сложный процесс, требующий знаний, умений. При взаимодействии с детьми следует как можно чаще в диалоге апеллировать словами:

  • Почему
  • Объясни
  • Назови
  • Предложи
  • Придумай
  • Поделись

Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата – продукта, в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть материальны: рисунок, поделка, рассказ. Продукт  может быть и иным, например, образ, отношение, переживание.

Главным является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности, развития умения рассуждать и видеть причинно- следственные связи.

В общих чертах образовательно – развивающую ситуацию ОРС) можно представить через :цель-развитие-результат.

Для создания ОРС мы используем проблемно – игровую технологию:

  • Проблемная ситуация
  • Игры
  • Проекты
  • Прогулки, экскурсии
  • Исследования, эксперименты
  • Творческие задачи

Правильно было бы , чтобы тема шла от ребенка. Однако на практике мы проводит предварительную работу, чтобы вызвать у детей интерес, затем приступаем к созданию ситуации. Толчком может служить:

  • Художественное произведение (картина
  • Литературное произведение
  • Событие

Задачи образовательной ситуации: развивать, предлагать и обосновывать, познакомить, осваивать, воспитывать, создавать условия для активной познавательной деятельности, систематизировать, обогащать представления, развивать речь, овладевать умениями, способами действия. Главное, чтобы у детей развивалась рефлексия в результате участия в образовательной развивающей ситуации. Наградой для педагога будут слова из уст ребенка:

  • Сегодня я узнал
  • Было интересно узнать
  • Теперь я могу решать
  • Уменя получилось
  • Я попробую сам

Предлагаю Вашему вниманию образовательную развивающую ситуацию для детей первой младшей группы.

Образовательная развивающая ситуация.

Создание по схеме:

  • Название
  • Возраст
  • Образовательная область
  • Задачи
  • Материал
  • Развитие ситуации (Действия педагога, предполагаемые действия детей)
  • Итоги. Рефлексия

«День матери»

Первая младшая группа возраст 2-3 года

Интеграция образовательных областей: познавательная образовательная область, социально – коммуникативная образовательная область, речевая о бразовательная область, художественно – эстетическая образовательная область.

Воспитывать у детей уважение к маме.

Проявлять заботу о маме.

Помогать маме.

Овладевать умениями продуктивной деятельности.

Создание презентации на основе отрывков из мультипликационных фильмов о добрых, чувственных отношениях с мамой. В презентацию включить, например, отрывки:

  • Волк и семеро козлят на новый лад в музыкальном варианте
  • Желтик
  • Осторожно, обезьянки
  • Три кота
  • Зайчонок и муха
  • Мама для мамонтенка
  • Крошка енот
  • Пирожок

После совместного просмотра презентации педагог в режиме свободного общения беседует с детьми о маме, любви к ней, заботе о ней. Обращает внимание детей на роль мамы в  жизни каждого существа на земле. Предполагается, что дети будут высказываться. Для востановления эмоционального равновесия предлагаем детям исполнить для мамы парный таней «Дружные пары» на музыку Теличеевой. У мамы праздник, а какой праздник без угощения и чаепития. Педагог предлагает «испечь» пирожок для мамочки из приготовленного заранее теста. Приговаривая потешку « Я пеку, пеку, пеку деткам всем  по пирожку …» педагог вместе с детьми лепит пирожки.

Итоги… Надеюсь на доброжелательные отношения в семье и в дальнейшем дети с желанием будут дарить подарки, изготовленные своими руками членам своей семьи, приговаривая, «я попробую сам», « у меня получилось».

С уважением, Петрова Наталья Борисовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательно-развивающая ситуация <<Как стать счастливым?>>

Образоват​ельная область: <Социально-коммуникативное развитие>. Интеграция с образовательными областями: <Художественно-эстетическое развитие>, <Речевое развитие>, <Познавате...

Статья «Создание предметно-развивающей среды нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

     Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось от...

Образовательно-развивающая ситуация «Как стать счастливым?»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».Интеграция с образовательными областями:1.     «Художественно-эстетическое развитие».2.     «Речев...

Статья "Создание предметно-развивающей среды с учетом гендерного стереотипа"

Построение развивающей среды с учетом принципов гендерного воспитания...

СТАТЬЯ «Создание коррекционно-развивающей среды в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Нормативно-правовые и научно-методические материалы последних десятилетий бесспорно доказывают необходимость создания в дошкольной образовательной организации предметно-развивающей среды для развития ...

Статья: Создание коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.

В статье рассказывается о создании коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ....