Духовно-нравственного воспитания в ДОУ.»
проект (подготовительная группа)
«Реализация духовно-нравственного воспитания в контексте ФГОС ДОУ.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_v_dou.docx | 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация духовно-нравственного воспитания в контексте ФГОС ДО.»
Свое выступление мне хотелось бы начать с небольшой повести:
«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже, однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.
Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет».
В моем понимании это и есть духовно-нравственное воспитание детей. Хотя эти слова были написаны в начале ХХ века, но и в настоящее время, они продолжают оставаться особенно актуальными.
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Дошкольный возраст самый эмоциональный и восприимчивый период детства, самый благодатный для формирования духовно нравственных основ. И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, в котором значительное место отводится духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В нашем детском саду одним из направлений работы с детьми является духовно-нравственное воспитание. Воспитательная работа по этому направлению проходит через различные виды деятельности детей, которые реализуются в таких формах работы, как тематические занятия (интегрирующего характера), экскурсии, целевые прогулки, развлечения, праздники, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность, выставки.
Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоение, наследования традиционной отечественной культуры. В этом педагогам нашего ДОУ помогает специально созданный «Уголок старины – русская изба». Основной задачей ее оборудования является не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем действенного сознания. В «Горнице» проводятся занятия по ознакомлению с предметами быта, чтение русских народных сказок, театрализованные представления.
Также в группах старшего дошкольного возраста оформлены центры по патриотическому воспитанию детей. Создана библиотека детской литературы, наглядные пособия, а также атрибуты, связанные с государственной символикой.
Ежегодно в нашем детском саду реализуется проект, посвященный Международному Дню семьи. В рамках которого проходят разнообразные мероприятия: встречи в музыкальной гостиной «В семье чудесней жить с песней» (в сотрудничестве с МБОУ ДОД ДШИ «Надежда»), развлечения «Всей семьей за чашкой чая», акции «Посади семейное дерево», трудовые десанты, совместные экскурсии, походы, туристические слеты, спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», создание фотоальбомов, плакатов. Все это способствует развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду.
Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.
Лучшее средство для этого – праздники, развлечения, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это :
- народные и фольклорные праздники – Масленица, весеннее-летние игрища и забавы, Осенины;
- государственно-гражданские праздники - Новый год, День защитника отечества, День Победы, День знаний, День города;
- международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
- православные праздники – Рождество Христово, Пасха;
- бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, которые специально придумываются взрослыми и детьми.
Основываясь на выше сказанное, на мой взгляд, важную роль в духовно-нравственном воспитании детей играют проекты, посвященные знаменитым датам, событиям и традициям в жизни нашей страны.
И сейчас мне бы хотелось обратить ваше внимание на несколько проектов реализуемых детьми старшего дошкольного возраста в нашем детском саду.
Один из реализуемых нами проектов –
.
Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с православными праздниками, с обрядом колядования на Руси.
Задачи:
Познакомить детей и родителей с обрядовым праздником «Колядки»;
Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности;
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Участники проекта: воспитатели, дети, муз. руководитель.
Тип проекта: групповой, краткосрочный (декабрь-январь)
Интеграция с другими образовательными областями: музыка, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, познание.
Актуальность. К сожалению, мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, в том числе зимнего веселья «Колядки», тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников – Колядки. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания. Дети с огромным удовольствием распевают колядки, т.к. они близки им своим веселым содержанием, незатейливой мелодией.
Этапы реализации проекта:
1-й этап: подготовительный – сбор информации, материала.
2-й этап: организационный – разработка плана проведения праздничной недели.
3-й этап: формирующий – проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями.
4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта).
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обеспечить развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных закличек и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. (план проведения мероприятий, является приложением к данному материалу)
В 2015 году наша страна будет отмечать важную и значимую дату нашей истории – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это поистине великий день, когда мы переживаем «радость со слезами на глазах»! Вдумаемся в эти слова. Как глубоко и точно они передают всю глубину и противоречивость этого дня: искренняя радость праздника и ощущение счастья!....
Но наполнять души детей горечью, не стоит! Они доверяют нам, взрослым, они пропитываются нашими эмоциями; и если мы искренне в своих чувствах, то наши дети принимают их и впитывают в себя просто на веру. Так закладываются основы осознания сложных понятий «мир» и «война», «дети».
Мы обязаны это чувствовать! Это мы, взрослые, в первую очередь должны содрогаться при слове «война»! Поэтому формирование у детей сложных понятий «мир» и «война» идет опосредованным путем: через душу взрослого в душу ребенка.
Учитывая выше сказанное, в настоящее время с детьми продолжается работа по осуществлению проекта
посвященный- 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. И мне бы хотелось уделить особое внимание реализации данного проекта.
Актуальность: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Создание проекта «"БЫЛА ВОЙНА, НО МЫ ЕЕ НЕ ЗНАЛИ"», направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 70-летия Победы.
Задачи проекта :
- формирование глубокого и эмоционального отношения к событиям Великой Отечественной войны у детей дошкольного возраста;
- - сохранение памяти о малолетних героях Великой Отечественной войны;
- - развитие в детях чувства уважения и благодарности за великий подвиг, совершенный людьми и маленькими героями.
- - пробудить интерес подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной войны;
- - расширить знания детей о событиях 1941-1945 годов, побуждать к прочтению предлагаемых книг по данной теме;
- - способствовать формированию у подрастающего поколения интереса к истории своей семьи, своего города, своего края;
- проявление интереса к чтению художественной литературы патриотической направленности;
- - воспитывать патриотизм, уважение и признательность героям Великой Отечественной войны;.
Реализации проекта: сентябрь - май
Участники проекта: родители, дети, воспитатели, ветераны Вов.
Этапы реализации проекта:
1. Подвиг российских солдат в искусстве
2. Художники о войне 1941 – 1945 г.
3. Война в литературе (стихи и рассказы)
4. Фотохроника военных лет
5. Сценарии мероприятий, посвященных Дню Победы.
6. Посещение краеведческого музея МБОУ СОШ №1 р.п. Тамала.
Предполагаемый результат:
- сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
- осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
Проектно-исследовательская деятельность продолжает убеждать нас, в том, что организация работы по духовно – нравственному воспитанию может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Участие в проектно-исследовательской деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, способствует воспитанию патриотических чувств у маленьких граждан.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Утверждаю:
Заведующая ___________ /С.М. Федина/
«___»______________ 2015г.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 р.п. Тамала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.
Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...
Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.
Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...