Большая психологическая игра "Путешествие по стране эмоций" для детей старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа)

Фёдорова Анастасия Александровна

Большая психологическая игра "Путешествие по стране эмоций" для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshaya_psihologicheskaya_igra_fyodorova.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Большая психологическая игра

"Путешествие по Стране эмоций"

  • Конспект подготовила воспитатель старшей группы № 4
  • Фёдорова А.А.

Задачи игры.

  • Познакомить детей с основными эмоциями.
  • Помочь реагировать на негативные эмоции и заменять их позитивными.
  • Изучение выражения эмоционального состояния в мимике и пантомимике.
  • Развитие способности выражать эмоции вербально и не вербально.

Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра.

Развитие способности понимать эмоциональные состояния других людей, и умения адекватно выразить свое состояние. Развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать. Обогащение словарного запаса и понятийного аппарата

Предполагаемый психологический результат.

Обогащение мира эмоций и чувств у дошкольников. Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.

Описание сюжетной канвы.

Дети путешествуют по Стране эмоций на воображаемом поезде, делая остановки на разных станциях. Они знакомятся со страной Эмоций, погружаются в ее атмосферу, проходят различные испытания, участвуют в состязаниях. Разработан “Маршрут движения”, на котором отмечаются места пребывания.

Тип сюжета. Реальный.

Время на игру и на обсуждение. 40 – 50 минут

Участники: Дети старшего дошкольного возраста Размер группы. До 20 человек.

Возможно продолжение игры в деятельности психолога в рамках уроков психологии, тренинговых занятий, в деятельности педагогов – цикл развивающих занятий

Материалы, необходимые для проведения игры.

Бумага, формата А 4, цветные карандаши, фломастеры, степлер, магниты, клей.

“Маршрут движения”. Таблица чувств. Карточки с пиктограммами. Карточки с названиями чувств. Карточки с различными этюдами. Репродукции картин русских художников, отрывки из музыкальных произведений, отрывки из стихотворений. Вырезки из журналов частей лица; овалы лица. Лепестки цветов, середина (ромашка), Таблица “Мое настроение”. Карточки у каждого участника с цветовым изображением настроения.

Ход игры

I. Погружение в игру. 5 мин.

Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по необычной стране – по Стране Эмоций. Мы будем знакомиться с миром эмоций, погружаться в атмосферу этой страны. Путешествовать мы будем на воображаемом поезде. Вам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми. Во время путешествия мы будем делать остановки, интересные и познавательные, где необходимо проявить себя. Выходить мы будем и группами, и вместе, где каждый будем за себя. Очень важно после остановок не опоздать на поезд. А чтобы вы не скучали в пути, во время движения поезда, вам тоже нужно будет потрудиться. Отправляемся мы налегке, но в ходе путешествия будем наполнять свой багаж новыми знаниями, впечатлениями, практическими работами. “Маршрут движения” поможет нам ориентироваться в этой необычной стране. Будьте внимательны, старайтесь запомнить то, что увидите во время движения и во время остановок. Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя!

Итак, в добрый путь!

II. Начало путешествия.

1. Упражнение “Приветствие”.

Поздоровайтесь друг с другом: грустно, радостно.

2. Обсуждение.

  • Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..
    Слово
     “эмоции” происходит от латинского слова emoveo, и означает “ потрясаю, волную”.
  • Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?

Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы:

– уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
– понимать себя;
– понимать окружающих;
– общаться без конфликтов.

3. Конкурс “Знатоки чувств”.

Поочередно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек.

Радость, печаль, грусть, страх, удивление – все это разнообразные эмоции.

III. Прибытие на первую станцию “Мимика человека”. 10 мин.

1. А как мы выражаем свои эмоции?

– А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?
– Что помогает это определить?

Мимика – выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.

2. Упражнение “Изобразите ту или иную эмоцию на лице”.

  • Изобразите с помощью мимики злость, удивление, печаль, радость.
  • Что изменялось в выражении лица?

Выражение лица в основном зависит от различных сочетаний положения глаз, губ и бровей.

3. Игра “Изобрази, угадай эмоцию”. (Работа с пиктограммами).

На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая, ее остальным. Задача ребенка – узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

IV. В пути.

1. Упражнение “Волшебный магазин”.

Инструкция: “Представьте, что в нашей группе возник небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие приятные переживания, как радость, удача, любовь, дружба.

Желающие могут приобрести в магазине любые подобные вещи и при этом оставить в нем неприятные чувства”.

Выходят по очереди желающие, которые хотят взамен на негативные переживания выбрать чувства, которые он хочет иметь.

Почему вы хотите избавиться от этого чувства? С чем оно связано? Для чего нужно приобретаемое?

Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства.

V. Прибытие на вторую станцию “Артистическая”

1. Давайте подумаем, как еще люди выражают свои эмоции?

Представьте, что вы пришли в цирк, где фокусник демонстрирует разные чудеса. Вспомнили, что вы испытывали, когда видели это впервые? Наверное, у вас было много разных эмоций: и удивление, и восхищение, и веселье.

Оказывается, одно и то же событие может вызывать сразу много эмоций и выражать их можно по-разному: как мы уже говорили с помощью выражения лица (или в мимике).

Например, когда вы пытаетесь понять, что же происходит на арене цирка, и как это у фокусника все получается, ты можешь привстать со своего места или сказать что-нибудь, выражающее любопытство и восторг одновременно: “Ничего себе!”, “Здорово!” и т.д. Значит, свои эмоции можно выражать еще с помощью слов, интонаций голоса.

И наконец, когда ты, восхищаешься артистом, хлопаешь в ладоши, аплодируешь, ты выражаешь свои эмоции, свою радость и восхищение с помощью действия (или в пантомимике, т.е. в выразительных движениях всего тела).

Вывод: эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

2. Разыгрывание этюдов.

Различные ситуации. Задание: изобразить ситуацию с помощью мимики и жестов.

Фокус (этюд на выражение удивления).

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой ящик кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Золушка (этюд на выражение печали).

Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку.

В лесу (внимание – страх – радость).

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся – нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы услышал он какой-то шорох, потрескивание веток – а вдруг, это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей – они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость).

VI. Прибытие на третью станцию “Командная”.

Мы сейчас будем работать по командам. Для того чтобы определить, кто в какой команде выберете одну из цветных карточек. (Разбивка по цветам: красный, желтый, зеленый, оранжевый).

Упражнение: составьте чувство радости из вырезок журналов.

Работа по командам – 4 команды.

Каждая команда из вырезок из газет и журналов на заготовленном овале лица составляет чувство “радость”.

Реквизит: клей, вырезки из журналов частей лица, овал лица.

Каждая команда демонстрирует свой шедевр.

Инструкция: “Перед вами лежат вырезанные из журналов рисунки и фотографии, на которых изображены части лица: лица, брови, носы, улыбки. Ваша задача – выбрать овал для лица и приклеить на него выбранные вами части так, чтобы, глядя на получившиеся лица, мы могли сказать: “Все эти лица радостные”. Приступайте к работе.

VII. Прибытие на заключительную станцию “Изобразительная”.

Упражнение “Мое настроение сейчас”. Нарисуйте свое настроение в данный момент. Используйте цветные карандаши, фломастеры.

VIII. Окончание путешествия.

1. Вернисаж работ детей. “Настроение”, “Букет приятных событий”

2. Упражнение “Мое настроение”.

Учащимся предлагается оценить цветом свое настроение.

“Опишите, оцените свое настроение с помощью цвета и, по возможности, объясните, почему у вас такое настроение на данный момент”.

IX. Рефлексия. Выводы.

Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.

Вопросы детям

  • Что особенно понравилось?
  • А что для вас было самым интересным?

Заключительное упражнение.

Улыбнитесь друг другу. Кто хочет, и мне тоже. А я улыбаюсь всем вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий «Путешествие в мамину страну» для детей старшей группы

Цель: Развивать навыки вокально-хорового, танцевального и игрового исполнения. Прививать желание активно и эмоционально участвовать в театрализации. Доставлять детям радость и удовольствие от действий...

Занятие «Путешествие по песочной стране» для детей старшей группы

Цель: Снятие психо-эмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы....

Конспект НОД на тему "Животные разных стран" для детей старшей группы

Цель занятия расширить знания детей о животных разных стран, развивать познавательную активность, любознательность...

Конспект НОД по музыкальной деятельности «Путешествие в сказочну страну» (для детей старшей группы) Подготовила муз. рук. Пушкина Т.Г

Конспект НОД по музыкальной деятельности " Путешествие в сказочну страну" (для детей старшей группы) Подготовила муз. рук. Пушкина Т. Г....

Конспект литературной викторины "Путешествие в сказочную страну" для детей старшей группы.

В данной работе представлен материал направленный на закрепление знаний детей о прочитанных ранее произведениях (русские народные сказки).Конспект построен в игровой форме: дети выручают сказочных гер...

Конспект познавательной экскурсии «Моя страна» для детей старшей группы

Конспект познавательной экскурсии «Моя страна» для детей  старшей группы...