«Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями, как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей».
консультация
Дети с ОВЗ, независимо от диагноза, воспринимают окружающий мир не так как все, поэтому от правильного выбора методики коррекции и обучения зависит целесообразность всех усилий. В основе нетрадиционных методов обучения лежит в большей степени комфорт, контакт и хорошее настроение. От преподавателя зависит, то будет ли ученик получать знания с большими усилиями или с удовольствием.
Основные правила использования нетрадиционных методов коррекции
Нетрадиционные методы коррекции и обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, в большей степени направлены на исправление недостатка, по причине которого ребенка относят к данной группе.
Существует ряд правил, которым подчиняются абсолютно все нетрадиционные методы. В большей степени они относятся ко всем участникам процесса:
· независимо от вида занятий они должны нравиться ученику, если через две-три попытки ему оно не подошло, надо от него отказаться;
· обязательна регулярность посещений и дисциплина;
· всем должно быть комфортно, как на занятии, так и при выполнении домашних заданий;
· абсолютно все, что используется на «уроках» должно быть максимально безопасным.
Нетрадиционных методик коррекции достаточно много, они не входят в основной учебный план и направлены на исправление недостатка здоровья, который отделяет ребенка от остальных.
Принимаясь за такие методы, родители обычно работают в паре с педагогом или тренером. Необязательно ежедневное посещение занятий или тренировок, но вот выполнение заданий и дисциплина каждый день важны. Если мать будет только водить ребенка на занятия, не будет подкреплять с ним полученное дома, то все усилия будут бесполезны. Обычно педагоги сами предлагают домашнее задание, чтобы он не терял тонус между занятиями.
Немаловажна и ритуальность в этом вопросе – специальное время, традиции, вещи для интересного занятия. Ребенок должен осознавать куда идет, готовиться к этому.
Основные нетрадиционные методики коррекции
Все виды коррекционной терапии, разрабатываются исходя из особенностей основного заболевания. Наиболее сложные из них созданы для детей с нарушениями психического, психологического и неврологического характера, существуют и для обладателей, имеющих патологии физического и физиологического характера.
Примеры методов нетрадиционной коррекции
Название | Что лежит в основе? |
канистерапия | общение с собаками |
иппотерапия | общение с лошадьми |
дельфинотерапия | общение с дельфинами |
аудио-терапия | музыка |
мануальная терапия | массажи |
спортивные методики | методики, основанные на видах спорта |
арттерапия | рисование и творчество |
психотерапия | общение с психологом |
гидротерапия | плавание |
Практически все методики имеют приставку «терапия», это их в большей степени приближает к медицине, так как они достаточно хорошо воздействуют на здоровье.
Некоторые из них включают в себя общение с животными. Это могут быть как наиболее распространенные собаки, лошади, дельфины, так и менее распространенные коты, грызуны и даже жители фермы. Эта методика включает в себя общение со специально обученными животными, нельзя их путать с обычными. Конечно, если ребенок проявит желание общения с собакой или кошкой на занятии, если это позволяет семейная обстановка будет целесообразно завести такого питомца и дома, это благотворно влияет на психическое развитие.
Методики, основанные на физическом и физиотерапевтическом воздействии на тело – массажи, плавание, спорт. Также могут помочь ребенку не только психологически, но и физически, но они должны проводиться только квалифицированным персоналом.
Отдельной группой можно выделить занятия, основанные на музыке, рисовании и других творческих занятиях. Здесь не только преподаватель, но и родитель может принимать участие в процессе. Главное при выборе такого увлечения убедиться в том, что оно нравится ребенку.
Причины пользоваться помощью специализированных клубов
Основная задача любого нетрадиционного метода подтолкнуть к развитию. Поэтому родителям имеет смысл заниматься с ребенком в специализированной группе, потому что:
· придется придерживаться дисциплины;
· квалифицированный персонал каждый раз продумывает правильный план занятий;
· коррекция, происходящая в группе более эффективна, так как ребенку есть на что ориентироваться;
близкое общение с похожими детьми укрепляет веру в себя и повышает коммуникабельность.
Каждый родитель может и самостоятельно заниматься дома, но без общения с окружающими, все может быть малоэффективно. А вот параллельное занятие в группе и дома принесет максимальную эффективность. Главное все делать регулярно, придерживаться правил и дисциплины и не заставлять делать что-либо через силу.
Примеры нетрадиционных методик коррекции основанных на творчестве
Форма работы с ребенком с ОВЗ, только игровая. Он должен хотеть делать то, что ему предлагается, не стесняться неудач и радоваться результату. Только так можно добиться успеха, особенно у детей с задержкой развития, психическими или психологическими отклонениями.
Рисование
Видов и техник рисования множество:
· кисточками;
· пальцами;
· карандашами;
· углями и мелками;
· щетками;
· выдыханием воздуха через трубочку для сока;
· мятой бумагой;
· ватными палочками.
И всем, что придет в голову. Главное – настроение и фантазия. При организации занятия, следует учитывать возможности участников и технику безопасности. Обычно оно развивает воображение, усидчивость, координацию мелкую моторику рук. Рисование мягко и ненавязчиво помогает корректировать мировосприятие ребенка.
Творческие занятия для развития мелкой моторики рук
Творчество, как и рисование, развивает воображение, но при этом оно более масштабно. К творческим заданиям относят:
· лепку;
· аппликации;
· все виды рукоделия;
· гончарное дело.
В основе этой методики лежит развитие мелкой моторики рук и тактильные ощущения. Особенно хорошо влияют занятия, где ребенок получает ощущения, напрямую касаясь материалов руками – лепит, строит или работает на гончарном круге. Не менее важны и простые задания – сортировка скрепок, пуговок и кнопок, перенос бисера или крупы, они направлены на развитие координации движений.
Игры с уклоном на дефектологию и логопедию
Отдельно можно выделить интеллектуальные игры на развитие речи. Они включают в себя артикуляционную гимнастику, проговаривание букв и слов, развитие разговорных и коммуникационных навыков. На занятиях могут использоваться:
· предметы;
· карточки;
· игрушки;
· аудио- и видеоматериалы.
Но они не имеют сильного специализированного уклона и в большей степени преподносят материал в игровой форме.
Музыка и звуки
Звук уникальный метод подачи информации. Все нетрадиционные методики, основанные на восприятии звука, развивают воображение, расслабляют и учат анализировать услышанное. С помощью звуков можно не только доносить информацию, но и учить анализировать услышанное. Кроме того, дети с гипертонусом учатся расслабляться и отвлекаться.
Коррекционные игры с предметами
Существует ряд индивидуальных методик, используемых преподавателем. Например, игры с прищепками, специальными шариками, пуговицами, мозаикой и прочими учебными материалами. Они направлены на развитие логики и мышления. Вид игры зависит от умственных способностей ребенка. Так для учеников пятых классов игра может содержать более сложные задания на придумывание синонимов и антонимов, глаголов, прилагательных. Для тех, у кого проблемы с материалами начальной школы, учитывается программа младших классов.
Зачем заниматься нетрадиционными методами коррекции?
Главная задача родителя заинтересовать ребенка. Принципы графика, дисциплины и четкого соблюдения учебного и лечебного плана хороши. Но ребенок должен развиваться гармонично, особенно если у него изначальные проблемы со здоровьем, только имея хорошее настроение и желание развиваться, он сможет идти дальше.
Нетрадиционные методики занятий с детьми, позволяют ребенку расслабиться, а заинтересованным родителям и учителям мягко преподнести ему новую информацию и ощущения, которые напрямую будут влиять на его физиологическое, психологическое и умственное развитие.
В основе обучения не могут лежать только определенные методики, лучше, когда используется их комплекс. Но не стоит забывать о физических возможностях того, для кого они предназначены. Если он чувствует усталость или дискомфорт – их надо прекратить, никакой пользы от них не будет. Прежде чем использовать любые методики, как в группе, так и индивидуально, следует проконсультироваться со специалистом, какой именно вид терапии разрешен и не будет ли он опасен. Особенно это касается методик, основанных на физических нагрузках или плавании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КРАСНОДАРСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И
ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»
Родительская школа на тему:
«Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями, как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей».
Подготовили:
воспитатель отделения дневного пребывания
О.И. Веслополова
г. Краснодар
2020 г.
Родительская школа «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями, как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей».
Цель: повышение уровня педагогических знаний родителей.
Ход мероприятия
Педагог: Уважаемые родители! Спасибо вам, что вы пришли на нашу встречу. Это означает, что всех нас объединяет интерес к теме нашего мероприятия. Сегодня мы поведем разговор о нетрадиционных формах и методах работы с детьми с ограниченными возможностями, как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей.
Дети с ОВЗ, независимо от диагноза, воспринимают окружающий мир не так как все, поэтому от правильного выбора методики коррекции и обучения зависит целесообразность всех усилий. В основе нетрадиционных методов обучения лежит в большей степени комфорт, контакт и хорошее настроение. От преподавателя зависит, то будет ли ученик получать знания с большими усилиями или с удовольствием.
Основные правила использования нетрадиционных методов коррекции
Нетрадиционные методы коррекции и обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, в большей степени направлены на исправление недостатка, по причине которого ребенка относят к данной группе.
Существует ряд правил, которым подчиняются абсолютно все нетрадиционные методы. В большей степени они относятся ко всем участникам процесса:
- независимо от вида занятий они должны нравиться ученику, если через две-три попытки ему оно не подошло, надо от него отказаться;
- обязательна регулярность посещений и дисциплина;
- всем должно быть комфортно, как на занятии, так и при выполнении домашних заданий;
- абсолютно все, что используется на «уроках» должно быть максимально безопасным.
Нетрадиционных методик коррекции достаточно много, они не входят в основной учебный план и направлены на исправление недостатка здоровья, который отделяет ребенка от остальных.
Принимаясь за такие методы, родители обычно работают в паре с педагогом или тренером. Необязательно ежедневное посещение занятий или тренировок, но вот выполнение заданий и дисциплина каждый день важны. Если мать будет только водить ребенка на занятия, не будет подкреплять с ним полученное дома, то все усилия будут бесполезны. Обычно педагоги сами предлагают домашнее задание, чтобы он не терял тонус между занятиями.
Немаловажна и ритуальность в этом вопросе – специальное время, традиции, вещи для интересного занятия. Ребенок должен осознавать куда идет, готовиться к этому.
Основные нетрадиционные методики коррекции
Все виды коррекционной терапии, разрабатываются исходя из особенностей основного заболевания. Наиболее сложные из них созданы для детей с нарушениями психического, психологического и неврологического характера, существуют и для обладателей, имеющих патологии физического и физиологического характера.
Примеры методов нетрадиционной коррекции
Название | Что лежит в основе? |
канистерапия | общение с собаками |
иппотерапия | общение с лошадьми |
дельфинотерапия | общение с дельфинами |
аудио-терапия | музыка |
мануальная терапия | массажи |
спортивные методики | методики, основанные на видах спорта |
арттерапия | рисование и творчество |
психотерапия | общение с психологом |
гидротерапия | плавание |
Практически все методики имеют приставку «терапия», это их в большей степени приближает к медицине, так как они достаточно хорошо воздействуют на здоровье.
Некоторые из них включают в себя общение с животными. Это могут быть как наиболее распространенные собаки, лошади, дельфины, так и менее распространенные коты, грызуны и даже жители фермы. Эта методика включает в себя общение со специально обученными животными, нельзя их путать с обычными. Конечно, если ребенок проявит желание общения с собакой или кошкой на занятии, если это позволяет семейная обстановка будет целесообразно завести такого питомца и дома, это благотворно влияет на психическое развитие.
Методики, основанные на физическом и физиотерапевтическом воздействии на тело – массажи, плавание, спорт. Также могут помочь ребенку не только психологически, но и физически, но они должны проводиться только квалифицированным персоналом.
Отдельной группой можно выделить занятия, основанные на музыке, рисовании и других творческих занятиях. Здесь не только преподаватель, но и родитель может принимать участие в процессе. Главное при выборе такого увлечения убедиться в том, что оно нравится ребенку.
Причины пользоваться помощью специализированных клубов
Основная задача любого нетрадиционного метода подтолкнуть к развитию. Поэтому родителям имеет смысл заниматься с ребенком в специализированной группе, потому что:
- придется придерживаться дисциплины;
- квалифицированный персонал каждый раз продумывает правильный план занятий;
- коррекция, происходящая в группе более эффективна, так как ребенку есть на что ориентироваться;
близкое общение с похожими детьми укрепляет веру в себя и повышает коммуникабельность.
Каждый родитель может и самостоятельно заниматься дома, но без общения с окружающими, все может быть малоэффективно. А вот параллельное занятие в группе и дома принесет максимальную эффективность. Главное все делать регулярно, придерживаться правил и дисциплины и не заставлять делать что-либо через силу.
Примеры нетрадиционных методик коррекции основанных на творчестве
Форма работы с ребенком с ОВЗ, только игровая. Он должен хотеть делать то, что ему предлагается, не стесняться неудач и радоваться результату. Только так можно добиться успеха, особенно у детей с задержкой развития, психическими или психологическими отклонениями.
Рисование
Видов и техник рисования множество:
- кисточками;
- пальцами;
- карандашами;
- углями и мелками;
- щетками;
- выдыханием воздуха через трубочку для сока;
- мятой бумагой;
- ватными палочками.
И всем, что придет в голову. Главное – настроение и фантазия. При организации занятия, следует учитывать возможности участников и технику безопасности. Обычно оно развивает воображение, усидчивость, координацию мелкую моторику рук. Рисование мягко и ненавязчиво помогает корректировать мировосприятие ребенка.
Творческие занятия для развития мелкой моторики рук
Творчество, как и рисование, развивает воображение, но при этом оно более масштабно. К творческим заданиям относят:
- лепку;
- аппликации;
- все виды рукоделия;
- гончарное дело.
В основе этой методики лежит развитие мелкой моторики рук и тактильные ощущения. Особенно хорошо влияют занятия, где ребенок получает ощущения, напрямую касаясь материалов руками – лепит, строит или работает на гончарном круге. Не менее важны и простые задания – сортировка скрепок, пуговок и кнопок, перенос бисера или крупы, они направлены на развитие координации движений.
Игры с уклоном на дефектологию и логопедию
Отдельно можно выделить интеллектуальные игры на развитие речи. Они включают в себя артикуляционную гимнастику, проговаривание букв и слов, развитие разговорных и коммуникационных навыков. На занятиях могут использоваться:
- предметы;
- карточки;
- игрушки;
- аудио- и видеоматериалы.
Но они не имеют сильного специализированного уклона и в большей степени преподносят материал в игровой форме.
Музыка и звуки
Звук уникальный метод подачи информации. Все нетрадиционные методики, основанные на восприятии звука, развивают воображение, расслабляют и учат анализировать услышанное. С помощью звуков можно не только доносить информацию, но и учить анализировать услышанное. Кроме того, дети с гипертонусом учатся расслабляться и отвлекаться.
Коррекционные игры с предметами
Существует ряд индивидуальных методик, используемых преподавателем. Например, игры с прищепками, специальными шариками, пуговицами, мозаикой и прочими учебными материалами. Они направлены на развитие логики и мышления. Вид игры зависит от умственных способностей ребенка. Так для учеников пятых классов игра может содержать более сложные задания на придумывание синонимов и антонимов, глаголов, прилагательных. Для тех, у кого проблемы с материалами начальной школы, учитывается программа младших классов.
Зачем заниматься нетрадиционными методами коррекции?
Главная задача родителя заинтересовать ребенка. Принципы графика, дисциплины и четкого соблюдения учебного и лечебного плана хороши. Но ребенок должен развиваться гармонично, особенно если у него изначальные проблемы со здоровьем, только имея хорошее настроение и желание развиваться, он сможет идти дальше.
Нетрадиционные методики занятий с детьми, позволяют ребенку расслабиться, а заинтересованным родителям и учителям мягко преподнести ему новую информацию и ощущения, которые напрямую будут влиять на его физиологическое, психологическое и умственное развитие.
В основе обучения не могут лежать только определенные методики, лучше, когда используется их комплекс. Но не стоит забывать о физических возможностях того, для кого они предназначены. Если он чувствует усталость или дискомфорт – их надо прекратить, никакой пользы от них не будет. Прежде чем использовать любые методики, как в группе, так и индивидуально, следует проконсультироваться со специалистом, какой именно вид терапии разрешен и не будет ли он опасен. Особенно это касается методик, основанных на физических нагрузках или плавании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...
«Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
Дипломная работа...
Методическая разработка «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
Методическая разработка «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»...
Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО
Презентация расчитана для педагогов по работе с детьми с ОВЗ....
Мастер – класс «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей»
Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном образовательном учреждении...
Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как качество повышения мотивации к обучению и социализации детей.
дети с ограниченными возможностями здоровья, мотивация, интерес, нетрадиционные методики, игра, песок, каплеграфия....
«Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
Содержание Введение1. Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ2. Реализация федеральных госуд...