Технология ТРИЗ в ДОУ
план-конспект занятия
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с элементами игровых ТРИЗ технологий для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила воспитатель:
Вотякова А.А.
Тема: «Письмо зайцам».
Цель: Использование ТРИЗ технологий для развития логического мышления.
Программные задачи:
Образовательные: Систематизировать знания детей об осени; упражнять детей в умении рассказывать стихотворение с использованием мнемотехники; продолжать учить детей работать с пятиэкранником, отвечать полным предложением;
Развивающие: Развивать связную речь дошкольников; умение находить нестандартные подходы к решению задач; учится выделять отличительные признаки путём сравнения, развивать логическое мышление с использованием ТРИЗ технологий.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе; интерес к художественной литературе с помощью мнемотехники.
Материал к занятию: игра «хорошо-плохо», сундучок, картинки, мнемотаблица, пятиэкранник.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята посмотрите, сколько гостей пришло к нам в гости. С вами поздоровались, давайте и мы тоже поздороваемся:
«Здравствуй солнышко дружок, Здравствуй носик пятачок, Здравствуйте ушки, Здравствуйте губки, Губками почмокаем, Зубками поцокаем, Ручки вверх подняли, Ими помахали Здравствуйте сказали!»
(Стук в дверь входит Ольга Ивановна)
Ольга Ивановна: - Здравствуйте! Мне отдали письмо, сказали вам передать.
Воспитатель: - Спасибо. Давайте посмотрим. Точно д/с №30 группа «Ромашки». Как вы думаете, от кого может быть это письмо? (Ответы детей)
Воспитатель: - Прочтем письмо и узнаем кто его прислал.
Письмо
Здравствуйте ребята! В лесу с деревьев опадают листья, пожелтела трава. Белки делают запасы, медведи готовятся к спячке. А у нас шубка меняет цвет. Говорят, наступила осень. А что это такое, мы не знаем. Помогите пожалуйста узнать.
Зайчата
Воспитатель: - Ну что поможем зайчатам. Расскажем про осень, а Ольга Ивановна будет записывать.
- Сначала я хочу узнать, какие три месяца осени вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какие три сезона осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя)
- Какая погода бывает осенью? (хмурая, пасмурная, дождливая, ветряная и т.д.)
- Молодцы!
- Скажите, а вам нравиться осень? (ответы детей)
- Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо» (Осень хорошо это……Осень плохо это….)
- У меня две таблицы, которые необходимо заполнить. Начнём! (игра «хорошо-плохо»)
- А следующее задание, у нас находится в сундучке. Давайте откроем и посмотрим.
- Ой ничего не понимаю, почему он не открывается? Может кто-нибудь знает, как его можно открыть? (ответы детей)
- Тише ребята, кажется я что-то слышу. Оказывается, сундучок хочет, чтобы вы сказали, чем он похож с другими предметами. Выбираем картинки и отвечаем. (игра «Чем похож»).
- Молодцы! Ну что давайте проверим может откроется. И в правду открылся, что же тут лежит? (листья)
- Возьмите по одному листочку и превратимся в листики.
Физминутка «Листочки»
Мы листики осенние На веточках сидим. Дунул ветер, полетели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял Закружились, полетели И на стулья тихо сели.
- Вы листики осенние, когда летали, что видели? (ответы детей)
- С каких деревьев опали листья? (с дуба – дубовый, с клена – кленовый, с берёзы – берёзовый и т.д.)
- Молодцы! А может вы еще знаете пословицы или приметы осени?
- Хорошо, тогда листик в сундучок клади и приметы, пословицы назови.
- Замечательно! Много пословиц и примет об осени вы знаете.
- Листик может рассказать нам о себе много интересного. (пятиэкранник)
- Обратите внимание, какой красивый зелёный листочек. Скажите, где можно встретить листочек? (ответы детей)
- Какие бывают листочки? (ответы детей)
- А откуда появился листочек? (ответы детей)
- Что произойдёт с ним дальше? (ответы детей)
- Молодцы!
- Многие поэты, тоже любили осень и сочиняли стихи. Посмотрите на схему, может кто-нибудь знает какое стихотворение зашифровано? («Осенний букет»)
- А кто его написал? (Татаринов В.)
- Есть желающие его рассказать? (3-4 ребёнка)
- Как много интересного вы знаете про осень.
- Ольга Ивановна вы всё успели записать? (ответ)
- Давайте положим письмо в конверт и подпишем.
- Куда будем отправлять? (в лес)
- Кому? (зайчатам)
- От кого? (от группы «Ромашки»)
- Вечером, когда я пойду домой, отнесу письмо на почту. Надеюсь зайчатам понравится ваш рассказ и у них будет веселое настроение.
- А какое настроение у вас? (ответы детей)
- Возьмите смайлик и поместите в нужный конверт. Теперь можете поделиться своими впечатлениями друг с другом.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 30
КОНСТРУКТ
непосредственно-образовательной деятельности
образовательная область
«Познавательное развитие»
с использованием технологии ТРИЗ «Анализ сказки «Колобок» по системному оператору»
Североуральск, п. Калья 2018г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Цель | всестороннее развитие творческих способностей ребёнка | ||||
Задачи Материал Предварительная работа | Обучающие: - формировать умение системного анализа сказки; - способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приемов типового фантазирования. Развивающие, - развивать умение ориентироваться в пространстве (пятиэкранка); развивать внимание, память, воображение, логическое мышление; развивать речь и обогащать лексический словарь детей; выражать свои мысли; развивать познавательный интерес, активность; стимулировать проявление любознательности; способствовать развитию положительных эмоций. Воспитательные: - воспитание у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи. Пособие »пятиэкранка»; шапочки для игры «Цепочка превращений» ; шапочки Лисы и Колобка для подвижной игры; пособие для игры «Волшебники превращения»; копилка роботов ,схема; Чтение сказки «Колобок»; ТРИЗ/игры: «Цепочка превращений»; «Закончи сказку»; «Создадим новую сказку»; «Загадка на основе литературного произведения»; «Потеря части или целого»; «Путешествие Колобка, от зернышка до хлеба»; с/игра «Познакомимся»итд. | ||||
Этап совместной деятельности | Организация совместной деятельности | Деятельность педагога (методы, приемы) | Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат | |
I. Мотивация к деятельности Поиск, решение задачи, проблемы (ТРИЗ метод каталога) | Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними познакомимся! Словесная игра «Давайте познакомимся!» Я знаю, что вы очень любите сказки, у меня тоже есть своя любимая сказка. Попробуйте отгадать ее. Д/И «Какую сказку загадала?» | Положительный эмоциональный настрой. Вовлекает в совместную игровую деятельность Вовлечение детей в поисковую деятельность. | Проявляют интерес к предстоящей деятельности. Активно играют Отвечают на вопросы педагога Слушают и говорят правильные ответы. | Дети настроены на общение. Умеют знакомиться друг с другом, давать краткую характеристику, используя прилагательные. Умение анализировать и определять произведения художественной литературы. Дети называют сказку «Колобок» | |
II. ТРИЗ системный оператор ТРИЗ (мозговой штурм) ТРИЗ (сужение поле поиска)
Физминутка | Знаете, почему это сказка моя самая любимая - обычно все сказки заканчиваются хорошо, а эта грустно. И мне так жалко Колобка он был такой веселый, хороший, а Лиса его взяла и проглотила! Мне такой конец совсем не нравиться, я вам предлагаю придумать другой конец этой сказки, чтоб Колобок сумел найти способ спастись, но сначала давайте вспомним приключения Колобка. А поможет нам все вспомнить «пятиэкранка» Анализ сказки «Колобок Вот наш Колобок лежит на окошке остывает (система). Затем он съедет на лифте вниз (подсистема). Давайте вспомним, из каких продуктов бабушка его испекла? Д/И «Потеря части или свойства». Теперь Колобок едет вверх (надсистема). Где он был вначале сказки? Давайте вспомним прошлое Колобка. Чем был Колобок в прошлом?( В реальном мире ТЕСТО, в сказочном - ожившее тесто) Давайте поиграем в игру «Цепочка превращений» Дальше мы с вами отправляемся в будущее Колобка. Что будет в будущем с Колобком? Игра «Я дам характеристику герою, а вы скажите, кто это?» Давайте пока не будем говорить о том, что Лиса съела Колобка, а поиграем, как будто Колобок от нее тоже убежал. Подвижная игра «Лиса и Колобок» | Помещаю Колобка в центральную клетку. Выкладываю картинки ингредиентов, из которых был приготовлен Колобок. Педагог надевает шапочки с изображением зернышка, ростка, колоска, муки, теста, Колобка.
| Дети называют продукты, из которых был испечен Колобок, придерживаясь сюжета сказки. Дети перечисляют : на окошке стужен, в печку сажен и т.д. Дети отвечают, что Колобок сделан из теста, которое замесила Бабка. Дети по называют последовательность превращения от зернышка до теста. Ответ детей: «Его съест Лиса». Дети устанавливают взаимосвязи между действиями и характером героя. | Дети умеют устанавливать недостающие свойства объекта | |
III. Фантазирование ТРИЗ (метод каталога ,мозговой штурм) ТРИЗ «Мини исследование на копилке роботов» | В игре Колобок смог убежать от Лисы, и она его не съела, а почему в сказке Лиса захотела съесть Колобка, какой он был? В сказке Лиса съедает Колобка, потому что он был такой вкусный, а мы с вами хотим, чтобы было наоборот, чтобы Лиса его не съела. А кто же нам в этом поможет? Д/И. »Старая сказка на новый лад» Волшебник Всемогу помог Колобку и превратил его в Колобка-робота. Давайте из нашей копилки роботов мы найдем заколдованного Колобка. Игровое упражнение «Исследование копилки с целью выявления закономерностей признаков объектов» Вот если бы Колобок в сказке сделал, так как мы с вами придумали, с помощью Волшебников. Получилась бы совсем новая сказка. А вы дома придумайте новые приключения Колобка, и запишите с помощью родителей новую сказку. А мы с большим интересом прочитаем ее в нашей группе, оформим книгу и подарим ее малышам. | Воспитатель делит детей на две команды и предлагает с помощью схемы найти закономерность, которой подчиняются фигурки из этой копилки (Колобка) | Дети называют слова: вкусный, аппетитный, гладкий, румяный и т.п. Ответы детей… Волшебники превращений. Дети выбирают героев сказки Лису или Колобка, а так же волшебника и придумывают конец сказки, используя прием того или иного преобразования. Дети с помощью схемы выделяют признаки, по которым они находят, Колобка, например, количества антенн, форма головы, форма туловища, количество ножек и т.д. Игра-соревнование, кто быстрее найдет Колобка. | ||
IV. Рефлексия | Дети с помощью смайликов «Колобков» дают анализ занятию. | ||||
Самоанализ занятия:
Прежде чем начать проводить самоанализ занятия мне хотелось бы, что бы вы почувствовали, что происходило в голове и в действиях детей в процессе занятия. Настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу и помогите мне её решить.
В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.
Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, Когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить, таким образом, ее участь и участь ее отца.
Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали? (Ответы педагогов)
Самоанализ занятия: Занятие было построено с использованием технологии ТРИЗ .
Занятие подгрупповое. Тема занятия: «Анализ сказки «Колобок»по системному оператору».
При планировании занятия мною была поставлена цель: всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
Обучающие:
- формировать умение системного анализа сказки;
- способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приемов типового фантазирования.
Развивающие, - развивать умение ориентироваться в пространстве (пятиэкранка); развивать внимание, память, воображение, логическое мышление; развивать речь и обогащать лексический словарь детей; выражать свои мысли; развивать познавательный интерес, активность; стимулировать проявление любознательности; способствовать развитию положительных эмоций.
Воспитательные:
- воспитание у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
Анализируя проведенное занятие можно сделать вывод, что поставленные задачи были выполнены. На занятие были взяты игры с элементами ТРИЗа, которые соответствуют возрасту и инд . особенностям детей. Материал подбирался с учетом логической последовательности и его усложнением.
На всех этапах занятия активизировалась речевая, умственная и двигательная активность детей. Такая постепенная смена видов деятельности детей позволила предотвратить их утомление.
Выбранные мною игровые приемы способствовали активизации и мотивации детей.
1 этап занятия введение в игровую ситуацию, постановка цели занятия: Как спасти Колобка от Лисы?
Такие методы как: Метод каталога; метод аналогий; сужение поля поиска; системный оператор; фантастическая аналогия; мозговой штурм и др. методы. Доказали, что на практике можно управлять
творческим процессом, пусть и в ограниченных пределах.
Зачастую мы педагоги уже проводим тризовские занятия, даже не подозревая об этом Ведь именно , раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактические пособия, игры- ТРИЗ . В эти игры можно поиграть в любое время: на прогулке с ребенком, за семейным столом, т.к. они не требуют ни большого игрового поля, ни значительного количества иллюстративного материала, а польза от этих простых игр будет огромная - дети научатся классифицировать объекты окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи и пр.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию” , так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи
Методы и технологии, основанные на теории ТРИЗ
Пособие используется в работе с детьми 3-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала. Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу Игpa предназначена как для работы с подгруппой детей, так и для самостоятельной детской деятельности В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Туллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллий» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи
«Системный оператор» – » Волшебный экран» ТРИЗ ТРИЗ А вот перед вами системный экран Он может об объекте много рассказать нам : «Если мы рассмотрим что- то, Это что-то для чего-то, Это что- то часть чего-то, Чем-то было это что-то, Что- то будет с этим что-то, Что- то ,ты, сейчас возьми на экране рассмотри»
Как же работает системный оператор? По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем . заложены такие критерии анализа, как: Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать. Подсистема Это то, что входит в систему — ее составляющие части. Надсистема . Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект. Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи? Настоящее Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции? Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему? Кроме этого, Альтшуллер выделяет такое понятие, как «антисистема». Под ним понимается некий объект/группа объектов, которые в той или иной форме противодействуют изучаемой нами системе. Это своеобразные враги исследуемого объекта, которые каким-то образом мешают ему.
СИСТЕМНЫЙ оператор зайчонок Каким был ? заяц Кто ? Этапы: 1этап - (младшие группы) только по горизонтали С 3-х лет необходимо начинать работу: с формирования логического мышления, с формирования умений анализировать и обобщать, развивать воображение, знакомить с использованием модели «системный лифт».
2 этап – средние группы – Продолжаем открывать экраны по горизонтали зайчонок Каким был? заяц Кто? Зайчище Каким будет?
3 этап- открываем экраны по вертикали (вниз) Заяц Кто? Какие части тела?
4 этап- СТАРШИЕ ГРУППЫ – ВЫХОДИМ В НАДСИСТЕМУ (вверх) Среда обитания ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ? Заяц Кто? Какие части тела?
В СТАРШИХ ГРУППАХ ВЫХОДИМ СНАЧАЛА НА « пятиэкранку » ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ ? КЕМ БЫЛ? КТО? КЕМ БУДЕТ? ЧАСТИ ТЕЛА
« Пятиэкранка» ( объект - свекла, яблоко)
Пятиэкранка ( объект - белка и котенок ) Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные таблицы , так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: белка рыжая, цыпленок желтый , елочка зеленная…..
Шестиэкранка ( объект-цыпленок ).
Затем на «девятиэкранку»: 3 этап Надсистема в прошлом Среда обитания Надсистема в настоящем Среда обитания Надсистема в будущем Среда обитания 1 этап система в прошлом Кем был? система в настоящем КТО? система в будущем Кем будет? 2 этап подсистема в прошлом Части система в прошлом Части система в будущем Части
НАШИ ЛЮБИМЫЕ ИГРЫ! « Хорошо–плохо» — берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций и называется как можно больше положительных и отрицательных его « 4 -й лишний». Дидактическая игра - учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделять черты схожести и различия предметов, обогащает знания об окружающем мире.
« Поиск противоположного объекта» — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая), уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый) « Кто у кого» Воспитатель бросает мяч всем детям по очереди, называя животное, а ребенок возвращая мяч называет его детеныша
Дидактическая игра»Волшебная коробочка» Цель: Учить детей описывать объект, используя признаки: цвет, форма, части, запах, вкус, действие. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, умение работать со схемой признака, наглядно-образное мышление, речь. Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушать сверстника .
Дидактическая игра « Чудесная лестница Цель : Учить воспринимать окружающий мир как живой, самостоятельно создавать развёрнутые рассказы о каком-либо объекте. Данная игра даёт возможность превращать изучение любой темы в увлекательное «мыслительное конструирование», снимает психологическую инерцию.
Карты Проппа - это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д
В итоге были сделаны следующие выводы: ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей. ТРИЗ позволяет преподносить знания детей в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей.
Основная цель воспитателя по отношению к ребенку базируется на трех терминах: «Знает, понимает, применяет.» Г.С.Альтшулер .
Предварительный просмотр:
Игры ( ТРИЗ) в которые можно играть с детьми каждый день.
Цель ТРИЗ не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»
Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь ребенка? А все очень просто, через множество тризовских игр в которые можно играть с детьми каждый день.
Игра «Повторяка»
Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:
Я – лягушка. Я умею прыгать.
Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.
Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.
Игра "Теремок"
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок.
Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.
Ход игры:
1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?
- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.
2-й вариант: то же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется - вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в "почетные". И так, пока все играющие примут участие в "ротации".
3-й вариант: Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости поочередно посещают каждый из теремков.
Примечания: играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка, а вместо рисунков можно использовать окружающие бытовые предметы. Игра пройдет живее, если предварительно немного потренировать детей в назывании свойств различных предметов.
Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.
Игра "Черное - белое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга” Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т.д.
Игра «Цепочка»
Первый ребёнок называет объект, второй – его свойство, третий – объект с названным свойством, четвёртый – другое свойство нового объекта и т.д.
Например: 1. Морковь. 2. Морковь сладкая. 3. Сладким бывает сахар. 4. Сахар белый. 5. Белым бывает снег и т.д.
Игра "Перевирание сказки".
Возможно, эта игра знакома многим из вас. С нашей же точки зрения она обладает следующими дидактическими свойствами, оправдывающими ее использование на логопедических занятиях по развитию связной речи - она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции.
Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:
- Не Желтая, а Красная
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:
- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
И так далее.
Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Игра " Чем был - чем стал" (с 4-х летнего возраста)
Правила игры:
1-ый вариант: Ведущий называет материал(глина, дерево, ткань), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют
2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.
Ход игры:
Ознакомление с окружающим миром.
В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.
Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы.
В: Что хорошего в стеклянном столе?
Д: Оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка.
В: А что плохого в таком столе?
Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди
В: А что еще может быть из стекла?
Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.
В: А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать?
Д: Так можно сказать про злого, "колючего" человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков.
В: Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем!
Воспитатель обобщает ответы детей.
В: Телевизор.
Д: Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей.
Игра «Живая и неживая системы»
В: Было семечком, а стало?
Д: Стало ростком.
В: Было головастиком, а стало?
Д: Лягушонком.
В: Был дождь, а стал?
Д: Вода впиталась в землю, а часть воды испарилась. Жидкие человечки превратились в бегущих, стали незаметными и исчезли.
В: Было деревом, а сталоЧем может стать дерево?
Д: Домиком для белочки, сухим деревом, дровами, досками, мебелью, бумагой
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формы обучения рассказыванию: 1. Воспитатель готовит вопросы детям по содержанию кар тины. Обычно дошкольники сами не задают вопросов. 2. Рекомендуется использовать образец рассказа воспитателя по картине. 3. На занятии всей группы детей заслушиваются рассказы, составленные только 3-5 ребятами. 4. Качество рассказов оценивается воспитателем, как правило, на уровне «хорошо - плохо». 5. Не ведет к развитию самостоятель ности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. 6. Рассказы детей фактически являются вариантами образца рас сказа воспитателя;теряется интерес к рассказу своих сверстник ов, т.к.тексты однообразны. 7.Все дети группы не имеют возможности рассказать свой текст — им отводится роль пассив ного слушателя. 8.Уже через 1-2 дня забывают даже название картины и не помнят ее смыслового значения. 9.Не решается задача формирования обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. И в то же время ребенок должен к поступлению в школу уметь составлять рассказы по кар тине. ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА :
Формы обучения рассказыванию: ТВОРЧЕСКАЯ ФОРМА: 1.Позволяет получить гарантированный резуль тат — усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятель ности. 2. Основная дидактическая задача — не обучение составле нию конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. 3. Позволит ребенку успешно составлять связный текст по картине, а значит, мотивировать и активизировать свою познавательную позицию. 4. Даже через неделю дети способны составить рассказ по данной картине по памяти. При этом их рассказы могут носить творческий, более оригинальный характер. 5. У ребенка к концу дошкольного возраста формиру ются обобщенные правила организации умственной деятельности, и он не только составляет свой собственный рассказ по сюжетной картине, но и может рассказать, как он это делал. Работа с предметной картинкой, серией связанных карти нок, пейзажем, натюрмортом, портретом требует иных подходов. По ним созданы отдельные методики .
Содержание этапов Этап 1. Определение объектов на картине. Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине. Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор по картине. Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств. Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины. Этап 6. Определение местонахождения объектов на картине. Этап 7. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения. Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени. Этап 9. Понятие о смысловых характеристиках картины.
Этап 1 . Определение объектов на картине Цели: учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их; учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей). Алгоритм определения состава картины Перечисли объекты, изображенные на картине. Схематически изобрази их на листе бумаги. Сгруппируй по какому-либо признаку. Правило этого этапа: «Смотрю на картину и называю объекты». Покажи его эмблему. ЭМБЛЕМА 1-ГО ЭТАПА
Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине Цели: учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине; учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками; учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим»; активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов). Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине Выдели два объекта на картине. Объясни, почему они между собой связаны. Объедини названные объекты стрелками. Правила этого этапа: «Все объекты между собой связаны», «Один объект связан с другим, потому что...» и т.д. ЭМБЛЕМА 2-ГО ЭТАПА
Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор по картине Цели : учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям; учить узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»; активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных). Алгоритм составления сравнений Алгоритм Пример 1. Выбери предмет, изображен ный на картине Мяч 2. Что ты можешь сказать, напри мер, о его форме? По форме мяч — круглый. Это его признак 3. Какие ее предметы, круглые по форме, ты знаешь? Круглые по форме колесо, солнце, Колобок... И т.д. 4. Составь словосочетание: «Мяч по форме похож на...» Мяч по форме похож на Колобок Алгоритм составления загадок Загадки составляются из трех сравнений одного объекта с другими. Выбери предмет на картине и перечисли его особенности — признаки (цвет, форму, его части...). Выбери один из вопросов, по которому ты будешь составлять загадку: Какой предмет? Что такое же у других предметов? Что делает? Кто или что делает так же? На что это похоже? Чем отличается? Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой. Найди в них общее. Составь текст загадки с помощью слов: «как», но не».
Этап 4 . Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств Цели: учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств ( слух, обоняние , осязание); учить детей находить эмблемы этапа и озвучивать правило : «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»; активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения. Алгоритм мыслительных действий 1. Посмотри на картину, «войди в нее». 2. Выбери орган чувств, который поможет тебе «путешествовать» по картине. 3. Опиши свои ощущения. 4. Найди эмблемы этого этапа. Описание возможных ощущений, полученных через органы обоняния. Волшебник «Я нюхаю» Описание возможных ощущений, полученных с помощью тактильного анализатора. Волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Описание возможных ощущений, полученных с помощью органа слуха. Волшебник -«Я слышу» (чувствую)
Цели: учить детей подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты; активизировать речь с помощью рифмующихся слов; учить детей находить эмблему этапа. Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины Алгоритм составления рифмованных текстов создан на основе сочинения лимериков Алгоритм Пример 1. Подбери рифмующиеся слова к предметам на картине Мячик — зайчик; девочка — припевочка ; бантик — фантик; палочка — помогалочка и т.д. 2. Из пары слов составь две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом Жила-была девочка, И была она припевочка . На голове у нее бантик — Он похож на фантик. 3. Теперь составь стишок из этих четырех строчек Жила-была девочка, И была она припевочка ; На голове у нее бантик — Он похож на фантик 4. Добавь о девочке пятую строчку (можно без рифмы) по содер жанию картины Жила-была девочка, И была она припевочка ; На голове у нее бантик — Он похож на фантик. Она веселилась и не знала пока о своей неприятности. 5. Выразительно прочти стишок
Этап 6. Определение местонахождения объектов на картине Цели: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространствен ные понятия (наречия); учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило: « У каждого объекта есть свое место на картине» Алгоритм мыслительных действий Выбери предмет. Определи, где он находится на картине. Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему: а) как это видит тот, кто рассматривает картину; б) с позиции выбранного предмета. Правило этого этапа: «У каждого объекта есть свое место на картине».
Этап 7. Составление речевых зарисовок от лица разных объектов. Цели: упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени; учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине; учить узнавать эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня... характер» (определение вставляется по смыслу); активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта. Алгоритм мыслительных действий Выбери героя на картине. Определи его настроение или свойства характера. «Войди» в образ героя (представь себя им). Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что изображено на картине. Правило этого этапа: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня ... характер».
Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени Цели: учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени; учить детей показывать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом»; активизировать словарь детей с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было — будет; утро — вечер; весна — осень; раньше — позже; до того — после того...). Алгоритм мыслительных действий Выбери объект, определи его состояние в настоящее время. Представь прошлое (будущее) объекта с учетом изменения его признаков, действий. Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта. Правило этого этапа: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».
Этап 9. Понятие о смысловых характеристиках картины Цели: учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины; учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений; активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины; учить детей узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Алгоритм мыслительных действий Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прослушай текст пословиц и поговорок о них. (Текст читает педагог.) Рассмотри сюжет картины. Как связаны с ней каждая пословица или поговорка. Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит для названия картины. Правило этого этапа: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».
РЕКОМЕНДАЦИИ Игры с сюжетной картинкой не обязательно растягивать на две недели. Вы можете проводить их в любой последовательности. Но обязательно надо начинать с первых двух этапов. Заранее готовить эмблемы этапов не обязательно — лучше вместе с ребенком обсудить и составить схему (эмблему) уже проведенной игры. Попробуйте сами сочинить рассказ по картине, но озвучивайте его только после того, как ребенок рассказал свой. Обязательно записывайте детские рассказы! Проанализировав созданный ребенком текст, Вы можете наметить пути дальнейшего развития речи ребенка. Предложив ребенку сделать рисунок к рассказу, Вы научите его иллюстрировать собственные тексты. Собрав творческие продукты ребенка воедино, можете создать книгу речевого и изобразительного творчества!
Рабочие моменты и продукт нашей деятельности в изучении ТРИЗ технологии.
Успешность составления рассказа по картин е
Литература Алексеева ММ., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академ А, 1998. Алътшуллер Г.С. Найти идею. — Новосибирск: Наука, 1986. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1934. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др. / Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: Просвещение, 1993. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.,1976. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада. — 2-е изд., испр . и доп. — М.: Просвещение, 1982. МурашковскаИ.Н ., ВалюмсН.П . Картинка без запинки (Методика рассказа по картине). - СПб.: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995. Нестеренко А.А. Страна загадок. — Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского университета, 1993. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1993. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (технология ТРИЗ). – М.: изд-во Аркти , 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста
Презентация на тему: «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...
Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника
Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...
Презентация - Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника.
Материал для воспитателей детского сада....
Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)
Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...
Открытый просмотр по технологии ТРИЗ в рамках ГМО «Игры ТРИЗ в режимных моментах»
Цель: активизировать творческую и мыслительную активность у детей.Задачи:· Развивать умение самостоятельно задавать вопросы и находить противореч...