Проект «МЫ ВМЕСТЕ»2013г (долгосрочный)
проект
Проект «МЫ ВМЕСТЕ»
«Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»
Работаю по приоритетному направлению «Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей» появилась необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как работа с семьей.
Деятельность, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому мои действия должны основываться на интересах и запросах семьи. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «МЫ ВМЕСТЕ»2013г (долгосрочный) | 215.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Малиновский детский сад»
Проект «Мы вместе»
Автор проекта.
Воспитатель
Абрахимова Р.М.
Ачинский район
П.малиновка
2013г
Проект «МЫ ВМЕСТЕ»
«Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»
Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Практика и проведенные исследования, показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются целым рядом причин:
- ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
- социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
- личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях) отсутствия понимания;
- глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей экологическими проблемами и т.д.).
Работаю по приоритетному направлению «Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей» появилась необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как работа с семьей.
Деятельность, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому мои действия должны основываться на интересах и запросах семьи. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта.
В современных социально-экономических условиях, родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга. Кризисная ситуация в семье ведет к нарушению детско – родительских отношений.
Как показывают современные исследования, у многих родителей появилась потребность в «хорошем ребенке». Авторитарность родителей приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои настроения и переживания. А это, ведет к нарушению мироощущения ребенка и возникновению проблем личностного роста. Ребенок не понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого, возникает нарушение половой идентификации, дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувство вины. Все эти сложности в детско-родительских отношениях говорят о необходимости целенаправленной, систематической и специально организованной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, для углубления и расширения работы с семьями воспитанников, для изменения ее содержания необходимо более широкое применение нетрадиционных методов взаимодействия.
Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат
Семья основной институт социализации ребенка. Это первый институт, формирующий и закладывающий морально-нравственный фундамент ребенка. Поведение ребенка, его морально-нравственные принципы формируются семьей. В современных условиях родители заняты обеспечением материальной стороной жизни ребенка. Постоянная нехватка времени, возникающие вопросы по воспитанию и взаимодействию с ребенком, все это побудило к созданию меж семейного детско-родительского клуба «Мы вместе».
Целью, которого является: создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи. Задача дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы выстроить эффективное взаимодействие родителей и педагогов удовлетворяющее интересы обеих сторон.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ребенка, родителя, воспитателя, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направленно на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение родителям воспитанников знаний, формирование у них педагогических умений и навыков, рефлексивного отношения к себе как к воспитывающим взрослым.
Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившиеся противоречия между имеющимся воспитательным потенциалом семьи и его не достаточным использованием.
Решением данной проблемы, может стать создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог – ребенок - родитель»
Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить ее с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести ее одновременно и параллельно. Родитель не ученик, а партнер по общению, в процессе которого педагог выходит на личный контакт с родителем и ребенком по разнообразным каналам – аудиальному, визуальному, тактильному, вербальному, предметно - действенному. Для более эффективной работы необходимо расширить рамки сотрудничества. Исходя из практического опыта взаимодействие с родителями более эффективно в неформальной обстановке. Чтобы взаимодействие с родителями было регулярным, повышающим педагогическую культуру родителей возникла идея создания меж семейного детско – родительского клуба «Мы вместе».
Цель проекта: организация детско – родительского клуба «Мы вместе»
для создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Задачи:
1. Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, воспитателями;
2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста;
3. Повысить степень осознанности родителями своих прав и обязанностей по отношению к своему ребенку;
4. Создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
5. Развивать у родителей способности рефлексии собственных возможностей в организации продуктивного воспитательного воздействия на детей;
6. Пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;
7.Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятий;
8. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель- родитель; родитель - педагог; родитель - ребенок;
9.Способствовать сплоченности родительского коллектива.
Критерии:
- Повышение количественного состава участников клуба «Мы вместе»
- Возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения.
- Инициативность и активность родителей в работе клуба «Мы вместе»
- Способность рефлексии родителями собственных возможностей.
Таким образом, систематическая работа с детьми способствует формированию понятия «семьи», доброжелательного отношения к членам семьи, потребности радовать своим поведением и своими поступками. Участие родителей в работе клуба вызывает у ребенка положительные эмоции, формирует семейное единство, гордость за свою семью и своих родителей. Благодаря систематической работе клуба и деятельности педагога у детей отмечается высокое развитие психологических, интеллектуальных, эмоциональных и творческих процессов. Все это способствует формированию высокой самооценки ребенка, его успешности и положительной «Я - концепции».
В целом, работа клуба является эффективной, интересной, способствующей развитию детско-родительских отношений. Деятельность детско – родительского клуба «Мы вместе» является неотъемлемой частью педагогического процесса при реализации работы в цепочке «педагог – родитель - ребенок». Таким образом, работа клуба способствует формированию и развитию семьи как основного института социализации и способствует адаптации семьи и ребенка в социуме.
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога с детьми в рамках работы клуба «Мы вместе», выявляется характер детско–родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Клуб «Мы вместе» - это ежемесячные мероприятия, информационные встречи, тематические выставки, выпуск газет и журналов, консультации, практические обучения родителей.
Заседания клуба «Мы вместе» проводится раз в месяц.
Продолжительность встреч 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени представляет большой интерес для родителей.
Заседание клуба носит форму нетрадиционного общения с родителями, например: «Круглый стол», «Педагогическая гостиная».
Тема заседаний ставиться проблемно, например: «Агрессия»
«Опора семьи – здоровые отношения» и т.д. Родителям не навязывается готовая точка зрения, проблемная постановка вопроса вынуждает их думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации, опираясь на свой опыт. В ходе заседания находится ответ, удовлетворяющий большинство родителей. Данная форма применялась и раньше, однако сегодня изменились принципы, на которых строится общение в триаде «педагог – родитель – ребенок». К ним относится общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. А также нетрадиционные формы общения, которые призваны устанавливать неформальные отношения между педагогом и родителем, и доверительным отношением между родителем – детьми.
Методы
- Метод проблемной постановки вопроса.
- Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. В качестве домашнего задания родителям предлагать проанализировать существующую ситуацию и поделиться положительным опытом. Анализ ситуации поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Способ решения педагогических задач способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления.
- Метод анализа. Основным методом формирования родителя как педагога - является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность участников клуба, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
- Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную. Родители, из «зрителей» и «наблюдателей», становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследования собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению, взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей.
- Метод беседы. Беседа является одним из основных методов работы клуба «Мы вместе». Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игр, все это оказывает содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность, открыто высказывать собственное мнение делиться успехами и трудностями семейного воспитания.
Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От участия родителей в работе клуба выигрывают все. Дети дошкольники, начинают с гордостью, и уважением относится к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с педагогами приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с другими детьми и специалистами. Педагоги в процессе общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Ценный опыт социально-значимого поведения получают дети и взрослые в ходе совместных заседаний клуба направленных на развитие взаимодействия детского сада и семьи. «У малыша, вырастающего в доброте и любви, постепенно формируется «образ семьи» и, став взрослым, создаст свою семью, основанную на тех же качествах – на уважении друг к другу и совместных общих делах».
Пример социально-значимого поведения получают дети и взрослые в ходе совместных заседаний клуба направленных на развитие взаимодействия детского сада и семьи. Благодаря клубу, родители стали активными участниками совместного процесса воспитания. Важно помочь родителям понять и почувствовать душу ребенка. Во всем этом и состоит педагогическое мастерство. «У малыша, вырастающего в доброте и любви, постепенно формируется «образ семьи» и, став взрослым, создаст свою семью, основанную на тех же качествах – на уважении друг к другу и совместных общих делах».
Работа с детьми является неотъемлемой частью деятельности педагога в рамках работы клуба.
ЦЕЛЬ: выявление особенностей детско – родительских отношений.
Проанализировав результаты, были выдвинуты задачи:
ЗАДАЧИ:
- формировать понятие «Семья»;
- вырабатывать потребность радовать близких, добрыми делами, заботливым отношением.
- развивать навыки взаимодействия с членами семьи;
- воспитывать уважение, ласковое и чуткое отношение к близким людям;
- повышать уровень коммуникативности;
Для решения поставленных задач и эффективной педагогической деятельности в группе создали обогащенную предметно–развивающую среду, которая включает центры детской деятельности и дополнена следующими пособиями и материалами:
- «Семья – зона сюжетно – ролевой игры», «Центр уединения»;
- Дидактическими, творческими играми;
- цикл картин «Семья»;
- семейный альбом;
- древо нашей группы;
- подборка книг по теме «Семья»;
- свободный доступ ко всем предметам.
Каждый вид детской деятельности в силу своей специфики создает наиболее благоприятные возможности для осуществления определенных задач. Однако в процессе любого вида деятельности можно осуществлять широкий круг задач. Все они одинаково важны, тесно взаимосвязаны и решаются в единстве. Весь комплекс задач должен быть устремлен на достижение главной цели - создание единого образовательного пространства детского сада и семьи. Поставленные задачи реализуются в следующих видах деятельности, например:
- Специально организованная деятельность (беседы, продуктивная деятельность, занятия тренинги с психологом)
Цель: обобщение знаний по разделу «Семья»
- Совместная деятельность воспитателя с детьми (чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание картин, проигрывание этюдов, игры дидактические, подвижные, творческие, психогимнастика). Цель: формирование чувства близости между детьми и родителями.
- Самостоятельная деятельность (игры, рассматривание семейных альбомов, выставки, продуктивная деятельность, рассказы о своих близких)
Цель: вызвать желание подражать в достойном поведении взрослым.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап:
- проведение анкетирования родителей,
- выявление особенностей детско–родительских отношений (наблюдение во время сюжетно – ролевых игр, режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности).
- обобщение результатов и выдвижение задач.
Основной этап:
-составление сценария заседаний клуба,
-собирание, интересующей родителей, информации по данной теме в шкатулку вопросов,
- подбор информации для родителей по данной теме,
- изготовление пригласительных листов с указанием темы и хода заседания,
- подбор информационного материала и продуктивного материала для стендов и выставок,
« Детский сад со всех сторон», и памяток для родителей,
Работа с детьми:
- подбор материала для изготовления подарков, сюрпризов,
- заучивание стихотворений,
- обыгрывание ситуаций для обсуждения родителями,
- проведение заседаний клуба - проблемная постановка вопроса, обсуждение двух различных точек зрения, просмотр видеороликов, разыгрывание ситуаций, конкурсы, рефлексия, психогимнастика.
Оценочный этап:
Главным результатом реализации проекта удовлетворение запросов родителей, развитие детско – родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».
Об эффективности данного проекта можно говорить по результатам численности посещения и активизации родителей на заседании клуба, для этого будет проведено анкетирование, по разнообразию тематик выставок, при наличии отзывов в книге « Книга отзывов»
План-график работ.
Распространение результатов.
Обобщение опыта работы «Формирование единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи через организацию работы детско-родительского клуба «Мы вместе».
Список литературы:
- Конвенция о правах ребёнка. 26.01.1990г.
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст. 18)
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской федерации №665 23.11.2009г.)
- Устав МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 7».
- Божович Л.И. «Личность и её формирование в детском возрасте». М.,1968г.
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Слушать ребёнка. Как?» Семья и школа. №8, 1997г.
- Дружинин В.Н. «Психология семьи». М., 1996г.
- Жутикова Н.В. «Психологические уроки обыденной жизни». М., 1990г.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ». М., 2009г.
- Монина Г.Б., Лютова Е.К. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». С-П., 2006г.
- Мудрик А.В. «Введение в социальную педагогику». М., 1997г.
- Немов Р.С. «Психология» Книга 1. М., 1998г.
- Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. «Развитие и воспитание в играх». М.,2010г.
- Ткачева В.В., Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М., 1998г.
- Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА ПРОЕКТА: «Россия» Тип проекта: долгосрочный. Составила: Корясова. О.Н.
Паспорт. 1.Возраст детей: 4-5 лет.2.Время работы: постоянно.3.Режим работы:2-3 раза в неделю.4.Обеспечение: художественная литература, стихи, загадки. игры, маски. Использование интер...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Физкультурно – оздоровительный проект «Движение – основа здоровья» (долгосрочный проект)
Физкультурно – оздоровительный проект «Движение – основа здоровья»( долгосрочный проект)...
Проект «Скоро в школу» Долгосрочный проект в подготовительной группе
Поступление в школу - серьезный этап в жизни ребенка...
Проект по познавательному развитию (долгосрочный) ТЕМА: « Я познаю мир » (группа раннего возраста)
Долгосрочный проект по познавательному развитию " Я познаю мир", реализовался в группе раннего возраста с целью развития познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирова...
Тип проекта: познавательно-творческий Продолжительность: долгосрочный Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.
Актуальность: В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной...
Новогодний проект «Что такое новый год?» для старших дошкольников 5-6 лет Тип проекта: творческо – познавательный, групповой, долгосрочный.(декабрь 2021г)
Проект о Новом Годе, главных героях – Деде Морозе и Снегурочке, новогодних выставках и праздниках. Проект может быть необходим в работе воспитателей при обобщении темы про Новый Год. В данном пр...