Мастер – класс «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Детский сад – это одна большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди них есть дети с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития речи. Безусловно, с такой категорией детей, а так же с их родителями и законными представителями работать сложно. Какие же формы и методы работы можно использовать с такими детьми? Их немало, но сегодня мне хочется напомнить вам о некоторых из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 35.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Чепелева Елена Анатольевна
воспитатель
МКДОУ №1 «Ручеек» Барабинского района Новосибирской области
(Слайд №1)
Тема: Мастер – класс «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению» (Слайд №2,3)
Детский сад – это одна большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди них есть дети с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития речи. Безусловно, с такой категорией детей, а так же с их родителями и законными представителями работать сложно.
Как вы думаете, кому в таком тандеме «воспитанник - воспитатель» легче?
Я предлагаю вам провести небольшой эксперимент, выполнив несколько заданий: (Слайд №4)
- наденьте боксерскую перчатку, возьмите ручку и напишите на листе свою фамилию;
- вырежьте из бумаги прямоугольник, пользуясь только одной рукой;
- наденьте маску для сна и наощупь прочитайте слово, выложенное кем-либо для вас, на магнитной доске магнитными буквами;
- наденьте наушники и попробуйте пообщаться с собеседником, затем включить в наушники шум города и показать простые эмоциональные состояния («мне страшно», «хочу погулять», «удивление»).
Уверяю вас, сделать это взрослому здоровому человеку совсем непросто, а ведь многим маленьким детям приходится сталкиваться, жить с такими проблемами.
Поэтому мы, как воспитатели, в свою очередь, должны сделать первые шаги к устранению этих проблем и начать вместе искать пути их решения.
Мне нравится одно мудрое высказывание: «Можно силой привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Так же происходит и с детьми. Никакие сверхсовременные методики не дадут положительного результата, если ребёнку будет неинтересно с вами общаться.
Какие же формы и методы работы можно использовать с такими детьми? Их немало, но сегодня мне хочется напомнить вам о некоторых из них. (Слайд №5)
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. В этом методе уделяется особое внимание восстановлению взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а затем между другими частями мозга. Если вы ещё не знаете, но хотите определить, какое полушарие доминирует именно у Вас, можно воспользоваться тестом Павлова (Приложение 1), который заключается в разделении 9 предоставленных карточек на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее. (Слайд № 6, 7)
Кинезиологические упражнения, по моему мнению, являются наиболее результативными и эффективными средствами коррекции и помогают достичь успехов в преодолении трудностей в обучении у детей с ОВЗ.
Существует ряд рекомендаций по выполнению кинезиологических упражнений:
- лучше всего заниматься ежедневно; (Слайд №8)
- время проведения упражнений – утренние часы;
- обстановка должна быть комфортной, доброй, спокойной;
- придерживайтесь точности при выполнении каждого этапа упражнения;
- упражнения можно выполнять сидя или стоя;
- упражнения лучше всего выполнять перед началом занятия;
- длительность занятий выбирается, исходя из возможностей ребенка.
Кинезиологические методы включают в себя: (Слайд №9)
- Упражнения по развитию мелкой моторики рук, которые стимулируют речевые зоны головного мозга. Например, упражнение «Кулак - ребро – ладонь": последовательно меняем три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). (Слайд №10)
- Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (некотролируемая мышечная вялость). Например, упражнение «Тряпичная кукла и солдат»: Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились. (Слайд №10)
- Дыхательные упражнения развивают самоконтроль и произвольность. Например, упражнение «Свеча»: Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. (Слайд №11)
- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, укрепить глазные мышцы. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. Например, упражнение «Глазки»: (Слайд №12)
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать. (Слайд №13)
- Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз). (Слайд №14)
5. Телесные упражнения снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Например, упражнение «Перекрестное марширование»:
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Исходное положение – стоя. Шагаем, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагаем, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге. (Слайд №15)
6. Массаж и самомассаж благотворно воздействует на биологические активные точки. (Слайд №16)
7. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения. Например, упражнение «Погреем руки»: взять эстафетную палочку и катать её между ладонями. Это упражнение оказывает положительное влияние на внутренние органы.
Еще раз повторюсь, что основная цель кинезиологических упражнений заключаются в установлении и укреплении связей между полушариями головного мозга, они "учат" их работать одновременно. Параллельно развивается мелкая моторика, графомоторные навыки, речь и все основные познавательные психические процессы (внимание, мышление, память). (Слайд №17)
Следующим эффективным методом в работе с детьми ОВЗ является метод биоэнергопластики - это одновременные движения рук с нижней челюстью, губами или языком, т.е. артикуляционные упражнения выполняются с одновременным движением рук. При этом можно использовать музыкальное сопровождение, персонажи, перчатки, счет, стихи, презентационные материалы.
Этот метод позволяет оптимизировать психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребёнка, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики проводится в несколько этапов. (Слайд №18)
1. Обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата детей: губ, челюсти, языка.
2. Знакомство с органами артикуляционного аппарата и выполнение упражнений для губ, языка и челюсти.
3. Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом упражнение, используя свою ведущую руку. Педагог следит за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, движения были плавными и раскрепощенными.
4. Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой перед зеркалом, используя другую руку.
5. Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой перед зеркалом, используя обе руки.
6. Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой с синхронными движениями рук, используя различные артикуляционные сказки, стихотворения без зрительной опоры.
Работа педагога заключается в следующем: дать четкий образец движения с использованием обеих рук, постоянно следить за ритмичным выполнением упражнений, синхронностью и точностью действий органов артикуляционного аппарата и кистей рук. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, с положительными эмоциями.
Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. (Слайд №19)
Например:
- «Накажем непослушный язычок»: Положить широкий язык на нижнюю губу, пошлёпать его губами и произносить: «пя-пя-пя» на одном выдохе несколько раз. Руку положить на стол ладонью вниз. Во время «пошлёпывания» языка губами опускать и поднимать кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.
- «Качели»: Рот открыть. Кончик языка поднимать к верхним зубам и опускать к нижним зубам. Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении двигается вниз - вверх. (Слайд №20)
- «Грибок»: Улыбнуться. Прижать широкий край языка всей плоскостью к нёбу, открыть рот. Одну руку поставить на столе, ладонь сжать в кулак, вторую - «положить» на кулак («шляпка»).
- «Лошадка»: Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Ладонь с сомкнутыми согнутыми пальцами положить на стол. Пальцами синхронно с языком стучать по столу.
- «Дятел»: Стучать кончиком языка за верхними зубами и произносить: «д — д — д». Пальцы одной руки сомкнуть и немного сжать, стучать по ладони другой руки. (Слайд №21)
Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью коррекционной работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, так и для эмоционально-психического равновесия и совершенства. (Слайд №22)
Ещё хотелось бы остановиться на одном, на мой взгляд, любимом методе детей всех возрастов – мульттерапии. Этот метод более эффективен в работе с детьми с нарушением речи. Замечено, что во время этого процесса ребенок с недостатками развития может делать то, что обычно у него не получается. Например, ребенок с недоразвитием речи при озвучке мультфильма начинает довольно четко говорить. Для детей с ЗПР и аутичных детей необходимы индивидуальные занятия с подбором мультфильмов. (Слайд №23)
Мульттерапия как часть арттерапии основывается на том, что реализация творческого потенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, преодолеть болезнь, скомпенсировать недостатки. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов, к сожалению, сейчас уже все больше отодвигая на второй план литературу, а часто и игру. (Слайд №24)
Главный козырь мульттерапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо и вызывает неподдельный восторг, как у детей, так и взрослых, делающих первые шаги в анимации. Она создается при помощи фигур, которые могут быть изготовлены из любого материала (пластилина, бумаги, песка, пуговиц, ниток, круп и специй, природных материалов и т.д.), в процессе рисования. (Слайд №25)
В ходе обсуждения просмотренного мультфильма или небольшого его сюжета, дети учатся оценивать свои поступки, высказывать свои чувства по отношению к героям, сравнивать, сопоставлять, отожествлять себя со сказочными героями с целью определения своей ситуации, своего состояния. В процессе работы над созданием мультипликационной картинки, они учатся развивать свои художественные навыки и умения, выражать через краски и бумагу свои мысли, у детей снижается агрессивность, тревожность, улучшается настроение, повышается самооценка, уверенность в себе. Не остаются в стороне и общие учебно-воспитательные цели, такие как развитие зрительной памяти, а также совершенствование у детей внимательности и наблюдательности. (Слайд №26)
Мульттерапия - это мягкий и эффективный метод, при котором коррекция состояния ребёнка происходит гармонично и естественно. Посредством коллективного создания мультфильмов дети оживляют свои представления о мире, счастье, учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Кроме этого мульттерапия удовлетворяет потребность ребёнка всё делать своими руками, а также дает возможность знакомиться с современной техникой.
В завершение мне бы хотелось поделиться с вами одной историей: Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:
- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!”.
И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя”.
Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ и решить все их проблемы, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее. (Слайд №27)
Приложение 1
Тест Павлова
Если вы ещё не знаете, но хотите определить, какое полушарие доминирует именно у Вас, можно воспользоваться тестом Павлова. (Приложение 1)
Перед вами карточки: «карась», «орел», «овца», «бегать», «плавать», «летать», «шерсть», «перья», «чешуя». Необходимо разложить карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Существует два варианта выполнения данного теста.
- Если Вы разложили карточки по 1 варианту (1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца». 2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать». 3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя»), то у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.
- Если Вы разложили карточки по 2 варианту (1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя». 2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья». 3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть»), то у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.
Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты.
Приложение 2
Вопросы для обсуждения просмотренного мультфильма:
– Какое у Вас настроение после просмотра?
– Кто из героев больше всего понравился?
– Какие чувства испытывали герои?
– Кто, наоборот, больше всего не понравился?
– Что бы вы сделали по-другому?
– Какие качества этого персонажа могут быть в Вас?
– На месте кого из героев фильма Вам хотелось бы оказать? Почему?
– А в жизни такое бывает?
– Находились ли вы в таких ситуациях? Как вы преодолеваете подобные проблемы?
– Какие эпизоды хотелось бы пересмотреть снова?
–Что бы вы хотели добавить, изменить в мультфильме?
Приложение 3
Список рекомендованных мультфильмов для просмотра с детьми
Название мультфильмов | Год выпуска | Направленность |
А что ты умеешь? | 1984 | Формирование понимания собственной уникальности |
Бобик в гостях у Барбоса | 1977 | Воспитание правильного поведения |
Большой Ух | 1989 | Формирование желания помогать нуждающимся |
Большой секрет | 1979 | О смысле дружбы |
Бюро находок (мультсериал) | 1982 | Формирование желания помогать нуждающимся |
Варежка | 1967 | Формирование внимательного отношения у близким |
Волшебное кольцо | 1979 | О смысле дружбы, формирование бережного отношения к животным |
Вовка в тридесятом царстве | 1965 | Развитие трудолюбия |
Великий Нехочуха | 1986 | Воспитание трудолюбия, понимания необходимости выполнять домашние обязанности |
Волшебное лекарство | 1982 | Формирование доброжелательности |
Волшебный магазин | 1953 | Развитие трудолюбия, усердия. Воспитание веры в свои силы |
В стране невыученных уроков | 1969 | Формирование понимания важности знаний |
Волшебник изумрудного города | 1973 | Воспитание целеустремленности, дружелюбия |
Грибок-теремок | 1958 | Воспитание дружелюбия, заботы о ближнем |
Два жадных медвежонка | 1954 | Воспитание щедрости |
Дед Мороз и лето | 1969 | Развитие творчества |
Ежик должен быть колючим? | 1990 | Формирование понимания собственной уникальности |
Ежик в тумане | 1975 | Формирование понимания собственной уникальности |
Живая игрушка | 1982 | Формирование бережного отношения к животным |
Как козлик землю держал | 1974 | Воспитание смелости, храбрости |
Заветная мечта | 1972 | Формирование доброжелательности, желание помогать |
Замок лгунов | 1983 | О вреде лжи |
Как котенку построили дом | 1963 | Формирование желания помогать нуждающимся |
Как ослик грустью заболел | 1987 | О дружбе, заботе о ближнем |
Как стать большим | 1967 | Формирование понимания того, что взрослый не тот кто вырос, а тот кто совершает обдуманные поступки |
Капризная принцесса | 1969 | О вреде капризов |
Королева зубная щетка | 1962 | О пользе гигиены |
Крошка Енот | 1974 | О том, как подружиться и с чего начинается дружба |
Лисенок (мультсериал) | 1989-1994 | О доброте |
Лиса и заяц | 1973 | Формирование чувства справедливости, желания помогать нуждающимся |
Лошарик | 1971 | Формирование доброжелательности, умение поддерживать друзей |
Маша и волшебное варенье | 1979 | О вреде лжи |
Мой друг зонтик | 1982 | О смысле дружбы |
Ничуть не страшно | 1981 | Борьба со страхами |
Остров ошибок | 1955 | Формирование понимания важности знаний |
Ох и Ах | 1975 | О смысле дружбы |
Палочка-выручалочка | 1962 | Развитие творчества |
Паровозик из Ромашкова | 1967 | Развитие умения видеть прекрасное |
Песенка мышонка | 1967 | Развитие трудолюбия |
Про мамонтенка | 1983 | О дружбе, любви к родителям |
Просто так | 1976 | Воспитание доброжелательности |
Приключения огуречика | 1970 | Воспитание доброжелательности |
Подарок для самого слабого | 1978 | Формирование чувства справедливости, желания помогать нуждающимся |
Про бегемота, который боялся прививок | 1966 | Борьба со страхами |
Про мышонка, который хотел стать сильным | 1983 | Формирование понимания собственной уникальности |
Про Чебурашку | 1983 | Про дружбу и взаимопомощь |
Птичка Тари | 1976 | Формирование помогать нуждающимся |
Пятачок | 1977 | О честности, взаимопомощи |
Радуга | 1974 | Воспитание дружелюбия |
Рассказ о девочке, наступивший на хлеб | 1986 | Воспитание правильного поведения |
Разные колеса | 1960 | О трудолюбии и находчивости |
Разрешите погулять с вашей собакой | 1984 | О доброте и бережном отношении к животным |
Самый главный | 1970 | О дружбе, взаимоуважении |
Самый большой друг | 1968 | О смысле дружбы |
Самый маленький гном (мультсериал) | 1977-1983 | Формирование желания помогать нуждающимся |
Сестрички-привычки | 1989 | О вреде капризов, лени, неряшливости |
Сладкая сказка | 1970 | Воспитание доброжелательности, отзывчивости умения делиться |
Сказка про лень | 1976 | О вреде лени |
Трое из Простоквашино (мультсериал) | 1978 | О дружбе, взаимоуважении |
Трудолюбивая старушка | 1986 | Развитие трудолюбия |
Умка | 1969 | О смысле дружбы |
Храбрый олененок | 1954 | Воспитание смелости, храбрости |
Цветик-семицветик | 1968 | О вреде необдуманных поступков |
Чуня (про поросенка) | 1968 | Формирование воспитанности доброжелательности |
Чужие следы | 1971 | Формирование чувства справедливости |
Чудесный колокольчик | 1949 | О добре, скромности и трудолюбии |
Шапка-неведимка | 1973 | Формирование честности и трудолюбия |
Щелкунчик | 1973 | О доброте и взаимопомощи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению и социализации»
Круглый стол ...
Круглый стол «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению и социализации»
Круглый стол ...
Семинар-практикум «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми как средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников »
семинар для воспитателей...
«Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями, как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей».
Дети с ОВЗ, независимо от диагноза, воспринимают окружающий мир не так как все, поэтому от правильного выбора методики коррекции и обучения зависит целесообразность всех усилий. В ...
Мастер – класс «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей»
Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном образовательном учреждении...
Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как качество повышения мотивации к обучению и социализации детей.
дети с ограниченными возможностями здоровья, мотивация, интерес, нетрадиционные методики, игра, песок, каплеграфия....
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с особыми образовательными потребностями как средства мотивации к обучению и социализации»
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с особыми образовательными потребностями как средства мотивации к обучению и социализации»....