Методическая разработка: «Алгоритмы ознакомления детей с разными видами трудовой деятельности»
консультация
Алгоритм поможет воспитателю в работе над перспективным планом, в продумывании последовательности и выборе конкретных форм и методов работы для более полного и своевременного формирования всех навыков самообслуживающего труда у детей каждой возрастной группы.
Алгоритмы можно использовать в любом виде деятельности дошкольников. Они облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения формирует приемы работы с памятью, ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metododicheskaya_razrabotka_algoritmy_trudovoy_deyatelnosti.docx | 60.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка:
«Алгоритмы ознакомления детей с разными видами трудовой деятельности»
Подготовила: воспитатель МДОУ «ДС№28» г. Благодарный И.В. Жидкова
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.
Эффективность, результативность трудовой деятельности, отношение детей к труду во многом определяются методикой его руководства. Нет ленивых ребят, а есть только наше неправильное руководство детским трудом.
Призывы к долгу, обязанности — пустые слова. Надо помнить, что ребенок, тем более дошкольник, никому ничего не должен. При правильном руководстве можно найти подход к каждому ребенку и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться и выполняли любые трудовые задания с удовольствием.
Многолетний опыт работы дошкольных учреждений в нашей стране и за рубежом показывает, что наиболее приемлемыми для дошкольников были и остаются четыре вида физического труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, сельскохозяйственный (или труд в природе) и ручной. Эти виды труда не только доступны, но и привлекательны, значимы для дошкольников, не требуют создания особых условий, могут иметь место в любой семье, каждом детском саду. Виды детского труда отличаются друг от друга не только содержанием, но и своим назначением.
Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.
Самообслуживание это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет представление о себе и об окружающем мире. К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своих детей. Некоторые родители зачастую делают всё за ребёнка (одевают, кормят и т. д., считая, что их чадо всё ещё маленькое или просто торопясь куда-либо). Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность, формируется потребительское отношение к окружающим. В связи с вышесказанным перед педагогами и встала проблема развития навыков самообслуживания, развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование. Обратим внимание на то, что ребенок дошкольного возраста, даже при детальном показе и объяснении, не может усвоить все приемы работы сразу. Часто дети, овладев необходимыми навыками, не могут правильно определить порядок своих действий. В этом нам поможет использование алгоритмов, они помогают детям выделять главное, определить последовательность своих действий, найти взаимосвязь между ними. Учитывая, что ребёнок в жизни достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, сигналы светофора и т.д., он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Применение графической аналогии позволяет научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Так какие же алгоритмы можно использовать в детском саду? Это, прежде всего, алгоритмы для формирования навыков самообслуживания. Алгоритмы последовательности одевания на прогулку размещаются в групповой раздевалке по мере необходимости: Зимой колготки, носки, тёплые штанишки, свитер куртка (шубка, дублёнка и т.д.), лёгкая шапочка, меховая шапочка, шарф, варежки, обувь. Весной колготки, джинсы, кроссовки, джемпер, куртка с капюшоном, лёгкая шапочка. Летом гольфы, сандалии или босоножки, лёгкая одежда, лёгкий головной убор. Разместив алгоритмы в раздевалке, педагог предварительно беседует, обязательно показывает детям каждую картинку, объясняет, в каком порядке нужно одевать вещи. Желательно это сделать не один раз. Через несколько дней дети сами начинают комментировать алгоритм. При ознакомлении детей с алгоритмами можно использовать весёлые стихи и загадки: Вот сапожки для Егорки, Можно в них кататься с горки, Можно топать по сугробу, Не замёрзли ноги чтобы.
В спальной комнате в младших группах можно использовать алгоритм одевания после дневного сна. Таким образом, ребенок, овладев навыком одевания, быстро запоминает последовательность и не тратит напрасно время, не затрачивает лишние усилия. Это создает атмосферу комфорта, радости, успеха от своих маленьких достижений. В туалетной комнате разместить алгоритмы, которые последовательно отражают весь процесс умывания: грязные руки, кран с водой, мыло, кран с водой, чистые руки, кран с водой, лицо, полотенце. Для старших дошкольников в туалетной комнате есть плакаты по соблюдению правил гигиены.
Ещё один из видов трудовой деятельности, где используются алгоритмы это дежурство по столовой. Дети с большим удовольствием участвуют в процессе сервировки столов. В самом начале, когда дежурство идет на уровне поручений, педагог показывает и объясняет не всю программу действий сразу, а каждый отдельный прием по очереди. Воспитатель постепенно ведет малыша по пути совершения трудового действия, выступая в роли своеобразного «поводыря», добивается того, чтобы ребенок действовал в соответствии с заданным образцом. После того, как ребёнок усвоил, увидел, из каких приемов слагается трудовое действие, начинаем использовать алгоритмы, позволяющие ребёнку усвоить в какой последовательности их надо выполнять. В средней группе на схеме подробно представлен весь процесс сервировки. В старшей и подготовительной группах, схемы отражают основные лишь моменты.
В работе также можно применять алгоритмы ухода за растениями. Конечно, сейчас в соответствии с требованиями СанПиНа дети в природном уголке в основном наблюдают за трудом взрослых, но, тем не менее, это позволяет поддерживать их познавательный интерес. Они усваивают, что есть растения свето- и влаголюбивые, а есть теневыносливые. Это представлено с помощью схем. Дети наглядно видят, как нужно ухаживать за тем или иным растением, в какой последовательности осуществлять полив, рыхление.
Алгоритмы мы усложняем в зависимости от возраста детей: в младших группах это, как правило, картинки с изображением предметов, в старшем возрасте мы уже используем их схематичное изображение. Схемы - это попытка задействовать для решения задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Используя схемы-алгоритмы педагоги пришли к выводу, что у детей процесс формирования навыков самообслуживания стал проходить гораздо легче, дети быстрее стали усваивать последовательность одевания, раздевания. Алгоритмы можно использовать в любом виде деятельности дошкольников. Они облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения формирует приемы работы с памятью, ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».
Алгоритм поможет воспитателю в работе над перспективным планом, в продумывании последовательности и выборе конкретных форм и методов работы для более полного и своевременного формирования всех навыков самообслуживающего труда у детей каждой возрастной группы.
Свое выступление хочется закончить словами В.А Сухомлинского «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».
Самообслуживание
Группы | Задачи и содержание работы |
1-я младшая | 1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды). 2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. 3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого. 4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами {носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). 5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке. 6. Обучать детей порядку одевания и раздевания. 7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого. 8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. 9. Учить правильно надевать одежду и обувь. |
2-я младшая | 1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.). 2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. 3. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком. 4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой. |
Средняя | 1. Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться: приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок — чистить, просушивать, 2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными. 3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. 4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком. 5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком. 6. Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом). 7. Учить полоскать рот после еды. |
Старшая | 1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки. 2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место). 3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. 4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам. 5. Развивать желание помогать друг другу 6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей. 7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места. 8. Учить опрятно убирать постель. |
Подготовительная | 1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). 2. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь. 3. Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию. 4. Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном. К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок. |
Алгоритмы навыков самообслуживания
Группы | Навыки и умения | Условия для формирования самообслуживания |
1-я младшая | 1. Самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого). 2. При небольшой помощи взрослых правильно надевать и снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках. 3. Самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, держать их в правой руке. 4. Самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами — носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком 5. Усваивать порядок одевания и раздевания. 6. Аккуратно складывать снятую одежду и обувь. | 1. Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески. 2. Тарелки, ложки, чашки. 3. Шкафчики и стойки для полотенец с индивидуальной меткой ребенка. 4. Салфетки |
2-я младшая | 1. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. 2. Складывать, вешать предметы одежды. 3. Мыть руки, лицо, уши аккуратно. 4. Насухо вытираться. 5. Вешать полотенце на место. 6. Пользоваться носовым платком (расческой). 7. Пользоваться правильно столовой и чайной ложками, вилкой салфеткой. | 1. Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески 2. Тарелки, ложки (столовые, чайные), чашки, вилки. 3. Салфетки. 4. Шкафчики для одежды и стойки для полотенец с индивидуальной меткой ребенка. 5. Рисуночные алгоритмы умывания, одевания и раздевания. |
Средняя | 1. Самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду. 2. С помощь взрослого приводить в порядок одежду — чистить, просушивать. 3. Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. 4. Пользоваться носовым платком и расческой. 5. При кашле и чихании прикрывать нос и рот платком, отворачиваться. 6. Правильно пользоваться столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом. 7. Полоскать рот после еды. | 1. Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески. 2. Тарелки, ложки (столовые и чайные), чашки, вилки, ножи. 3. Щетки для очистки одежды, обуви. 4. Стакан для полоскания рта после еды. 5. Рисуночные алгоритмы умывания, одевания и раздевания, 6. Шкафы для одежды, стойки для полотенец. |
Старшая | 1. Самостоятельно одеваться и раздеваться. 2. Аккуратно складывать свою одежду в шкаф. 3. Своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). 4. Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. 5. Ежедневно чистить зубы. 6. Следить за чистотой ногтей. 7. Раскладывать в своем шкафу одежду в определенные места. 8. Опрятно убирать постель. 9. Оказывать взаимную помощь в процессе одевания, раздевания. 10. Пользоваться носовым платком, расческой, салфеткой. 11. Пользоваться правильно столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом. | 1. Щетки для чистки одежды, обуви. 2. Мыло, индивидуальное полотенце. 3. Индивидуальная расческа и носовой платок. 4. Столовые приборы: ложки, вилки, ножи, чашки, блюдца, салфетки. 5. Рисуночные алгоритмы умывания, раздевания, одевания, чистки зубов, уборки постели, сервировки стола. |
Подготовительная | 1. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. 2. Аккуратно складывать в шкаф одежду. 3. Ставить на место обувь, мыть, протирать ее. 4. Своевременно сушить мокрые вещи. 5. Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. 6. Тактично напоминать товарищу о непорядке в его костюме, обуви, помогать устранять их. 7. Самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию. 8. Чистить зубы, полоскать рот после еды. 9. Мыть ноги перед сном. | 1. Шкафы для одежды, стойки для полотенец. 2. Тазики для мытья ног. 3. Стаканы для полоскания рта. 4. Зубная щетка и паста (индивидуально для каждого). 5. Щетки для чистки одежды, обуви. 6. Индивидуальные носовые платки полотенца, расчески. 7. Губки для мытья обуви. |
Хозяйственно-бытовой труд
Группы | Задачи и содержание работы |
1-я младшая | 1. Приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. 2. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы. |
2-я младшая | 1. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений — готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал, 2. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. 3. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. 4. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой, помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т п.). |
Средняя | 1. Приучать детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки. 2. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи). |
Старшая | 1. Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки. 2. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице. 3. Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, убирать посуду после еды. 4. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы. |
Подготовительная | 1. Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки. 2. Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице. 3. Учить самостоятельно убирать постель после сна. 4. Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол. 5. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы. К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий. |
Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно-бытовым трудом
Группы | Трудовые операции и действия | Условия для хозяйственно-бытового труда |
1-я младшая | 1. Поднять игрушку поставить ее в шкафчик или другое определенное место. 2. Поставить на стол пустую хлебницу. 3. Поставить на стол салфетницу с салфетками. | 1. Игрушки имеют постоянное место в групповой комнате. 2. В группе небьющиеся хлебницы и салфетницы. |
2-я младшая | 1. Подготовить материалы к занятию: разложить на столе кисточки, дощечки для лепки и пр. 2. Убирать игрушки и предметы на свое место после игр и действий с ними. 3. Раскладывать ложки, вилки, тарелки, чашки, ставить сапфетницы, хлебницы (со 2-й половины года). | 1. Все игрушки, предметы имеют постоянное место. 2. Материалы для занятий имеют определенное место, размещены удобно и доступно для детей. 3. Фартуки дежурных. 4. Ложки и вилки расположены ручкой вверх в емкостях для хранения. 5. Чашки с ручкой, блюдца. |
Средняя | 1. Убирать игрушки и строительный материал в отведенное им в группе место. 2. Подклеивать книги, коробки. 3. Самостоятельно выполнять обязанности дежурных (полная сервировка стола). | 1. Постоянное место в группе для игрушек и строительного материала. 2. Уголок дежурных (число дежурных по количеству сервируемых столов). 3. Материал и оборудование для подклеивания книг, коробок (кисточки для клея, ножницы, салфетки, клей). |
Старшая | 1. Протирать игрушки и учебные пособия. 2. Мыть игрушки, строительный материал. 3. Уметь наводить порядок на участке: подметать и убирать от мусора дорожки, очищать их от снега. 4. Поливать песок в песочнице. 5. Самостоятельно и добросовестно осуществлять полную сервировку стола. 6. убирать посуду после еды. 7. Самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий. 8. убирать после занятий, мыть кисточки, розетки для красок, палитру. 9. Протирать столы. | 1. Детские метлы, совки. 2. Деревянные лопатки для снега. 3. Ведра, лейки для полива песка в песочнице. 4. Тазики, тряпки (губки). 5. Уголок дежурных по столовой (по занятиям). 6. Фартуки дежурных. 7. Щетки-сметки, совок. 8. Губки (тряпки) для протирания столов. 9. Постоянное место для хранения каждой игрушки, игрового и строительного материала. 10. Бумага, ножницы, клеевые кисти, картон (для подклеивания книг, коробок). |
Подготовительная | 1. Поддерживать порядок в группе и на участке (постоянно и своевременно). 2. Мыть игрушки, строительный материал. 3. Подметать дорожки и очищать их от снега. 4. Поливать песок в песочнице. 5. Самостоятельно убирать постель после сна. 6. Полностью сервировать стол. 7. Раздавать второе и третье блюда. 8. Убирать посуду после еды 9. Подметать пол в группе. 10. Самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий. 11. Убирать материалы после занятия. 12. Мыть кисточки, розетки, палитру 13. Протирать столы. | 1. Постоянное место для игрушек, игрового и строительного материала. 2. Тазики, тряпки (губки). 3. Детские метлы, совки. 4. Деревянные лопатки для снега. 5. Ведра, лейки для полива песка в песочнице. 6. Рисуночный алгоритм уборки постели 7. Раздаточный стол (для вторых и третьих блюд и пустой посуды). 8. Фартуки дежурных 9. Веник. 10. Определенное место для хранения материалов для занятий. |
Труд в природе
Группы | Задачи и содержание работы |
1-я младшая | 1. Приучать в помещении и на участке помогать взрослым ухаживать за растениями и животными. |
2-я младшая |
3. Расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеечек |
Средняя |
4. Приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая). 5. Помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место). |
Старшая |
8. Летом привлекать детей к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб. |
Подготовительная |
7. Летом привлекать детей к рыхлению почвы, к прополке и окучиванию, поливу грядок и клумб. К концу года дети могут: осуществлять простые виды трудовой деятельности в природе, по уходу за: животными, растениями на участке в соответствии с сезонными и погодными условиями |
Алгоритмы ознакомления детей с трудовыми операциями и действиями
Группы | Трудовые операции и действия | Условия в группе для труда в природе |
1-я младшая | 1. Помогать взрослым ухаживать за растениями и животными на участке. | 1. Природный уголок: растения, животные, оборудование для ухода за ними. 2. Календарь погоды. 3. Картинки: времена года, растения, животные. |
2-я младшая | 1. Кормить птиц, рыб {с помощью взрослых). 2. Поливать комнатные растения, растения на грядках. 3. Сажать лук, фасоль, горох, подсолнухи, огурцы. 4. Собирать урожай овощей на грядке. 5. Расчищать дорожки, скамейки от снега. | 1. Природный уголок в группе: комнатные растения и животные. 2. Календарь погоды. 3. Детский огород. Этикетки для грядок. 4. Мини-огород на окне (зимой). 5. Оборудование для ухода за растениями и животными в группе и на участке. 6. Картинки: времена года, растения, животные. |
Средняя | 1. Поливать и опрыскивать растения; рыхлить почву. 2. Кормить рыб, птиц (при участии воспитателя). 3. Мыть поилки 4. Выращивать зеленый корм для птиц в зимнее время (с помощью воспитателя). 5. Подкармливать зимующих птиц (с помощью воспитателя). 6. Сеять семена, поливать рассаду, прореживать, пропалывать, собирать урожай. 7. Приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очистка, просушивание). | 1. Природный уголок: растения, животные, оборудование для ухода за ними. 2. Паспорта растений. 3. Календарь погоды. 4. Детский огород. Этикетки для грядок. 5. Детские лопатки, грабли, ведра, лейки. 6. Мини-огород на окне (зимой). 7. Кормушки для птиц на участке. |
Старшая | 1. Выполнять поручения по уходу за растениями и животными в уголке природы. 2. Выполнять обязанности дежурного в уголке природы (полив, рыхление, опрыскивание и т д.). 3. Собирать урожай на грядке. 4. Пересаживать цветущие растения из грунта в уголок природы. 5. Сгребать снег к стволам деревьев и кустарников. 6. Выращивать корм для птиц, животных. 7. Сажать корнеплоды. 8. Делать фигурки, постройки из снега. 9, Сеять семена овощей (укропа, моркови и т. д.) и цветов. 10. Высаживать рассаду в грунт. 11. Рыхлить почву, поливать грядки и клумбы (с помощью взрослых). 12. Собирать растения для гербария. 13. Собирать природные материалы для коллекции. 14. Наблюдать за погодными и атмосферными явлениями. | 1. Природный уголок: растения, животные, |
Подготовительная | 1. Ухаживать за питомцами уголка природы. 2. Ухаживать за комнатными растениями с учетом их потребностей. 3. Собирать природный материал на участке. 4. Собирать семена дикорастущих растений для подкормки птиц зимой. 5. Собирать листья и растения для гербария. 6. Пересаживать цветущие растения с участка в уголок природы (ноготки, астры).
Работа на фитоогороде | 1. Природный уголок: растения, паспорта на них; животные, оборудование для ухода за ними. 2. Календарь погоды. Фенологический календарь. 3. Детский огород. Этикетки 4. Хозяйственный детский инвентарь. 5. Мини-огород на окне (зимой). 6. Кормушки для птиц на участке. 7. Коллекции:
10.Фитоогород |
Ручной труд
Группы | Задачи и содержание работы |
Старшая |
4. Привлекать к участию в ремонте книг, настольно-печатных игр и других пособий и приучать рационально расходовать материал |
Подготовительная |
К концу года дети могут: изготовлять игрушки, пособия для игр и занятий из разных материалов. |
Алгоритмы навыков ручного труда
Группы | Умения и навыки | Условия для ручного труда в группе |
Старшая | 1. Знать виды бумаги (плотная, тонкая, картон) и ее конструктивные свойства (бумагу можно складывать, сгибать, разрезать, склеивать, сминать). 2. Знать виды природных материалов (листья, ветки, желуди, орехи, шишки, солома, лоза и др.) и их конструктивные свойства для изготовления поделок, игрушек. 3. Использовать бросовый материал для изготовления игрушек, сувениров. 4. Делать выкройки изготавливаемого предмета, используя готовые лекала. 5. Сгибать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для елочных гирлянд). 6. Делать игрушки из бумаги, согнутой пополам, приклеивая к основной форме детали (домик, автобус).
8. Уметь, рассматривая природный материал, видеть в нем какой-либо образ | 1. Лекала, линейки, выкройки. 2. Ножницы. 3. Кисти с жестким ворсом. 4. Клей. 5. Проволока в цветной оболочке. 6. Шило (хранится у воспитателя). 7. Бумага плотная, тонкая, картон. 8. Природный материал. 9. Бросовый материал. 10. Подставки для кистей, клееночки, салфетки. 11. Пластилин (для скрепления природного материала). |
Подготовительная |
13. Изготовлять различные фигурки из бумажных цилиндров,
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных интересов детей через разные виды исследовательской деятельности
Формирование познавательных интересов детей через разные виды исследовательской деятельности...
Консультация для педагогов: «Социализация дошкольников в разных видах трудовой деятельности»
Консультация для педагогов: «Социализация дошкольников в разных видах трудовой деятельности»...
Методическая разработка Алгоритм помощи детям, их родителям и педагогам в трудной жизненной ситуации.
Данная разработка рекомендуется для помощи учителям, социальным педагогам, психологам. Цель: — обеспечение социально...
Методическая разработка "Алгоритмы ознакомления детей с разными видами трудовой деятельности"
Для детей старшего дошкольного возраста....
«Алгоритмы ознакомления детей с разными видами трудовой деятельности»
Методическая разработка...
Методика ознакомления детей с разными видами и жанрами скульптуры.
В статье рассматривается методика ознакомления детей дошкольного возраста с разными видами и жанрами скульптуры, раскрываются особенности методики....
Алгоритмы по разным видам трудовой деятельности в ДОУ
Набор иллюстраций (алгоритмов) для детей дошкольного возраста, по разным видам трудовой деятельности...