Трудовое воспитание детей на прогулке
статья (подготовительная группа)

Октябрина Дмитриевна Бударина

В домашнем быту, на прогулках и труде дети накапливают чувственный опыт от воздействия не них предметов и явления природы. Соприкасаясь с природой, ребенок имеет возможность наглядно ее воспринимать. Однако далеко не всегда он получает конкретное представление о ней. Необходимо целенаправленное руководство его познавательным процессом. Оно выражается в словах воспитателя, который организует восприятие детей, направляет их внимание на то, что важно увидеть, услышать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_vospitanie.docx14.66 КБ

Предварительный просмотр:

В домашнем быту, на прогулках и труде дети накапливают чувственный опыт от воздействия не них предметов и явления природы. Соприкасаясь с природой, ребенок имеет возможность наглядно ее воспринимать. Однако далеко не всегда он получает конкретное представление о ней. Необходимо целенаправленное руководство его познавательным процессом. Оно выражается в словах воспитателя, который организует восприятие детей, направляет их внимание на то, что важно увидеть, услышать.

Большое внимание в своей работе я уделяю труду в природе. Важную роль для организации данной деятельности имеет правильно созданное развивающее пространство, как в группе, так и на территории детского сада. При ознакомлении детей с новыми предметами и явлениями мы организуем наблюдение на занятиях в комнате, на земельном участке, или во время экскурсии. Другой формой является повседневная работа, а также игра. В игре ребенок выражает свое отношение к природе, умении жить в согласии с окружающим. Для ознакомления с растениями в уголке природы приготовила дидактические игры, паспорта комнатных растений, дневник длительных наблюдений за ростом растений, модели, которые помогают мне в ознакомлении детей с комнатными растениями, полученный опыт способствует самостоятельной трудовой деятельности в природе. А также отвечать на сто детских “почему и как… ”.

Для ухода за растениями и живым уголком природы в группе требуется инвентарь, который я подобрала: лейки, щеточки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки, рукавички, фартуки, пульверизатор, щетки-сметки и др. Весь инвентарь находится в уголке для дежурных. При оценки труда дежурных обязательно учитываю и то, как дети убирают инвентарь по уходу за растениями, формируя у них, таким образом, навыки культуры труда. Чтобы у детей вырабатывалась ответственность за порученное дело. Назначаю дежурных в уголке природы небольшими группами – по два, три человека. Они поливают комнатные растения, осматривают их, рыхлят землю в горшках, обрывают сухие листья. Передавая дежурство, дети рассказывают о том, что они делали и что наблюдали. Для оценки трудовой деятельности я использую кран дежурства в котором отражена оценка деятельности самого дежурного, так и его товарищей, что способствует формированию адекватной самооценки у дошкольников. А также, это приучает их, более, внимательно относиться к своим обязанностям. Время от времени в уголке природы провожу совместную работу всей группой.

Для того, чтобы детям было легче определить, как надо ухаживать за тем или иным растением, я сделала схемы, где отражены особенности растения: светолюбивые, требуют обильного полива, ежедневного опрыскивания и т. д. В начале ознакомления с алгоритмом деятельности по уходом за растением использовала более подробные карточки – схемы, а в старшем возрасте использую более краткие схемы. Эти схемы поставила в каждый горшочек с комнатными растениями.

К работе на участке в огороде приступаем еще тогда, тогда на улице лежат сугробы: это посев семян и подготовка рассады. Совместно с детьми готовим семена, землю и ухаживаем за появившимися всходами. Свои наблюдения во время трудовой деятельности дети зарисовываю их в дневник. Весной высаживаем на грядки выращенную своими руками рассаду. Активное участие принимают родители, выполняя тяжелую работу (вскапываю землю под цветники, грядки) показывая своим примером, как надо относиться к порученному им делу.

Дети помогают в уборке на участке, сгребают мусор, переносят его в отведенное место. Все лето ухаживают за цветниками на участке и грядками на огороде: поливают, проводят прополку, собирают семена, урожай. Собранный урожай даром не пропадает, относим его на кухню для приготовления обедов.

Полученные результаты от своего труда приносят детям чувство удовлетворения, гордости, радости – не один ребенок не остается в стороне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовая деятельность детей на прогулке

"Высадка рассады ноготков"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста на прогулке

Рекомендации проведения прогулки с акцентом на труд в природе...

Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»

Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать пот...

«Трудовое воспитание детей в процессе организации прогулки»

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хороше...

Консультация для педагогов ДОУ "Трудовое воспитание детей на прогулке в детском саду"

В данном материале даны рекомендации по организации трудового воспитания на прогулке в детском саду  у детей разного возраста....

«Трудовое воспитание детей в процессе организации прогулки»

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хороше...