Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
проект по аппликации, лепке (старшая группа)
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.
-Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера, речевых навыков;
- Формирование умения работать с ножницами;
- Развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
-Поощрение проявлений активности и творчества.
-Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
-Воспитание навыков аккуратной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 389.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Проблема, на решение которой направлен проект - Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.
Задачи проекта - Формирование умений работы с нетрадиционными техниками аппликации (работа с различными материалами по форме, цвету и структуре);
-Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера, речевых навыков;
- Формирование умения работать с ножницами;
- Развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
-Поощрение проявлений активности и творчества.
-Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
-Воспитание навыков аккуратной работы.
Участники проекта дети старшей группы, воспитатель, родители
некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности;
-большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца;
-некоторые дети боятся прикасаться к различным материалам труда, чем демонстрируют неуверенность в себе.
Цель проекта Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.
Задачи проекта - Формирование умений работы с нетрадиционными техниками аппликации (работа с различными материалами по форме, цвету и структуре);
-Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера, речевых навыков;
- Формирование умения работать с ножницами;
- Развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
-Поощрение проявлений активности и творчества.
-Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
-Воспитание навыков аккуратной работы.
Участники проекта дети старшей группы, воспитатель, родители
Сроки реализации проекта Средней продолжительности. Данный проект осуществляется в течении 3 месяцев
Ожидаемые результаты В процессе реализации проекта дети овладеют различными нетрадиционными техниками аппликации, обогатят знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения. У детей повысится уровень развития по художественному творчеству, сформируется учебно-познавательная компетентность (в соответствии с особенностями возраста). Дети приобретут навыки совместного творчества - способны объединиться для общего дела, договариваться, действовать согласованно.
2. Актуальность.
Актуальность исследования. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики. Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, освоение полного цикла творчества в одном виде деятельности. Перенос обычно возникает по причине сложности соответствующих видов деятельности. Это позволяет считать, что овладение и повышение уровня способностей в одном виде деятельности позволяет неординарно подходить к решению вопросов в других видах деятельности.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев, Н. Я. Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со«старейшинами» - В. Н. Шацкой, Н. Л. Гродзенской, М. А. Румер, Г. Л. Рошалем, Н. И. Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
В работах Запорожца А. В., Давыдова В. В., Поддъякова Н. Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.
Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.
Значение занятий аппликацией в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано.
В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:
- развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
- развитие художественно – графических умений и навыков;
- развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
- становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
- получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
- воспитание зрительской культуры;
- возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно – методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.
Аппликация (от латинского «applicatio» - накладывание) – это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. Аппликация играет важную роль в обучении и воспитании дошкольников. Особый интерес представляет освоение детьми нетрадиционной техники аппликации. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках это «кладовая» для развития творчества, воображения, фантазии. Процесс создания красивых аппликаций своими руками положительно скажется на развитии творческих способностей детей.
3. Анализ среды (внешней и внутренней).
Анализ внешней среды.
Наличие музеев, Картинной галереи, Художественного музея и др. объектов культурного просвещения, где ребенок с родителями в выходные дни и с воспитателем во время организуемых ДОУ экскурсий могут знакомиться с произведениями художественного искусства.
Желание родителей видеть в своих детях «маленьких художников», в совершенстве владеющих приемами нетрадиционной техникой.
Отрицательные факторы
Молодые родители не уделяют должного внимания художественному воспитанию своих детей, недооценивая положительное влияние искусства и изобразительного творчества на полноценное и гармоничное развитие детей дошкольного возраста.
Отсутствие художественного опыта у родителей воспитанников.
В последнее время культурные семейные походы в музей, в театр или в кинотеатр стали заменяться праздничными вечеринками в местах общественного питания.
Анализ внутренней среды.
. В здании МБДОУ расположены следующие помещения:
- кабинет заведующего;
- методический кабинет и библиотека, в них представлены необходимые библиотечно-информационные, учебно-методические, наглядные, дидактические, игровые, информационно-коммуникативные материалы. Для успешной реализации образовательного процесса кабинет оснащён компьютером с выходом в Интернет, техникой МФУ;
- медицинский кабинет;
- процедурный кабинет;
- изолятор;
- музыкальный зал оснащен музыкальным центром, современными музыкальными инструментами и атрибутами для деятельности детей.
- физкультурный зал, оборудованные необходимым спортивным инвентарем; -групповые помещения оборудованы новой современной полифункциональной, трансформируемой мебелью. Предметно- пространственная развивающая среда отвечает принципам вариативности, доступности и безопасности,
- пищеблок оснащён необходимым современным технологическим и холодильным оборудованием и инвентарём;
- прачечное помещение отвечает всем требованиям и стандартам;
- прогулочные участки с верандами оборудованы малыми архитектурными формами;
-спортивная площадка на улице оснащена спортивным оборудованием для игры детей в баскетбол.
В достаточном количестве представлено игровое и учебное оборудование. Методический кабинет пополняется методической и детской художественной литературой. Преодоление экономических трудностей при организации среды осуществляется усилиями творческогопедагогического коллектива ДОУ– это изготовление дидактических и развивающих игр и пособий, использование детских работ для оформления групп.
В учреждении царствует благоприятная домашняя обстановка, главным героям этого дома – детям живётся уютно и комфортно. Каждый день наши воспитанники задают много вопросов, на которые мы – взрослые готовы ответить, а самое главное – понять их и прожить вместе с ними их детство.
Сильные стороны
ДОУ имеет приоритет художественно-эстетического развития детей, решая в своей деятельности задачи по развитию ИЗО творчества.
Мой стаж педагогической работы – 5 лет, стараюсь в свободное время уделять детям работе по нетрадиционной аппликации. Есть наличие в группе художественной предметно-развивающей среды. В группе оборудован уголок изобразительной деятельности для творческой деятельности, организованы места для демонстрации детских работ. Качественный изобразительный материал для практических занятий с детьми. Материал для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства. Регулярное оформление выставок детского изобразительного творчества.
Слабые стороны
Многие родители воспитанников дома не занимаются и не используют нетрадиционные техники в работе с детьми по ИЗО деятельности.
4. Цели и задачи проекта.
Цель проекта:
- Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.
Задачи проекта:
- Формирование умений работы с нетрадиционными техниками аппликации (работа с различными материалами по форме, цвету и структуре);
- Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера, речевых навыков;
- Формирование умения работать с ножницами;
- Развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
- Поощрение проявлений активности и творчества.
- Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
-Воспитание навыков аккуратной работы.
5. Участники проекта.
- дети старшей группы,
- воспитатели,
- родители воспитанников
6. Ресурсы проекта.
Качество реализации проекта обеспечивается использованием нескольких видов ресурсов.
Нормативно – правовые ресурсы:
1) Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2) ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
3) Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)
1) Сайт ДОУ
2) Информационные стенды для родителей (в ДОУ и группах)
3) Презентации и видео презентации.
Материально – технические ресурсы
- Информации для родителей:
«Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
- оборудования и материалы для работ с детьми по нетрадиционной аппликации.
Программно – методическое обеспечение:
- «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова.
- Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа(образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие – М.: ИД «Цветной мир», 2012.
-Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа. Программа, конспекты. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003, 160 с., ил
-Дронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод. пособие длявоспитателей: Просвещение, 2011.-240с.: ил.
- Занятия изобразительной деятельности Коллективное творчество/под ред. А. А. Грибовской. -М: ТЦ Сфера, 2010.-192с. (Вместе с детьми)
Организационные:
1) создание разных видов аппликации
2) организация родителей для подбора материалов
7. Механизм реализации проекта
Направления деятельности и его этапы Задачи
1 этап – подготовительный:
Цель: сбор и анализ информации, совершенствование материально – технической базы.
1. Подбор и изучение методической литературы по теме проекта, посетить сайты.
2. Подбор игр и пособий по развитию творческих способностей детей. 3. Обеспечение предметно-развивающей среды.
4. Творческий подход к содержанию образования.
5. Создание эмоционального фона для творческой деятельности (творческий процесс сопровождается художественным словом, звучанием музыкальных произведений);
2 этап – основной:
Цель: Оптимизация проектирование воспитательно - образовательного процесса, развитие у детей творческих способностей в нетрадиционной технике аппликации. С детьми
1. Вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
2. Проведение НОД по нетрадиционной аппликации.
3. Участие детей в творческих конкурсах как на базе ДОУ, так и городского масштаба;
4. Организовать экскурсию в художественную школу.
С родителями
1. Взаимодействие с семьями воспитанников.
2. Для родителей организовать открытый просмотр НОД по нетрадиционной аппликации.
3. Привлечь родителей в дополнении материалами для дальнейшей работы понетрадиционной технике, к участию в образовательной деятельности.
4. Предложить информацию для родителей по нетрадиционной аппликации.
3 этап – заключительный:
Разработка методических рекомендаций по итогам реализации проекта, демонстрация опыта работы. 1. Подведение итогов реализации проекта.
2. Создание презентации проекта.
3. Оформление выставки по нетрадиционной аппликации.
1. План реализации проекта.
1 ЭТАП
Подготовительный
- Выбор темы проекта, изучение методической литературы, посетить сайты.
- Проанализировать многообразие нетрадиционных техник аппликации.
- Выявить уровень развития творческих способностей детей, разработать тематический план занятий по теме проекта.
2 ЭТАП
Основной
Тематический план
№ Тема Задачи
1. Весёлые снеговики
(обрывание и скатывание)
Декабрь
-Учить детей технике обрывания и скатывания. Учить детей обрывать бумагу и скатывать салфетки.
-Развивать умение детей подбирать элементы для украшения образа самостоятельно с помощью цветных бумаг. Воспитывать аккуратность, усидчивость в работе.
2.
3.
Дед Мороз
у ёлочки
(оригами)
Снегири на ветке.
(пряжа,
коллектив-ная работа) - Научиться новым приёмам работы с бумагой, рассказать о последовательности и приёмах изготовления фигурки Деда Мороза в технике «оригами»;
- развивать воображение, творческие способности,
- развивать мелкую моторику,
- воспитывать усидчивость, аккуратность, уважительное отношение к труду
Январь
Закрепить умение нарезать пряжу и деталей по шаблону, упражнять в наклеивании мелко нарезанной пряжи, продолжать работу по формированию грамматического строя речи (согласовывать существительное в падеже, продолжать учить описывать птиц, подбирая прилагательные. Дополнять работу деталями, выполненными из бумаги. воспитывать заботливое отношение к пернатым друзьям, аккуратность при выполнении работы.
4. Золотой петушок
(обьёмная аппликация)
- Способствовать созданию выразительного образа петушка. - Упражнять детей в составлении изображения из готовых деталей. Развивать эстетическое восприятие,творческие способности, аккуратность.
5. Белая
Береза
(салфетки)
Февраль
- Учить детей скатывать салфетки в жгутики, составлять композицию;
- Развивать мелкую моторику, творческое воображение, логическое мышление.
6.
Зайчик
- Закреплять знания детей о диких животных;
- Учить выполнять рисунок из ватных дисков;
- Развивать образное мышление;
- Учить соблюдать пропорции при составлении образа зайца.
3. ЭТАП Заключительный
- Оформить папку-передвижку для родителей «Нетрадиционная аппликация в детском саду»,
- Консультация для родителей на тему: «Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» с целью ознакомления родителей с данным видом творчества.
- Оформление выставки детских работ «Наше творчество».
- Участие детей в творческих конкурсах как на базе ДОУ, так и городского масштаба.
9. Ожидаемые результаты.
В процессе реализации проекта дети овладеют различными нетрадиционными техниками аппликации, обогатят знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения.
У детей повысится уровень развития по художественному творчеству, сформируется учебно-познавательная компетентность (в соответствии с особенностями возраста).
Дети приобретут навыки совместного творчества – способные объединиться для общего дела, договариваться, действовать согласованно.
10. Перспективы дальнейшего развития проекта.
Создать презентацию «Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
Развивать интеллектуальные способности у детей, мышление, восприятие, внимание, память для дальнейшего обучения в школе.
Расширить диапазон ИТ в воспитательно-образовательной работе.
Дополнить предметно – развивающую среду, уголок изобразительной деятельности для творческой деятельности, материалами для дальнейшего развития по нетрадиционной аппликации.
12. Приложение
Приложение№1
Наше творчество в рамках проекта
Консультация для родителей на тему:
«Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника:
- Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
- Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
- Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно - волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.
- Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
- Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей.
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к обучению детей нетрадиционным техникам аппликации.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Художественно-эстетическое развитие дошкольника осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деят...
Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств....
Методическая разработка Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработкаНетрадиционные техники рисованияв развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
laquo;…Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисоватьНа бумаге, на асфальте, на стене,И в трамвае на окне…»...
«Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
laquo;…Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисоватьНа бумаге, на асфальте, на стене,И в трамвае на окне…» ...
«Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Как развить творческие способности через различные виды нетрадиционных техник аппликации....
ПРОЕКТ-Нетрадиционные техники аппликации для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не...