Формирование познавательных интересов детей через разные виды исследовательской деятельности
презентация по теме
Формирование познавательных интересов детей через разные виды исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie.pptx | 613.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«САМОЕ ЛУЧШЕЕ ОТКРЫТИЕ – ТО, ЧТО РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ САМ » У. Эмерсон
это особый вид интереса в обучении, а точнее интерес к познанию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов детской деятельности. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС –
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕЛЬ: Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления ЗАДАЧИ: 1. Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности. 2. Развивать логическое и творческое мышление детей. 3. Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы. 4. Воспитывать такие нравственные качества у детей, как бережное отношение к окружающему миру и труду других людей.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Опыты (экспериментирование): состояние и превращение вещества, движение воздуха, воды, свойства почвы и минералов, условия жизни растений Коллекционирование (классификационная работа): виды растений, животных, строительных сооружений, транспорта, профессий Путешествие по карте: стороны света, рельефы местности, природные ландшафты и их обитатели, части света, их природные и культурные «метки» - символы Путешествие во времени: прошлое и настоящее человечества (предметный мир, события)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Картотека опытов и наблюдений Перспективное планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности для детей Записи музыкальных произведений Таблицы, картины, карточки-схемы Методическая литература по организации опытно-экспериментальной деятельности Консультации для родителей по опытно-экспериментальной деятельности Консультации для воспитателей по опытно-экспериментальной деятельности
В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТИ УЧАТСЯ: видеть проблемы задавать вопросы выдвигать гипотезы давать определения понятиям классифицировать наблюдать проводить эксперимент структурировать полученный в ходе исследования материал делать выводы и умозаключения доказывать и защищать свои идеи готовить собственные мини-доклады
ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ возраст Содержание деятельности Методы исследования Объекты исследования 2-3 года Предметно-манипулятивные действия Простейшие наблюдения Объекты для исследования в реальном действии 3-4 года Манипулирование предметами. Совместно со взрослыми проводят небольшие опыты Простейшие опыты Появляется образно-символический материал (картинки, простейшие схемы) 4-5 года Проводятся эксперименты, длительные наблюдения. Используется фиксация на готовых формах. Вводится образно-символический материал Опыты. эксперименты Нормативно-знаковый материал. Природные явления. Предметный мир. Мир растений 5-6 лет Формулируют задачи самостоятельно. Воспринимают инструкции по технике безопасности. Устанавливают причинно-следственные связи. Делают выводы Образно-символический материал. Опыты. Эксперименты. Собирание коллекций Все типы материалов с боле сложным материалом. Геометрические эталоны. Человек. 6-7 лет Выдвигают гипотезы, проверяют их истинность. Делают выводы о скрытых свойствах предметов. Хорошо дифференцируют, самостоятельно придумывают методику проведения исследования. Могут разобрать самостоятельно. Выполняют правила безопасности. Владеют графическими и практическими способами фиксации результатов. Опыты. Длительные эксперименты. Собирание коллекций. Собирание гербариев. Экспериментальные задачи Все типы материалов. Агрегатные состояния воды
ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ДЕТЕЙ 1. Поддержание повышенного интереса детей 2. Создание в группе благоприятного микроклимата 3. Создание комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования 4. Создать в группах уголки, зоны для экспериментирования 6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов 7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности. 8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. 9. Разработать методы стимулирования и поощрения детей 10. Привлекать родителей к исследовательским детским проектам. Провести консультацию по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях
Общие методические рекомендации педагогам по руководству детской исследовательской деятельностью 1. Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо. 2. Не сдерживайте инициативы детей. 3. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам 4. Избегайте прямых инструкций ребенку. 5. Не спешите с вынесением оценочных суждений. 6. Помогайте учиться управлять процессом мышления: - прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями. - развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем. 7. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему. Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир, – вот роль педагога в детской проектной исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....
Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Опыт работы по организации экспериментальной деятельности вдетском саду...
Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"
Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...
Развитие познавательных интересов путем организации исследовательской деятельности дошкольников.
Развитие познавательных интересов путем организации исследовательской деятельности дошкольников. Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окру...
Презентация к соообщению "Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательно-исследовательской деятельности и предметному миру"
Презентации часть1 и часть 2 служат иллюстрацией к теме "Воспитание у дошкольников интереса к посзнавательно-исследовательской деятельности и предметному миру"...
Развитие познавательных интересов путем организации исследовательской деятельности дошкольников
в работе рассмотрены некоторые приемы развития познавательного интереса детей дошкольного возраста...
Выступление на педсовете. Доклад "Развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектный метод"
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему помогают взрослые. Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информ...