Программа музея Русская изба
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Наш сад работает по социокультурным истокам и в рамках этой прогаммы в саду появился мини музей "Русская изба" и "Подворье". Так как музей с каждым годом пополнялся, была написана программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzeya_russkaya_izba.doc | 449.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Музея РУССКАЯ ИЗБА
Составил: музыкальный руководитель
Куликова Инна Михайловна
ПРОГРАММА
Музея «Русская изба» на 2019-2020 учебный год
Направление: этнография, русское народное творчество.
Пояснительная записка
Этнография (от греческого слова «этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».
Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.
Мини - музей «Русская изба» в ДОУ был создан с целью:
осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.
Цель: Приобщение детей к русским традициям
Задачи:
- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;
- способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
- ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта;
- повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.
Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:
Наглядность.
Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:
- русская печка, чугунок, деревянные лавки, посуда, утварь, ножная швейная машинка, сундук, кровать, коромысло и ведра, колодец.
- изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, матрешки.
- глиняные изделия: тарелки, миски, чашки.
- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца, девичий наряд (рубаха, сарафан, кокошник), наряд для мальчика (рубаха, поясок, штаны)
- лоскутные одеяла; подузорники, подушки, наволочки (вязанные и вышитые гладью), куклы-обереги из лоскутиков;
- русские народные инструменты: балалайка, гармошка, бубен;
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Интерактивность. В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы, при в ходе музей устроено деревенское «Подворье» (макет), с возможностью введения ребенка в особый мир путем действенного познания.
Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
Содержанием работы музея русского быта является:
проведение тематической НОД для дошкольников;
посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ; организация экскурсий для детей и их родителей.
Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «деревенская улица: народные календарные праздники круглого года», «Подворье: коровушка – кормилица», «Во саду ли, в огороде» и др.;
оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;
организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
Формы деятельности музея русского быта:
- НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);
- работа в комнате русского быта как часть НОД (создание образов, погружение в атмосферу старины);
- тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», Подблюдные вечерки», ««Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха», «В гости пришла Марья Искусница», «Святки» и др.).
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» (музыкальный руководитель).
2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная» (родители детей групп «Карапузы» и «Гномики»).
3. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для Матрешки».
4. Создание мини-музеев (совместно с педагогами)
5. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»
Консультация для педагогов
1. Показ открытого занятия по ознакомлению детей с народными инструментами для педагогов ДОУ «Балалаечка – душа русского народа».
2. Консультация «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные голосовые упражнения – основа для закрепления произношения звуков у дошкольника».
3. Открытый показ занятия для педагогов района «Россия – Родина моя»
Типы НОД тематические, интегрированные:
- демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды, репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);
- обыгрывание обрядов и традиций народных праздников;
- продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование).
КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА
Высокий уровень:
Использовать в активной речи потешек, пестушек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок, считалок, дразнилок, корилок, образных выражений.
Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными предметами и делать соответствующие умозаключения.
Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках.
Знает названия народных праздников и умеет объяснять, что это за праздник и когда он бывает.
Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).
Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Гжель, Дымка).
Имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью. В украшении головных уборов тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении тряпичных кукол.
Умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек
Средний уровень:
Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения использует в речи.
Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
Знает названия некоторых народных праздников и принимает в них активное участие.
Знает русские подвижные игры и умеет объяснять правила другим.
Знает элементы русского народного костюма и различает головные уборы.
Различает росписи Хохломы, Дымки, Гжели.
Имеет практическое умение по работе с тестом, может сделать тряпичную куклу.
Низкий уровень:
Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует их в речи.
Знает народные приметы.
Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с инициативы педагога.
Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.
Различает Дымку, Хохлому.
Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью.
ПЛАН РАБОТЫ МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА»
Тематический план
Дети от 3-4 лет
№ | Месяц | Тема | Время | Ответственный |
1 | сентябрь | Что такое музей? | 15 мин | Ответственные за музей |
2 | октябрь | Добрая изба | 15 мин | Ответственные за музей |
3 | ноябрь | Печка – хозяйка. | 15 мин | Ответственные за музей |
4 | декабрь | Хозяйкины помощники | 15 мин | Ответственные за музей Воспитатель группы |
5 | январь | К нам гости пришли | 15 мин | Воспитатель группы |
6 | февраль | Кот Пушок на печурке греется | 15 мин | Воспитатель группы |
7 | март | Куклы в народном сарафане | 15 мин | Ответственные за музей |
8 | апрель | Волшебная прялица | 15 мин | Воспитатель группы |
9 | май | Как у наших у ворт | 15 мин | Воспитатель группы |
10 | июнь | День рождения березки (троица – семик) | 20 мин | Ответственные за музей Воспитатель группы |
11 | июль | Уж как я –ль мою коровушку люблю | 20мин | Ответственные за музей Воспитатель группы |
12 | август | Во саду ли, в огороде | 20 мин | Ответственные за музей Воспитатель группы |
Дети от 4-5 лет
№ | Месяц | Тема | Время | Ответственный |
1 | сентябрь | В гостях у хозяюшки | 20 мин | Ответственные за музей |
2 | октябрь | Мир старинных вещей | 20 мин | Ответственные за музей |
3 | ноябрь | Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло) | 20 мин | Воспитатель группы |
4 | декабрь | Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло) | 20 мин | Воспитатель группы |
5 | январь | Как ходила коляда | 20 мин | Ответственные за музей Воспитатель группы |
6 | февраль | Посудочка хороша! (мир народной посуды) | 20 мин | Воспитатель группы |
7 | март | Куклы в народных костюмах (Тобольская, Сибирская) | 20 мин | Ответственные за музей |
8 | апрель | Сороки (Герасим Грачевник) | 20 мин | Ответственные за музей Воспитатель группы |
9 | май | От лучинки до электричества | 25 мин | Воспитатель группы |
10 | июнь | Пастух – пастушок, пастух миленький дружок (старинные крестьянские профессии) | 25 мин | Воспитатель группы |
11 | июль | У нашего крыльца нет веселию конца | 25 мин | Ответственные за музей Воспитатель группы |
12 | август | Яблонька – именинница (яблочный спас) | 25 мин | Руководитель м.м. Воспитатель группы |
Дети от 5-7 лет
№ | Месяц | Тема | Время | Ответственный |
1 | сентябрь | Милости просим в нашу избу | 25 мин | Ответственные за музей |
2 | октябрь | Скоро девочки Покров | 25 мин | Ответственные за музей Воспитатель группы |
3 | ноябрь | Печь – как мать родная | 25 мин | Ответственные за музей Воспитатель группы |
4 | декабрь | Живая старина (былины, баллады, духовные стихи, сказки) | 25 мин | Воспитатель группы |
5 | январь | Рождество Христово | 25 мин | Ответственные за музей Воспитатель группы |
6 | февраль | Бабушкин сундук. | 25 мин | Воспитатель группы |
7 | март | Как рубашка в поле выросла | 25 мин | Воспитатель группы |
8 | апрель | Русь нарядная (куклы в народных сарафанах: север и юг России, Сибирь) | 25 мин | Ответственные за музей Воспитатель группы |
9 | май | От лучинки до электричества. | 25 мин | Воспитатель группы |
10 | июнь | Семик, девки, да и троица. | 25 мин | Ответственные за музей Воспитатель группы |
11 | июль | Ты коси, коса (труд крестьянина в поле) | 25 мин | Ответственные за музей Воспитатель группы |
12 | август | Золото в бочонке (медовый спас) | 25 мин | Руководитель м.м. воспитатель группы |
Перспективный план работы с детьми
Дети от 3-4 лет
Месяц | Тема | Цель | Программное содержание | Методы и приемы | Литература |
Сентябрь | Что такое музей? | Познакомить детей с этнографическим музеем. | Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. | Экскурсия в музей «Русского быта». Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Показ. Обобщение. | Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008
|
Октябрь | Добрая изба | Знакомство с устройством избы
| Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь. Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. | Экскурсия в музей «Русского быта». Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок) Загадки. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Показ. Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
Ноябрь | Печка – хозяйка. | Знакомство детей с печью. | Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. | Экскурсия в музей «Русского быта». Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок) Загадки. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Показ. Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
Декабрь | Хозяйкины помощники | Знакомство детей со старинной посудой и утварью.
| Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа. Дидактическая игра: «Собери целое». | Экскурсия в музей «Русского быта». Сюрпризный момент: (появление хозяйки) Загадки про посуду. Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
Январь | К нам гости пришли | Знакомство с этикетом и правилами гостеприимства русского народы | Дать понятие как ведут себя гости при входе, как кланяются, как приветствует их хозяин, хозяйка. Показать как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: порог, поклон, самовар, угольки. Р.н.п. «Поехал наш батюшка на базар». Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу. | Экскурсия в музей «Русского быта». Сюрпризный момент: (появление хозяйки) Загадка про самовар. Рассмотреть самовары. Чтение отрывка из сказки: «Муха Цокотуха». Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Обобщение. | Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада» Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
|
Февраль | Кот Пушок на печурке греется | Знакомство с обитателями избы (не людьми). | Дать понятия о домашних животных, живущих в избе с людьми, их месте и значении, создание домашнего тепла и уюта. Кот – помощник хозяюшки. Раскрыть образ «Котеньки – кота, кота – баюна, котик – белый ротик» в русском быту, в музыкальных произведениях, в устном творчестве. Пение колыбельных :»Уж ты, котинька – коток», «котик- белый ротик» | Экскурсия в музей «Русского быта». Сюрпризный момент: (Котика Пушка) Загадка про кота. Рассмотреть котов. Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Обобщение. | Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада» |
Март | Куклы в народном сарафане | Знакомство детей с русским национальным костюмом. | Назвать части костюма. Обратить Внимание на национальный вятский костюм (клетка), орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: « Укрась фартук». «Опиши одежду Настеньки». | Экскурсия в музей «Русского быта». Сюрпризный момент: (появление куклы Настеньки) Рассмотреть куклу. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Обобщение.
| Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах, или |
Апрель | Волшебная прялица | Знакомство детей с орудием труда по обработке шерсти. | Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. Пальчиковая игра – потешка «Котик ниточки мотает» Дидактическая игра: «Кто быстрее соберет клубки в корзину» | Экскурсия в музей «Русского быта». Беседа. Сюрпризный момент: (появление куклы- бабушки) Загадки. Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Обобщение. | А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
Май | Как у наших у ворот | Знакомство детей с музыкальным фольклором | Познакомить детей с устным творчеством Вятского и русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеют общие черты. Воспитывать толерантность. Игры, пение хороводов «как у наших у ворот», «Сидит ворон на дубу», «балалаечка», «Гулять Катенька пошла» | Экскурсия на Подворье Сюрпризный момент: (появление девицы – красавицы Вареньки) Чтение сказки: «Крошечка - Ховрошечка» Объяснение. Словарная работа. Пословицы. Обобщение.
| М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г |
Июнь | День рождения березки (троица – семик) | Знакомство с летним девичьим праздником «Троица – зеленые святки» | Познакомить детей с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Воспитывать бережное отношение к природе, раскрыть значение образа русской березки – как символа Руси. Пение песен про березку «земелюшка – чернозем», «Во поле березка стояла», | Экскурсия на Подворье. Досуг с пением и играми. Сюрпризный момент: Появление Березоньки Словарная работа. Пословицы. Обобщение. | «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г |
Июль | Уж как я –ль мою коровушку люблю | Знакомство детей со скотным двором | Познакомить детей с домашними животными: Обогощать словарный запас: коровушка - буренушка, теленок, козлик, барашек, поросенок, гуси, уточка, курочка, петушок. Развивать образное восприятие героев песен «Коровушка – кормилица», «Козел – прыгун», «Барашеньки – крутороженьки» | Экскурсия на скотный двор. Досуг с пением и играми. Сюрпризный момент: Появление Коровушки – угощение молоком. Словарная работа. Обобщение. | Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада» Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
Август | Во саду ли, в огороде | Обобщение пройденного музыкального материала | Обогащать словарный запас. Развивать выразительное пение, повысить активность детей и родителей в участии народных праздниках, воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней. Р.Н.игры Пение хороводов: «как пошли наши подружки», «Во саду ли, в огороде», «ходила младешенька» | Экскурсия на Подворье и огород. Сюрпризный момент: появление Бабушки Варварушки и деда Тита. Рассказ педагога, Словарная работа, работа с текстами песен, пословицы и поговорки. Обобщение. | М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
Дети от 4-5 лет
Месяц | Тема | Цель | Программное содержание | Методы и приемы | Литература |
Сентябрь | В гостях у хозяюшки | Знакомство детей с жилищем русского народа. | Познакомить детей с тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.
| Экскурсия в музей русского быта. Встреча Хозяйки. Беседа. Осмотр избы. (слайды с изображением избы разных областей). Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Игра. « Кто быстрей поможет хозяйке» Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова |
Октябрь | Мир старинных вещей | Знакомство детей с музейными экспонатами. | Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. | Экскурсия в музей русского быта. Объяснение. Беседа. Рассмотрение экспонатов. Рассказ воспитателя. Словарная работа. Фольклор. Игра: «Кто быстрее принесет воду на коромысле». Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова |
Ноябрь | Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло) | Знакомство с традиционным женским и девичьим ремеслом.
| Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей со сказкой «Три дочери». Воспитывать трудолюбие | Экскурсия в музей русского быта. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Загадки. Словарная работа. Игра: «Кто быстрей намотает клубок». Чтение сказки «Три дочери» Пословицы. Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» |
Декабрь | Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло) | Знакомство с традиционными мужскими ремеслами. | Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина. | Экскурсия в музей русского быта. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Объяснение. Рассмотрение экспонатов. Рассказ музыкального руководителя. Словарная работа. Чтение сказки «Колосок». Беседа. Пословицы о труде. Обобщение | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. |
Январь | Как ходила коляда | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. | Экскурсия в музей русского быта. Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье. Пение муз. руководителя. Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Как ходила коляда» | М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». |
Февраль | Посудочка хороша! (мир народной посуды) | Знакомство детей с предметами быта, кухонной утварью. | Познакомить детей с русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к культуре с кем рядом живешь. | Экскурсия в музей русского быта. Встреча Хозяйки. Беседа о блюдах. Поговорки. Рассмотреть экспонаты. Пояснение Рассказ воспитателя. Словарная работа. Загадки о посуде. Сказка о чугунке. Обобщение. Итог.
| «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» И.Каплунова, И. Новоскольцева «Как у наших у ворот» |
Март | Куклы в народных костюмах Центральной России (Московская, Костромская, Псковская губернии) | Знакомство детей с русским национальным костюмом. | Назвать части костюма. Обратить Внимание на национальный костюм, орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: « Укрась косник». «Опиши одежду Барышней в костюмах». | Экскурсия в музей русского быта. Сюрпризный момент: (появление кукол) Рассмотреть кукол. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Обобщение. Рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в костюмах | Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах. |
Апрель | Сороки (Герасим - грачевник) | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Познакомить детей с праздником «СОРОКИ» и песенным и текстовым материалом Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Грачевник, кулики, заклички, сороки ит.д. Пение муз. руководителя. Слушание записей CD Разучивание попевок, закличек, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Герасим-грачевник» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» И.Каплунова, И. Новоскольцева «Как у наших у ворот» |
Май | От лучинки до электричества | Знакомство с историей происхождения электрической лампы.
| Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг, керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность | Экскурсия в музей русского быта Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину) Вопросы: Что было бы, если не было электричества Словарная работа. Игра: « Гори, гори ясно». | Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru |
Июнь | Пастух – пастушок, заиграй во рожок. (старинные крестьянские профессии) | Формирование у детей представление о труде русских пастухов | Познакомить детей с традициями русских пастухов, музыкальными инструментами, на которых они играли. Познакомить с особенностями сигнальных наигрышей пастухов. Научить основным приемам игры на пастушьем барабане. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию | Экскурсия на скотный двор. Словарная работа: Рожок, пастух, кугикл, дудочка, скотина, кормилец, кормилица. Пение муз. руководителя. Слушание записей CD (р.н. наигрыши, звучание пастушьих инструментов) Разучивание попевок, закличек, игра ну музыкальных инструментах, песенок, игр. Участие в театрализованном празднике «Ваня - пастушок» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». И.Каплунова, И. Новоскольцева «Как у наших у ворот».
|
Июль | У нашего крыльца нет веселию конца | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей | Познакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Как у нашего крыльца» | М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: И.Каплунова, И. Новоскольцева «Как у наших у ворот» |
Август | Яблонька – именинница (яблочный спас) | Формирование у детей представление о труде русских крестьян. | Познакомить детей с праздниками «медовый спас», «Яблочный спас», «Капустный спас». Формировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через пение, музицирование, игру и театрализацию. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. | Экскурсия на подворье. | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. |
Дети от 5-7 лет
Месяц | Тема | Цель | Программное содержание | Методы, приемы | Литература |
Сентябрь | Милости просим в нашу избу | Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя детям назначение его составных частей.
| Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка. Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (удмурты, татары, марийцы). | Экскурсия в музей русского быта. Рассматриваниего внутренне устройства и убранства избы (в т.ч. показ слайдов) Рассказ музыкального руководителя, сопровождаемый пением и игрой на русских музыкальных инструментах (музыкальный руководитель). Объяснение новых слов. Словарная работа. Беседа. Фольклор (потешки, колыбельные. Посиделочные песни) Р.Н.. игра: «Тетера». Обобщение. Итог. | Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
Октябрь | Скоро, девочки Покров | Знакомство с традицей «осенне-зимние посиделки» и праздником «Покрова» | Познакомить детей с праздником «Покров» и песенным и текстовым материалом Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Покров, гуляночка, засидки, посиделки и т.д. Пение муз. руководителя. Слушание записей CD Разучивание круговых, наборных хороводов, кадрилей, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Скоро, девочки, покров» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселью конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
Ноябрь | Печь – как мать родная | Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью. | Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению». Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника. | Экскурсия в комнату русского быта. Загадка о печи. Рассказ музыкального руководителя об устройстве печи и ее предназначении. Объяснение. Пословицы. Вопросы: В каких сказках говорилось о печи? Словарная работа. Поговорки. Обобщение. Итог. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова |
Декабрь | Любят в праздники рядиться наши русские девицы | Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера. | Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения) | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром». Практическое занятия – бисероплетение: знакомство с симметрией, работа 1 иголкой, работа в 2 иголки «крестик». Обогащение словарного запаса. | Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах. |
Январь | Рождество Христово | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье, Вертеп Пение муз. руководителя. Слушание аутентичных записей (Северо-Уральского региона) Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». И.Каплунова «Как у наших у ворот» |
Февраль | Бабушкин сундук. | Знакомство с русскими народными старинными играми | Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа: Игрушки наших бабушек. Ответы детей: Мои любимые игрушки. Русские народные игры зимой. Игры-забавы с домовенком | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова |
Март | Как рубашка в поле выросла | Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле) | Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина. | Экскурсия в комнату русского быта. Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла» Словарная работа. Беседа. Пословицы о труде. Обобщение | Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах. |
Апрель | Русь нарядная (куклы в народных сарафанах). | Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера. | Закрепить представления детей о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия) | Экскурсия в комнату русского быта. Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок. Практическое занятия – изготовление кукла-оберег: | Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах. |
Май | От лучинки до электричества | Знакомство с историей происхождения электрической лампы. Обогащение | Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность | Экскурсия в комнату русского быта словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину). Вопросы: Что было бы, если не было электричества Словарная работа. Игра: « Гори, гори ясно». | Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru |
Июнь | Игры на территории подворья «Семик, девки, да и троица» | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей | Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Зеленые святки» | М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». И.Каплунова «Как у наших у ворот» |
Июль | Ты коси, коса (труд крестьянина в поле) | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей | Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию | Экскурсия на скотный двор (макет). Разучивание песен, хороводов, игр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини -музея "Русская изба"
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредствам создания мини-музея «Русская изба»
В материале представнен опыт работы по созданию мини-музея "Русская изба", определены цели, задачи мини-музея, работа, проводимая с детьми....
Программа мини-музея "Русская изба"
Программа мини-музея"Русская изба" план работы по всем возрастным группам...
Программа мини музея "Русская изба"
Этнография (от греческого слова « этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся эт...
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...
Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуры через организацию музея Русская изба»
Музей Русская изба стал своеобразным центром народной культуры, открытым для разных категорий людей, причастных к идее духовного и культурного возрождения. За небольшой период работы в...
Рабочая программа мини-музея "Русская изба" на 2023-2026 учебные года, конспекты и презентации.
Цель:средствами мини - музея "Русская изба" осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников группы....