Развитие физических способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Родничок здоровье»
материал (старшая группа)
Цель: развитие физических способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Родничок здоровья».
Для реализации намеченной цели, были определены следующие задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью.
- Создать в группе оздоровительный микроклимат, среду, стимулирующую двигательную активность детей.
Развивающие:
- Развитие физических способностей (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений)
Воспитательные:
- Воспитание здорового ребенка через организацию и проведение всей системы физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-6_let_iz_opyta_raboty_razvitie_fizicheskih_sposobnostey.docx | 107.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Родничок»
«Развитие физических способностей детей старшего дошкольного возраста
в рамках реализации программы «Родничок здоровье»
Из опыта работы
Махиянова Лениза Гаязовна, воспитатель
г. Радужный
Проблема
В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.
Сниженная двигательная активность; не знание состояния здоровья и физического развития детей; сокращение прогулок на свежем воздухе или же не выход на прогулку из- за климатических условий нашего округа; среда, которая не позволяет выполнять двигательную активность в той мере, в котором нуждается детский организм, ведет к ухудшению здоровья детей.
Высокая заболеваемость, низкая посещаемость требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье.
Хорошее здоровье ребенка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением.
Так же важнейшим средством в достижении цели по воспитанию здоровой развитой личности с самого раннего возраста является развитие физических качеств: силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости и т.д.
Таких результатов можно добиться в том случае, если комплекс оздоровительных мероприятий, вся повседневная работа по охране и укреплению здоровья детей, реализация принципов оздоравливающе педагогике станут приоритетными в группе. И когда участники этого процесса являются не только педагоги, но и родители (законные представители)
Группа № 12 «Золушка» сформирована в сентябре 2019 г. Возраст детей от 5 до 6 лет. Списочный состав: 25 детей. Мальчиков - 13, девочек - 12.
Цель: развитие физических способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Родничок здоровья».
Для реализации намеченной цели, были определены следующие задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью.
- Создать в группе оздоровительный микроклимат, среду, стимулирующую двигательную активность детей.
Развивающие:
- Развитие физических способностей (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений)
Воспитательные:
- Воспитание здорового ребенка через организацию и проведение всей системы физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.
Ожидаемые результаты на конец учебного года:
Ребенок:
- Снижение заболеваемости, повышение сопротивляемости организма ребенка к вирусным и инфекционным заболеваниям;
- Приобщение детей к здоровому образу жизни;
- Овладение детьми разнообразными видами двигательной активности, спортивных движений и способами закаливания;
- Сформированность навыков правильного питания.
Педагог:
- Повышение компетентности в вопросах: развития физических способностей детей старшего дошкольного возраста; формирования здорового ребенка в условиях ДОУ.
Родители (законные представители):
- Рост заинтересованности родителей (законных представителей) в сохранении и укреплении здоровья детей.
Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество.
Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов:
- наследственной программы индивидуального развития организма
- социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям).
В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.
Принято различать пять основных физических способностей человека:
- быстрота,
- сила,
- выносливость,
- ловкость,
- гибкость.
Для повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, здоровье сберегающего процесса, необходимо использовать все формы работы в комплексе. Каждая из форм физического воспитания имеет и своё специфическое назначение: обучающее (занятия по физкультуре), организационное (утренняя стимулирование умственной работоспособности (физкультминутки), активный отдых (досуги, дни здоровья), коррекция физического двигательного развития (индивидуальная и дифференцированная кружковая работа с детьми по коррекции плоскостопия и осанки.
Программа «Родничок здоровья» предоставляет позволяет сочетать в работе как традиционные программы и методики, так современные, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей.
Особого внимания заслуживает вопрос о влиянии регионального фактора на физическое состояние детей, проживающих в Хаты-Мансийском автономном округе.
Поэтому программа «Родничок здоровья» направлена на решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательных отношений, с учетом климатических условий.
Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса
в условиях дошкольного образовательного учреждения
- Учет индивидуальных особенностей воспитанников. Организация адаптационного периода, создание комфортных условий. Определение оптимальной нагрузки на воспитанников.
В группе создана среда, которая влияет на развитие физических способностей. В начале учебного года нами был подготовлен физкультурный уголок с разнообразными традиционными и нетрадиционными материалами: это флажки, ленточки, кегли, мячи малые и большие, гимнастические палочки, шнуры, обручи, мягкие модули, дорожки для закаливания.
Спортивное оборудование соответствует возрастным особенностям и находится в доступности для детей.
В приемной организовали уголок для родителей (законных представителей), где выставляется информация по физкультурно-оздоровительному развитию.
Целенаправленную работу по развитию физических способностей в процессе физического воспитания детей на основе программы ДОУ «Родничок здоровье» начала с сентября 2019 года.
Поскольку невозможно осуществлять развитие физических способностей детей только педагогическими мерами, совместно с медицинскими работниками проанализировали состояние здоровья и физического развития детей группы.
Получили следующие результаты:
Имеют 1 группу здоровья 18 детей, 2 группу – 6 детей, 3 группу – 1 ребенок.
Анализ результатов диагностики в начале учебного года (сентябрь) показывает, что у детей физические способности не достаточно сформированы.
- Организация двигательной активности.
Занятия в группе проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В старшей группе 2 занятия в спортивном зале, 1 занятие на прогулке, и 2 занятия по плаванию.
Если по погодным условиям занятие по физической культуре на прогулке проводится, то в группе создаем условия для двигательной активности. Проводим подвижные игры.
Развивать физические способности лишь на занятии по физической культуре не возможно. Поэтому мы применяем различные формы двигательной активности для закрепления тех физических упражнений, которые проводятся на занятии.
Например:
Ежедневно проводятся закаливающие мероприятия, мероприятия по профилактике гриппа, острых респираторных и вирусных инфекций.
Утренняя разминка - важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей; велико также её организованное значение. При проведении утренней разминки стараюсь обеспечить у детей полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений. Также использую разные формы проведения утренней разминки: традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений; обыгрывание какого-либо сюжета; игрового характера. При этом соблюдаю требование к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию, а также использование времени и дозировки выполнения упражнений в соответствии возрастным особенностям детей.
Итак, утренняя разминка позволяет мне полноценно решать оздоровительную задачу. Ещё одним обязательным мероприятием является проведение бодрящей гимнастики после сна, что положительно влияет на детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус. Во время проведения бодрящей гимнастики я стараюсь учитывать правильную нагрузку на мышцы. Обязательным условием проведения гимнастики является постепенный подъём детей, игровая форма, наличие специальных массажных ковриков.
Чтобы обеспечить активный отдых, умственную работоспособность детей на занятии проводятся физкультминутки. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомлённым мышцам, а также органам зрения и слуха. Комплексы физкультминуток подбираю в зависимости от вида занятия и его содержания. Провожу их в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.
В двигательном режиме отводим место самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Для этого создаем условия в группе. Столы и стулья раздвигаем или же убираем в с спальню. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. В группе мы стремимся к тому, чтобы дети в своей самостоятельной деятельности творчески использовали весь арсенал подвижных упражнений, разученных во время организованных видов занятий. Учитываем индивидуальные особенности двигательной активности детей в самостоятельной деятельности. С помощью разных педагогических приёмов постепенного влечения малоподвижных детей в активную деятельность, а также переключения детей с высокой интенсивностью двигательной активности с активной на более спокойную деятельность.
Хорошую двигательную разрядку получают дети во время подвижных игр, поэтому планируем игры в течении дня. Оздоровительный эффект подвижных игр стараемся обеспечить при целесообразном сочетании движений с разной степенью интенсивности.
Классифицировали подвижные игры по развитию физических способностей детей старшего дошкольного возраста. Остановлюсь подробнее на играх, способствующих развитию конкретных физических способностей.
Средствами развития быстроты как двигательного качества, являются скоростные упражнения, поэтому для развития быстроты подбирала игры, различные эстафеты: «Зайцы и волк», «Караси и щука», «Ловишки», «Мы весёлые ребята», «Парный бег», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Горелки», «День и ночь», «Два Мороза» и т.д.
Ловкость - (координация движений):– это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.
Для развития ручной ловкости использую игры «Школа мяча» (дети в колонне по одному передают мяч над головой, с правой стороны и т. д., игры с лентами, шнурами «Кто скорее намотает шнур.
Для развития локомоторной ловкости использую игры «Не попадись», «Через болото», «Поймай палку», и др., а также эстафеты с предметами «Пробеги, не задень», «Не урони шарик» и др.
Развитие одного из физических качеств определённым образом влияет на развитие другого. Поэтому одни и те же игры при изменении условий и правил одновременно могут развивать и быстроту и ловкость.
Для развития гибкости использую подвижные игры: «Мостики», «Передача мяча», «Змейка», «Туннель из обручей» и др
Хочу отметить, что игра «Передай мяч» используемая для развития быстроты и ловкости (о которой я уже говорила) при изменённых условиях развивает уже гибкость. Для этого дети стоят друг за другом на расстоянии шага и чтобы передать мяч над головой, ребёнку необходимо прогнуться назад. Игра «Змейка» проводится по такому же принципу, но первый игрок передаёт мяч над головой, а второй игрок, наклоняясь вперёд, передаёт мяч между ног.
Сила – внешнее сопротивление за счёт мышечных усилий. Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки, преодоление сопротивления партнёра (в парных упражнениях). Поэтому использую игры в парах на сопротивления «Кто сильнее» (два варианта: столкнуть соперника с места (игроки стоят друг против друга, упираясь ладонями, перетянуть через черту движением назад). В игре «Петушки» игроки стараются вытолкнуть соперника из круга. Развитие силовых качеств можно осуществлять и в командных играх – эстафетах. Например, использую игру «Носильщик», в которой дети должны парами перенести, удерживая гимнастическими палками набивной мяч, стараясь не уронить.
Развитие выносливости происходит при многократном повторении однообразных движений. Для этого использую подвижные игры с непрерывной двигательной деятельностью. Например, в играх «Волшебные скакалки» (Кто продержится дольше других, «Найди пару» (играющие бегают по площадке, по сигналу «В пары!» находят пары и выполняют движения, по сигналу «Побежали!» снова разбегаются по одному). В игре «Поезд» дети стоят подгруппами друг за другом – вагончики. По сигналу «Зеленый свет» двигаются по маршруту, преодолевая препятствия медленным бегом, на «жёлтый свет» - идут, на «красный свет» останавливаются и выполняя свободные движения. Игра повторяется снова. Во многих подвижных играх, не связанных с ловлей, увеличиваю продолжительность бега, не требуя быстрого темпа, а наоборот, поощряю бег ритмичный в ровном, спокойном темпе, например в играх «Совушка», «Лётчики» и др. В играх на развитие выносливости внимательно наблюдаю за состоянием детей, чтобы не допустить переутомления.
Физкультурные досуги и праздники так же обеспечивают совершенствование двигательных умений, оказывают благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает быстроту, ловкость, выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы. Физкультурные досуги провожу, как в физкультурном зале, так и на воздухе.
Планируем спортивные развлечения, осуществляя с учётом уровня общего физического развития данной группы и их двигательных возможностей. Содержание составляю знакомые, в основном, подвижные игры и физические упражнения, знакомые детям и обновлённые путём введения неожиданных для ребят условий, необычных пособий, способов организации. Длительность досуга я равняю длительности физкультурного занятия. В течении I полугодия в группе прошли такие спортивные развлечения, как «С физкультурой мы дружны».
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Родители - активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении физического воспитания и развития, если они не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу. Я стараюсь максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления к сотрудничеству.
Информирую родителей о состоянии здоровья и физического развития ребёнка. Широко использую информацию в родительских уголках, в папках-передвижках «Движение - основа здоровья», «Развитие правильной осанки у детей», «Зимняя прогулка» и т. д., подобрала рекомендации и памятки: «Как правильно одеть ребёнка на прогулку», «Распорядок дня в детском саду и дома», «Физкультура вместе с мамой (папой)» и т. д. Родители обмениваются опытом семейного воспитания по организации здорового образа жизни, активно участвую в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых как в группе, так и в ДОУ (Акция «10 000 шагов к жизни»)
Интересно проходят спортивные досуги с участием родителей «С физкультурой мы дружны», кроме того, для родителей организовывали день открытых дверей, когда они могли посетить мероприятия и приняли участие в утренней зарядке.
Интерес к физическому развитию и укреплению здоровья так же нельзя прививать у детей и родителей (законных представителей), если нет интереса к этому у самого педагога. Поэтому я уделяю этому большое внимание и сама стараюсь активно участвовать в различных спортивных, физкультурных мероприятиях, которые проводятся как в ДОУ, так и на уровне города. (ГТО, «10 000 шагов к жизни», квест-игры и т.д.)
Вывод
Таким образом, проводимая работа по развитию физических способностей в рамках программы «Родничок Здоровья» дала положительный результат.
Анализ здоровья детей
группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
за февраль 2019-2020 учебного года
Задачи, которые были поставлены в начале учебного года выполняются и реализуются на протяжении всего учебного года.
Работа по развитию физических способностей детей в рамках реализации программы ДОУ «Родничок здоровья» продолжается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайдовая презентация «Реализация элементов технологии проблемного обучения в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.В проблеме имеются неизвестные,...
Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ
Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...
Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС
Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современн...
Выступление «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами реализации интермодальных технологий в музыкальной деятельности ДО в условиях введения ФГОС»
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, исполь...
ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»
Программа «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС...
Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках реализуемой программы
Декоративно-прикладное искусство – это особый вид искусства, который дает возможность увидеть красоту предмета, понять смысл его существования и имеет свой образный язык, которому присущи обобще...
Развитие познавательно-исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста через реализацию дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности "Радужная Академия увлекательных наук"
доклат для регионального семинара по работе кружка естественнонаучной направленности...