Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_predmetnaya_sreda.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Социализация - от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.
Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.
Создавая предметно-развивающую среду в группах, мы опираемся на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра.
Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.
В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:
Центр сюжетно-ролевой игры.
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей.Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.
центр творчества . Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, гуашь, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.
Театрализованный центр– важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой.Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам.
центр книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.
Наши дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.
Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место, что позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.
Центр природы совмещен с центром познавательной и исследовательской деятельности.
В центре представлены некоторые комнатные растения, подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; материал для организации экспериментирования ; природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, цветные стеклышки, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли.
В Учебном центре представлены:
- Крупная мозаика, сборные игрушки, пирамидки, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
- Наборное полотно,
- Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.
- Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.
- Наборы картинок для группировки и др.
Материал уголка мы используем как на занятиях, так и для индивидуальной работы с детьми.
Уголок «Уединения» дает ребёнку чувство психологической защищённости.Здесь мы предлагаем посмотреть фотоальбом детских и семейных фотографий в тишине. Включаем музыку или слушание сказок, также здесь дети могут поиграть с куклами или настольными играми, посмотреть свои любимые книги.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе положительной социализации ребенка – дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
Данный материал можно использовать для реализации предметно- пространственной среды....
Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙИнновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка Воспитатель Максудова Л.Н. Пред...
Консультация для воспитателей "Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка"
Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ре...
Консультация для воспитателей на тему: "Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка"
Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ре...
ДОКЛАД Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
В докладе рассказано об органицации предметно-пространственной среды, которая играет огромную роль для психического благополучия и развития ребенка....
Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ,как фактора социализации ребенка
Оганицация предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ в целом для успешной социализации детей....
«Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, как фактор социализации ребенка»
laquo;Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, как фактор социализации ребенка»...