Методические рекомендации организации предметно-пространственной среды как основы для личностно-ориентированного подхода к организации взаимодействия с ребенком и детским коллективом
методическая разработка (старшая группа)
Методические рекомендации организации предметно-пространственной среды как основы для личностно-ориентированного подхода к организации взаимодействия с ребенком и детским коллективом
Среда - одно из основных средств развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта, который не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования. Обязанность взрослого в этом случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей предметно-пространственной среды и направить их усилия на использование ее определенных элементов.
Рассмотрим, как это происходит при построении предметно-пространственной среды в контексте реализации личностно-ориентированного подхода. На основе обобщения методических разработок Бондаренко Е.В., Выготский Л.С., Сухомлинский В.А.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой возрастной группе создаются зоны для разных видов активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и т.д., а также условия для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности детей в групповой комнате, спальне, приемной, читательском зале организуются «тихие уголки» с мягкой мебелью, в которых каждый ребенок может побыть один, рассмотреть любимую книгу или порисовать.
Учет индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных «зон приватности» -специальных мест, где каждый ребенок хранит свое личное имущество. Большое значение придается организации экспозиций фотографий детей. Чрезвычайно важна поддержка каждого ребенка в процессе экспонирования разнообразных детских работ. Систематические выставки предметов детского творчества являются неотъемлемым компонентом развивающей среды только в том случае, когда в них представлены работы всех детей, независимо от их качества. Это создает чувство защищенности и психологической комфортности, способствует развитию у них положительной самооценки, уверенности в своих силах[7].
Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании предметно-пространственной среды предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Так, в группе для детей 3-4 лет должны быть широко представлены сюжетно-ролевые игры, а для детей 5-6 лет - конструктивная зона и т.д.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право каждого ребенка на любимое занятие. Для этого при зонировании помещений дошкольного образовательного учреждения предусматривается периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей, что создает условия для персонифицированного, личностно-ориентированного общения воспитателей с детьми.
Развитие любознательности, исследовательского интереса и
творческих способностей ребенка основано на создании спектра
возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с
различными материалами. При этом используются разнообразные
конструкторы, авторское оригинальное оборудование(многофункциональные модули, маты, кегли), природный и бросовый материал и т.д. Для раскрытия творческой уникальности каждого ребенка оборудуются также специальные помещения: бассейн, физкультурный и тренажерные залы, где дети могут проявить свои двигательные способности; зимний сад, в котором дошкольники с радостью экспериментируют, выращивая растения и проводя исследования живой природы; мастерские и изостудия, где каждый ребенок может почувствовать себя настоящим художником, создателем уникальной поделки; компьютерно-игровой зал, где дети уже в 6 лет способны создать свою конструкцию на мониторе; комната быта, в которой ребята приобщаются к истокам народной культуры; музыкальный зал и камерный театр, где проявляются музыкальные актерские способности детей. Кроме того, в целях учета полоролевых особенностей детей предметно-пространственная среда должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек. Например, для мальчиков 5-6 лет должны быть образцы изготовления разнообразной техники, для девочек - образцы сумочек и т.д.
Таким образом, проектирование предметно-пространственной среды, создающей основу для реализации личностно-ориентированного подхода к ребенку и группе детей, предполагает соблюдение следующих принципов:
- обеспечения баланса между совместной и индивидуальной
деятельностью детей;
- организации «зон приватности»;
- предоставления права и свободы выбора;
- создания условий для моделирования, поиска экспериментирования;
- полифункциональности использования помещений и оборудования;
- возрастной и полуролевой адресованности оборудования и
материалов.
Кроме того, учитывая специфику детского сада, мы ввели в качестве дополнительных принципов проектирования его среды следующие:
- организация природной среды и объекты;
- физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения;
- предметно-игровая среда;
- детская библиотека;
- музыкально-театральная среда.
Определение содержания компонентов развивающей предметной среды современного детского сада опирается на деятельностно-возрастной подход. Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребёнка, становление его творческих способностей на основе обогащения предметной базы развития конкретных видов деятельности. Предметная среда детского учреждения не может быть загружена обилием разностильных и несомасштабных вещей, она призвана открыть ребёнку пространство для ориентировки и действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_organizatsii_predmetno.docx | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации организации предметно-пространственной среды как основы для личностно-ориентированного подхода к организации взаимодействия с ребенком и детским коллективом
Среда - одно из основных средств развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта, который не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования. Обязанность взрослого в этом случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей предметно-пространственной среды и направить их усилия на использование ее определенных элементов.
Рассмотрим, как это происходит при построении предметно-пространственной среды в контексте реализации личностно-ориентированного подхода. На основе обобщения методических разработок Бондаренко Е.В., Выготский Л.С., Сухомлинский В.А.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой возрастной группе создаются зоны для разных видов активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и т.д., а также условия для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности детей в групповой комнате, спальне, приемной, читательском зале организуются «тихие уголки» с мягкой мебелью, в которых каждый ребенок может побыть один, рассмотреть любимую книгу или порисовать.
Учет индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных «зон приватности» -специальных мест, где каждый ребенок хранит свое личное имущество. Большое значение придается организации экспозиций фотографий детей. Чрезвычайно важна поддержка каждого ребенка в процессе экспонирования разнообразных детских работ. Систематические выставки предметов детского творчества являются неотъемлемым компонентом развивающей среды только в том случае, когда в них представлены работы всех детей, независимо от их качества. Это создает чувство защищенности и психологической комфортности, способствует развитию у них положительной самооценки, уверенности в своих силах[7].
Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании предметно-пространственной среды предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Так, в группе для детей 3-4 лет должны быть широко представлены сюжетно-ролевые игры, а для детей 5-6 лет - конструктивная зона и т.д.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право каждого ребенка на любимое занятие. Для этого при зонировании помещений дошкольного образовательного учреждения предусматривается периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей, что создает условия для персонифицированного, личностно-ориентированного общения воспитателей с детьми.
Развитие любознательности, исследовательского интереса и
творческих способностей ребенка основано на создании спектра
возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с
различными материалами. При этом используются разнообразные
конструкторы, авторское оригинальное оборудование(многофункциональные модули, маты, кегли), природный и бросовый материал и т.д. Для раскрытия творческой уникальности каждого ребенка оборудуются также специальные помещения: бассейн, физкультурный и тренажерные залы, где дети могут проявить свои двигательные способности; зимний сад, в котором дошкольники с радостью экспериментируют, выращивая растения и проводя исследования живой природы; мастерские и изостудия, где каждый ребенок может почувствовать себя настоящим художником, создателем уникальной поделки; компьютерно-игровой зал, где дети уже в 6 лет способны создать свою конструкцию на мониторе; комната быта, в которой ребята приобщаются к истокам народной культуры; музыкальный зал и камерный театр, где проявляются музыкальные актерские способности детей. Кроме того, в целях учета полоролевых особенностей детей предметно-пространственная среда должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек. Например, для мальчиков 5-6 лет должны быть образцы изготовления разнообразной техники, для девочек - образцы сумочек и т.д.
Таким образом, проектирование предметно-пространственной среды, создающей основу для реализации личностно-ориентированного подхода к ребенку и группе детей, предполагает соблюдение следующих принципов:
- обеспечения баланса между совместной и индивидуальной
деятельностью детей;
- организации «зон приватности»;
- предоставления права и свободы выбора;
- создания условий для моделирования, поиска экспериментирования;
- полифункциональности использования помещений и оборудования;
- возрастной и полуролевой адресованности оборудования и
материалов.
Кроме того, учитывая специфику детского сада, мы ввели в качестве дополнительных принципов проектирования его среды следующие:
- организация природной среды и объекты;
- физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения;
- предметно-игровая среда;
- детская библиотека;
- музыкально-театральная среда.
Определение содержания компонентов развивающей предметной среды современного детского сада опирается на деятельностно-возрастной подход. Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребёнка, становление его творческих способностей на основе обогащения предметной базы развития конкретных видов деятельности. Предметная среда детского учреждения не может быть загружена обилием разностильных и несомасштабных вещей, она призвана открыть ребёнку пространство для ориентировки и действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС"
Развивающая предметно-пространственная среда должна: 1)обеспечивать реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия...
Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
Данный материал можно использовать для реализации предметно- пространственной среды....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка...
Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙИнновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка Воспитатель Максудова Л.Н. Пред...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РЕБЁНКУ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РЕБЁНКУ.В статье представлен материал по предметно – ...
«Предметно-пространственная развивающая среда как основа эмоционального благополучия ребенка»
Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использовани...