Методы технологии развития критического мышления как средство повышения мотивации к познанию у дошкольников
материал (средняя, старшая группа)
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос «А что, если?...» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами» Э.Браун, И.Бек, К.Мередита,Ч.Темпл, Дж.Стилл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.pptx | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить . «Не мыслям надобно учить, а мыслить» Иммануил Кант «..Мы можем открыть новый для себя мир, когда научимся задавать верные вопросы» К. Эриксон «Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает » понятия о предмете» Л.С.Выготский «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос «А что, если?...» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами» Э.Браун, И.Бек, К.Мередита,Ч.Темпл, Дж.Стилл
Задачи развития критического мышления Критическое мышление 1.Мышление 2.Целостное,современное 3.Думать, сотрудничать, применять 4.Реализация индивидуальности каждого воспитанника 5.Знания Технология развития критического мышления 1.Технология 2.Развивающая , обучающая 3.Акивизирует, мотивирует, мобилизирует 4.Учит думать, осмысливать, действовать 5.Познание
Кратко об актуальности Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое Технология направлена на достижение образовательных результатов: - умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; - пользоваться различными способами интегрирования информации; - задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; - вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; - выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; - аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; - способность самостоятельно заниматься своим обучением; брать на себя ответственность участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотно-шения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и т. д.
Технология критического мышления включает на занятии три этапа: 1 этап - вызов ( пробуждение интереса к получению новых знаний ) 2 этап – осмысление содержания (получение новой информации) 3 этап– рефлексия ( рождение нового знания ) Этап позволяет дошкольнику 1 актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме 2 вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать дошкольников к познавательной деятельности; 3 побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома 1 получить новую информацию 2 осмыслить ее 3 соотнести с уже имеющимися знаниями 1 целостное осмысление, обобщение полученной информации 2 присвоение нового знания, новой информации ребёнком 3 формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу
ТРКМ Кластер Синквейн Кубик Карты Пассаторе Верные и неверные суждения Мыслительные карты Тони Бьюзена Карты Проппа Ромашка Блума Шесть шляп Хайку Толстые и тонкие вопросы Логические цепочки Методы и приёмы ТРКМ
«Я начну, а ты продолжи» «Рассказывание сказки» «Задай вопрос герою»
карты действия Определять жанр произведения. Выстраивать схему содержания. Сочинять сказки. Придумывать свои символы. Пересказывать объемные сказки. Изменять содержание сказки развивают : абстрактное и логическое мышление, воображение, активность, внимание, восприятие, фантазию, волевые качества, познавательную активность, самостоятельность, связную речь, обогащают словарь и эмоциональную сферу количество карт - 31 рисует символы сам Проппа Играет один и вместе
карты действия Сочинять сказки Придумывать истории Придумывать нелепицы и небылицы развивают : воображение, внимание мышление, активность, самостоятельность, коммуникативные навыки, связную речь количество карт неограниченно ребенок может сделать сам Пассаторе Играть один и вместе
карты развивают : целенаправленность, познавательную активность, любознательность, мыслительную деятельность, внимание, оценочное и рефлексивное мышление, саморегуляцию, самостоятельность, умение интерпретировать информацию, актуализировать знания, планировать деятельность, репродуктивные и когнитивные навыки накапливают: познавательный опыт, опыт сотрудничества действия Задавать вопросы Слушать и слышать Отвечать на вопросы Искать аргументы для ответа Решать проблемные ситуации Количество- 6 лепестков Деятельност ь: ребенок, педагог Ромашка Блума
Приём «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любом этапе занятия : на этапе вызова — это вопросы до изучения темы, на этапе осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, на этапе рефлексии — демонстрация, понимание пройденного Кто? Что? Когда? Как звать ...? Было ли ...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Что, если ...? Может ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...?
Приём «Верные и неверные суждения»
Приём «Кубик» Назови Что это? Сравни На что похоже? Чем отличается? Опиши Форма, цвет, размер Сделай анализ Из чего сделано? Как сделано? Примени Где и как используют? Приведи примеры Оцени Укажи все «плюсы» и «минусы»
Синквейн – это способ на любом этапе изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций. Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему. Синквейн
Синквейн-загадка 1................. 2.Любящая , заботливая 3.Учит, играет, заботится 4.Свое сердце отдает детям. 5.Вторая мама 1. воспитатель
Кластер Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, структурировать материал, систематизировать знания по теме.
Мыслительные карты Тони Бьюзена Мыслительная карта (от англ.сл. MindMap ) – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Преимущества мыслительных карт Легко научиться составлять Можно запомнить быстро и качественно много информации Писать (рисовать, приклеивать картинки) нужно мало, быстро, следовательно, процесс приносит удовольствие При составлении карт задействовано правое и левое полушарие головного мозга, следовательно, развивается мышление, память, воображение В готовой мыслительной карте видно взаимосвязи, структуру, логику
позитив факты чувства эмоции критика управление процессом творчество Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно. Эдвард де Боно 6 ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ Красная шляпа Белая шляпа Желтая шляпа Синяя шляпа Зеленая шляпа Черная шляпа
Плюсы в технологии РКМ: 1 . Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию. 2. Делать выводы. 3. Принимать продуманные решения. 4. Технология даёт детям возможность размышлять. 5. Способствует активности в образовательной деятельности 6. Активизирует мышление. 7. Учатся работать в группах и парах. 8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование. 9. Формируются навыки составления текстов различных жанров. 10. Формируются коммуникативные навыки. 11. Учатся работать с большим объёмом информации. 12. Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости. Плюсы в технологии РКМ: 13. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным. 14. Сами могут себя оценить и проверить. 15. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей. 16. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь. 17. Учатся здоровой дискуссии. 18. Творчески интерпретируют имеющуюся информацию. 19. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя. 20. Удобно КМ совмещать с другими технологиями: проектная деятельность, проблемное обучение и др. 21. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности. 22. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений. 23. Реализуется принцип сотрудничества. 24. Психологически комфортная среда при реализации образовательных целей.
Трудности, которые испытывает педагог, работая в данной технологии. 1. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. 2. Технология не всегда эффективна в слабых подгруппах (как и любая другая, развивающая). 3. С технологией нужно подробно ознакомиться. 4. Неправильное понимание стратегий и методов. 5. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе. 6. Большие моральные, временные и материальные затраты. Подготовка к ООД (качественная) требует много времени и обилия информации, для детей готовится целый пакет заданий . 7. Затруднения в оценивании. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые тренинги "Методы технологии критического мышления как средство повышения познавательной активности дошкольников"
Опыт выступления на районном семинаре "Новые подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...
Круглый стол «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению и социализации»
Круглый стол ...
Круглый стол «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению и социализации»
Круглый стол ...
Мастер – класс «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению»
Детский сад – это одна большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди них есть дети с умственной...
«Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями, как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей».
Дети с ОВЗ, независимо от диагноза, воспринимают окружающий мир не так как все, поэтому от правильного выбора методики коррекции и обучения зависит целесообразность всех усилий. В ...
Ребусы – как средство повышения мотивации к обучению у дошкольников
Ребус — это:замечательный тренажер логики, развития речи;развивает образное мышление;учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение;тренирует зрительную память и правописание;раз...
«Шесть шляп мышления» - увлекательный метод развития критического мышления дошкольников
В материале рассказывается об опыте использования в работе с детьми подготовительной группы методики по развитию критического мышления «Шесть шляп мышления» или «Шесть ду...