КРУГЛЫЙ СТОЛ Тема: «Азбука нравственности»
материал (старшая группа)

Часовских Ирина Викторовна

родительское собрание в виде круглого стола в старших группах детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_nrav.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Тема: «Азбука нравственности»

подготовила: воспитатель Часовских И.В., Бобко О.В.

Предлагаем Вам сегодня обсудить тему «Азбука нравственности».

Жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребенка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими бы прекрасными небыли детские сады, самые лучшие природные воспитатели ребенка – родители.

В этнологии детство понимается не как ранняя стадия существования человека, а как период социокультурной подготовки человека к взрослой жизни.

Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в этом возрасте не может заменить ни кто. Муж и жена – это две первоосновы семьи. Отец и мать – это непросто родители, а люди, взявшие на себя ответственность за того, кого они родили, перед самим собой, перед обществом в котором их дети будут жить.

Дети – это неотъемлемая часть нашей жизни, ее украшение. Они радуются и грустят вместе с нами. Мы открываем для них огромный мир. Но и сами постоянно учимся у своих детей, ведь они наше отражение: каковы мы, таковы и они.

Личность ребенка формируется в общении: это и передача знаний о мире, передача умений и навыков, развитие эмоциональной, волевой сферы, формирование личности. Когда родители разговаривают с ребенком, они передают ему нечто большее, чем просто слова; они демонстрируют, как нужно выражать свои мысли, обмениваться идеями с другими.

Подражание в детстве накапливает опыт взаимодействия с миром и самим собой, и это фундамент для следующего возрастного периода – подросткового.

Создавая атмосферу радости, тепла, взаимопонимания поможет обеспечить ребенку условия для полноценного развития, наполнить детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками. Как сказал древний философ «Счастлив тот, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание».

Я предлагаю оформить «Цветок мудрости».

Наши дети такие наивные и мудрые, искренние и чувствительные, они как открытая книга, как чистый белый лист, на котором можно написать все, что захочется. А иногда – загадка, маленькая тайна.

Известный сказочник Д. Родари говорил: «Все мы на одном большом огороде. Один злой лук, другой веселая морковка, третьи – румяные яблочки».

Мы предлагаем Вам написать рецепт салата «Веселая семейка». Какому овощу или фрукту соответствует характер членов вашей семьи?

Уважаемые родители!

Ваши дети нарисовали натюрморт «Веселая семейка». Они тоже постарались соотнести образ с определенными овощами и фруктами.

(Дети входят и дарят рисунки родителям).

Обратите внимание, совпали ли ваши мнения, взгляды. (Дети и родители рассматривают и анализируют).

Чего же больше всего ждут дети от своих родителей? (ответы детей).

Наши дети дарят нам любовь, а мы дарим ее нашим детям, а еще улыбки и свет глаз.

Детство – это цветущий луг, по которому бежишь без оглядки к далекому горизонту.

Предложить родителям взять волшебную палочку и вспомнить о чем они мечтали в детстве? Какие мечты исполнились? Вспомнить стихотворения, песни, считалки которые они учили в детские годы.

В нашей жизни, как в одной детской игре, на один вопрос можно ответить по-разному.

Игра – «Продолжи предложение» (совместная работа родителей и детей):

- когда я вырасту я буду …

- мне скучно когда …

- взрослые любят больше всего…

- летом я люблю…

- мне интереснее всего…

- когда я пойду в школу…

- зимой интереснее всего…

- папа меня хвалит за….

- мама довольна когда…

- что такое семья ?

- назовите пословицы и поговорки о семье

- чтение стихотворений о семье.

Мы хотим с вами поделиться заповедями для родителей.

Родители рассказывают о своих секретах воспитания детей.

Предлагаем  оформить книгу «Секреты семейного воспитания».

- Какие необходимо создавать условия для всестороннего развития детей?

Мы благодарим за участие в нашей беседе.

Дети – это самое важное в нашей жизни и только от нас зависит, какими они будут.

 Мы часто смотрим в небо и загадываем желания. Мы хотим подарить вам птицу счастья. Загадайте желание. Нам очень хочется, чтобы ваши желания, милые родители, исполнились, а ваши дети получили столько заботы и ласки, чтобы они могли делится с окружающими их людьми..

Советы родителям               «Азбука нравственности»

Странно звучат слова «поговорим о забытом», когда речь идет о том, о чем забывать нельзя, невозможно, - о нравственном  воспитании детей. Но именно это и происходит сегодня в нашей жизни, в педагогике, в воспитании.

Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает о мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим  мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. Это все – знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств – и составляет понятие нравственности. Без нее человек не может жить среди других людей.

 Всегда неоднозначен вопрос содержания нравственного воспитания. Вне сомнения, оно не может быть раз и навсегда заданным. На современном этапе пересмотр актуального содержания идет по нескольким направлениям: есть содержание, которое переходит сегодня в разряд «забываемого»; возник новый взгляд на «старые» проблемы и , наконец, появилось новое содержание, о котором в прежние годы не говорили.

Рассмотрим каждое из этих направлений. К «забываемым» или даже отрицаемым сегодня проблемам, на наш взгляд, можно отнести воспитание трудолюбия.

Практически ни в одной из современных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста не представлена задача трудового воспитания детей, формирования у них желания и умения трудиться. Чего же мы боимся? Того, что ребенок с детских лет научится ценить труд других людей и приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов. От того, что эти результаты приятны и самому и другим. А как много добавляет личности умение и желание трудиться – волевые качества, умение планировать свою деятельность, договариваться с товарищами, адекватно оценивать себя и многое другое.

В силу новых социальных условий произошли изменения в отношении к труду взрослых, что не замедлило отразиться на детях. Взрослые стали больше говорить об оплате труда, чем о желании трудиться, больше о выгодной работе, меньше – об интересной. В прежние годы было естественным в ответ на какую-то услугу, помощь ребенку получить от него слова благодарности. Сегодня можно услышать от ребенка отказ поблагодарить няню за обед с объяснением: «Зачем говорить спасибо, она на работе» или «Ей деньги за это платят».  Да и мечты о будущей профессии изменились. Все меньше мальчиков хотят быть космонавтами, летчиками, а больше мечтающих быть банкирами, охранниками, «чтобы быть богатым и чтобы меня все боялись». Не правда ли, как быстро перенимают малыши все оценки и установки взрослых! Конечно, дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества», но обществу стоит присмотреться к детям, чтобы хоть через них понять, какое будущее мы себе готовим.

Главным, на наш взгляд,  является вопрос, зачем нужен труд дошкольнику, каково его назначение, роль, функция.  Мы думаем, что пользу принесет детям тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость и результаты которого будут явно кому-то нужны.  «Невзаправдашний» (как говорят дети) труд не стимулирует желания трудиться хорошо и тем более творчески, а значит, его влияние на развитие будет минимальным. Может быть, неправомерно не замечать, что нужно и можно  раньше приобщать ребенка к умственному труду как к усилию мысли. Дать уже в детстве почувствовать радость от результативности этого труда и осознания в себе способности мыслить продуктивно, творчески.

Следующая «забываемая» проблема – воспитание коллективизма. Отрицается она из-за опасности нивелировки личности, культивирования «стадности». Действительно, такая опасность существует. Но возможно ли существование человека вне человеческого общества, которое предполагает взаимодействие, взаимоподдержку, взаимооценку и прочие «взаимо-«? Человек, не имеющий обязанностей перед коллективом, теряет смысл своего развития как существа социального. Любая самобытность и оригинальность становится значимой для личности, если это важно еще для кого-то, т.е. если они востребованы другими людьми. Зачем быть добрым, если эту доброту никому не покажешь? Зачем быть ласковым, внимательным, отзывчивым, если эти качества никому не нужны? Каждое нравственное качество направлено на другого человека. Безусловно, сегодня следует прислушаться к критике и рассмотреть задачу воспитания коллективизма и с позиции его возможностей в помощи каждому ребенку раскрыть свою индивидуальность и неповторимость, но так, чтобы не противопоставлять себя, а совершенствоваться вместе с другими для себя и для других. Иногда проблему коллективизма сводят к обучению детей  деловому сотрудничеству и взаимодействию. Конечно, и это важно. Но понятие коллективизма включает в себя нравственный аспект, основанный на  эмоциональном общении, на необходимом каждому человеку чувстве защищенности, поддержки, уверенности, признании. Деловое сотрудничество не нуждается в этой эмоциональной ауре, оно может существовать и без нее. А вот развивающаяся личность (в любом возрасте, особенно в дошкольном) зачахнет, не раскроется, не станет полноценной.  

Значит, не отбрасывать, не отрицать коллективизм следует на современном этапе, а искать разумное взаимообогащающее соотношение индивидуального и коллективного.

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Если в прежние годы (советский период) воспитание любви к Родине рассматривалось через призму воспитания отношения к  ценностям  государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К.Д.Ушинского – народность, приобщение к национальному как базе патриотического воспитания.

Сегодня ставится акцента возвеличивание национального, противопоставлении его интернациональному. Так ли это должно быть в воспитании молодого поколения? Неумение найти «золотую середину» между общечеловеческой и национальной культурой приводит к тому, что дети начинают оценивать друг друга по национальному признаку, хотя, как показывают исследования и практика, такого рода оценки не свойственны дошкольникам. Концепция «открытого общества» породила и новый взгляд на проблему: как сочетать в личности принадлежность к своему народу, своей стране и планетарность, ощущение себя жителем Земли. Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее  своим менталитетом, духовностью. Поэтому начинать нужно с национального (песни, язык, обычаи, традиции). Однако замыкание лишь на своей культуре обедняет и нацию, и конкретную личность. Культура межнационального общения – это умение «не ссориться с соседом», но также и, не вмешиваясь в его жизнь, познать его и уважать за непохожесть или сходство с собой. Но более высоким уровнем нам представляется общемировое, планетарное отношение к другим и к себе. Это не слияние, не нивелирование индивидуальностей, а чувство того, что ты не один в этом мире.

Среди проблем, о которых прежде говорили мало или совсем не говорили, на наш взгляд, можно обозначить следующие. Еще раз поразмышлять над самоценностью личности. Счастье, любовь как цель жизни и воспитания человека. Может быть, следует начинать жизнь с ощущения себя счастливым человеком уже потому, что ты живешь, родился, можешь действовать, чувствовать? И с позиции счастья существования воспринимать мир, познавая и принимая его. Мы не учим детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и потому беречь ее, не воспитываем оптимизм, уверенность в себе, любовь и уважение к самому себе. Речь не идет о воспитании эгоиста. Речь идет о том, что человек, не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других.

Новой  (для нашей страны) является проблема отношения к ребенку с позиции знания и уважения его прав. Необходимо не только познакомить родителей и педагогов с Конвенцией о правах ребенка, но и перестроить исходный взгляд на ребенка. Оказалось, что взрослым трудно понять и принять то, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий свое достоинство, право на собственное мнение и поступки. Его права, как и права любого человека, должны уважать и не нарушать.

Итак, современное нравственное воспитание должно выстраиваться по двум взаимосвязанным линиям: совершенствование содержания и поиск эффективных технологий. О содержании мы говорили выше. А в основе технологий должны лежать методы, позволяющие формировать механизм нравственного воспитания. Нравственное становится нравственным, а не только моральным в том случае, если педагог и родители учитывают и организуют комплекс воздействий, способных формировать во взаимосвязи представления, чувства, отношения, привычки, нравственное поведение. Исключение одного из компонентов механизма приводит к формализму в воспитании, и тогда не может идти речи об истинно нравственном развитии личности.


  1. Консультация для родителей : "Поговорим о нравственном воспитании."

    Многие родители, у которых не ладится с воспитанием детей, находят себе оправдание в утверждениях, что залаженное в генах никаким воспитанием не исправишь.   Человек не рождается ни добрым, ни злым. Только под  влиянием  условий жизни и  воспитания формируются у него определенные нравственные качества и чувства.

    Для того чтобы правильно воспитывать дошкольника, необходимо знать особенности его нервной системы и психики, а также представлять, что входит в понятие нравственное воспитание.       Нравственность человека складывается из нескольких моментов.  Это как человек понимает нравственные нормы или правила поведения,   другими словами как надо вести себя в том или ином случае ; как он придерживается этих условных правил в своем поведении;   как человек относится к своим поступкам, хорошим и плохим, какие чувства при этом испытывает, испытывает ли радость и удовольствие при совершении хороших поступков, огорчение и стыд, если он поступает плохо. Нравственное чувство - важный двигатель в поведении взрослого человека.

     Парень студент, увидев, как уходит под воду маршрутное такси  бросается в ледяную воду, чтобы помочь выбраться пассажирам. И делает он это без раздумий и колебаний, срабатывает его нравственное чувство. Потом, выступая на телевидении, он скажет, что по-другому он просто поступить не  мог. Нравственные чувства определяют нравственный облик человека, а тем самым и его судьбу. Как бы не сложилась жизнь этого молодого человека, он будет находить счастье , делая счастливыми других людей.

   Вернемся к трем составным частям нравственного воспитания, и повторим, что воспитание тогда приведет к нужным результатам, если мы не забудем ни об одном из трех моментов и будем воспитывать у ребенка и знание нравственных норм, и нравственное поведение, и нравственные чувства.

    Само по себе усвоение основных правил поведения для дошкольников, а именно, слушаться старших, помогать им,  не обижать малышей  заботиться о них, быть аккуратными  класть игрушки и вещи на место, быть вежливыми, добрыми, не представляет особого труда. Более того, малыши  следят, чтобы и другие не нарушали эти правила. Если они обнаружили нарушение, то сейчас же жалуются взрослым. Иногда взрослые расценивают такие жалобы,  как проявление недоброжелательности к другим детям - ябедничеством. На самом же деле они вызываются потребностью ребенка лишний раз убедиться в усвоенном правиле.

     Бывает и так, что ребенок не только знает «что такое хорошо» и «что такое плохо», но и приучен правильно вести себя, но и этого еще не достаточно. Иногда ребенок внешне ведет себя неплохо, на самом деле он так поступает из боязни быть наказанным. Такой ребенок будет вести себя безнравственно, если взрослые не видят его шалостей. В одном из выпусков журнала «Ералаш» был такой мальчик; в школе он был образцом  добродетели, а в темном подъезде, где его никто не видел,  издевался над кошкой.  Истинно нравственным будет только тот поступок, который совершается по побуждению нравственного чувства. Но ведь дети 3-4 лет еще, как правило, не испытывают каких-либо нравственных  чувств,  при совершении своих поступков. Эти чувства становятся доступными детям  более старшего возраста, и это надо знать ,  воспитывая малышей.  Воспитание нравственных привычек можно начинать очень рано, когда ребенку не исполнилось года и когда он еще не в состоянии понять объяснения взрослых. В таком возрасте его просто приучают быть добрым, отзывчивым : побуждают поделиться конфеткой, уступить игрушку другому ребенку, пожалеть плачущую сестренку. Когда ребенок совершает в определенной ситуации поступки, ставшие привычными, он испытывает радостные чувства, испытывает чувство удовлетворенности, когда же по какой-то причине ребенок не может поступить правильно, он переживает чувство беспокойства. Особенно хорошо это прослеживается на воспитании навыков опрятности.  Девочку Аню мама приучила складывать вещи аккуратно  и если я, помогая ей одеваться, что-то положу не так, она не отойдет пока не наведет порядок. Требуя от ребенка определенных действий, тренируя его нравственные чувства, нельзя сводить воспитание к дрессировке. Большую роль в пробуждении нравственных чувств играют разъяснения , почему надо действовать так, а не иначе в каждом отдельном случае, и чем старше ребенок, тем больше возрастает значение этих  разъяснений.  Многие родители считают, что главное это оградить ребенка от всего плохого, запретить дружить с плохими детьми и т.д. Практически так в жизни не получается. Нужно не столько оберегать детей от того, чтобы они не видели плохое, сколько стараться вызвать у них отвращение к плохому, выработать иммунитет против него. И при этом не обойтись  без разъяснений  причем успех будет зависеть от эмоциональной окрашенности того, что вы говорите, от того насколько искренне вы сможете выразить свое отношение к этому плохому. Ребенок дошкольного возраста не равнодушен к оценке окружающими его поступков. Он может гневно реагировать на насмешку, он обижается, если  его несправедливо  ругают или наказывают. Но у него всегда возникает потребность в участии окружающих, их одобрении его поступков. Вовремя похвалить ребенка – значит направить его поведение в нужную вам сторону, пробудить его нравственное чувство. У ребенка рано проявляется потребность в уважении к себе, которую мы иногда принимаем за «хвастовство». Наивные попытки ребенка похвалить самого себя вызываются большой потребностью ребенка в уважении со стороны других, поэтому очень важно, не захваливая ребенка, по справедливости  оценивать и поощрять, то хорошее и доброе, что есть в нем. Уважайте и любите  своих детей и в ответ получите уважение и любовь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Азбука нравственности. Что такое хорошо и что такое плохо ».

Заседание клуба проходило накануне "Дня матери", поэтому на празднике мы поздравляли мам. Материал для праздника был взят из глубин интернета, но он немного переработан под наш случай. Праздник прошёл...

Азбука нравственности. Правила поведения на улице и дома.

На  занятиях воспитатель должен познакомить с основными правилами поведения на улице и дома.    Поддерживай чистоту и порядок, которые наводят взрослые возле дома и во дворе. Не па...

круглый стол "Азбука для родителей"

Взаимодействие МДОУ с семьёй по вопросу развития речи....

Выступление на круглом столе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

Сформулированы задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников  и определены наиболее эффективные методы работы над данной проблемой....

Круглый стол "Азбука для родителей" Взаимодействие МДОУ с семьей по вопросам развития речи детей

Именно в речевых группах детских садов особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи....

ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ»

ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ«АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ»...