Групповой проект: «На пути к красивой и грамотной речи»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Аксёнова Нина Александровна

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры   развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppov._proekt_na_puti_k_krasivoy_rechi.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Туруновская средняя общеобразовательная школа

Групповой проект:

«На пути к  красивой и грамотной речи»

                   

                    Подготовили

воспитатели:

Аксёнова Н.А

Ковальчук М. А

с. Туруновка, 2018 г.

Название проекта:  «На пути к красивой и грамотной речи»

Вид проекта:  Групповой, краткосрочный, игровой, информационный проект

Сроки реализации:  с 12.03.18 по 29.03.18 (3 недели)

Участники проекта:  воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Проблема:

Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Также, многие дети испытывают проблемы в запоминании и воспроизведении текстов.

Актуальность проекта:

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры   развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. . Мониторинг речи детей старшего дошкольного возраста показывает пробелы в развитии речи детей.

Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Цель проекта:

Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения.  Способствовать развитию связной речи и памяти у детей через заучивание стихотворений.

Задачи проекта:

  • Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет;
  • Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;
  • Расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;
  • Способствовать развитию общения и взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками;
  • Воспитывать бережное отношение к книгам;
  • Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей;
  • Способствовать у детей развитию объема памяти;
  • подобрать и изучить материал о связной речи воспитанников;
  • Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ. Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты , точно обозначая словом характерные черты. Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления. Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет и без;
  • Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать родителей к семейному чтению произведений.;
  • Развивать любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности.
  • обогатить игровой опыт каждого ребёнка;
  • стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
  • сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
  • Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи.

Объект проекта– старшие дошкольники

Предмет проектасвязная речь и речевая активность старших дошкольников

Ожидаемые результаты:

Позитивное взаимодействие детей в коллективе;

Развитие коммуникативной функции речи;

Успешное овладение грамотной и связной речью;

Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;умение договариваться и работать слажено; умение обратиться к взрослому с вопросом; умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением; умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;

Совершенствование звуковой стороны речи; правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки;развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;

Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

Методы и приемы:практические; игры;  наглядные;  словесные: беседы, художественное слово;  проблемно-поисковые вопросы;сюрпризный момент; Консультации родителям ; наблюдение; изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования;

Реализация проекта:

1 этап – подготовительный

Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации проекта  «На пути к  красивой и грамотной речи»

Содержание:

-Определение темы проекта, постановка цели и задач;

-Создать мотивацию для работы по проекту;

-Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;

-Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.

- Изучение причин речевых нарушений.

-Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.

-оценить уровень словесно-логического мышления;исследовать связную речь детей

-подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса.

-НОД Задачи: Расширять знания детей о весне, учить детей составлять описательные рассказы о весне, используя при этом план – схему, продолжать учить связности, развёрнутости,  непрерывности высказывания; развивать память, внимание, словесно-           логическое мышление. Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме.  Учить составлять сказку на предложенную тему, используя пиктограммы. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.  Закреплять уже известные способы словообразования;

- дидактические игры «Расшифруй пиктограмму», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Один и много», «Когда это бывает»,  «Составь рассказ», «Назови наоборот», «Чего не хватает?», «Найди по описанию»,

«Узнай и назови»;        «Классификация», «Исключение лишнего», «Что в начале, что потом?», «Составь рассказ».

- Заучивание стихов о весне, Обсуждение и разучивание пословиц и поговорок  

-Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

2 этап – основной

Цель:закрепление и расширение представлений, организация деятельности по речевому развитию.Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.

Содержание:

- Загадывание загадок, заучивание стихотворений;

-составление предложений

-Составление описательного рассказа

-Рассказывание по сюжетным картинкам.

-Пересказ рассказа

-Заучивание стихотворения «Весна – красна».

- Обсуждение с детьми «Что за прелесть эти сказки»

- Беседа с детьми на умение тихо или громко говорить «Много крику, мало толку»,

- Объяснение, «Будем талантливыми собеседниками», обыгрывание монолог, диалог.

- Составление сказки по серии сюжетных картин, составление рассказов, пересказывание сказки.

-Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе;

-Беседы с родителями: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»;

- Оформление наглядной информации в родительском уголке.

- Повышение компетентности родителей, консультирование .

Консультации: «Речевое развитие детей 5-6 лет»,  «Речевые игры с детьми, развиваем речь играя» , «Все о развитии детской речи», «Дидактические игры, как средство развития речи», памятка  «Как учить стихи с детьми».

-Чтение художественной литературы (ведь это  источник обогащения словаря детей)

3 этап - заключительный

Цель:обобщить и систематизировать знания детей, родителей. Формирование речевой и познавательной активности, подведение итогов проекта.

Содержание:

- Составление  рассказов «Моя любимая игрушка», «Мой любимый герой из сказки», «Эту книгу я люблю и ею очень дорожу», с опорой на соответствующие иллюстрации;

-Беседа на тему: «Путешествие в страну красивой речи»

-Показ непосредственно образовательной деятельности

- оформление картотеки «Словесные игры по развитию связной речи»

- оформление консультации для родителей « Особеннности речевого развития детей 5-6 лет»

- Участие в фестивале д/с  «Конкурс чтецов»

- Оформление альбома стихов о весне.

- Обработка и оформление материалов проекта.

- Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта

Достигнутые  результаты:

Дети успешно овладели грамотной и связной речью.Улучшилось звукопроизношение. Правильно употребляют лексико-грамматические категории.Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».Повысился культурный уровень дошкольников.Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же  к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок; В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Пути оптимизации в развитии речи дошкольников через игровую деятельность"

Игра - это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь....

Проект "На пути к красивой и грамотной речи"

Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшн...

Групповой проект: «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» (старшая группа)

МКДОУ БГО Детский сад № 12 общеразвивающего вида        Групповой проект:«Путешествие в странукрасивой и грамотной речи»(старшая группа)...

«Детский сад – территория экономики»: презентация «находок» развивающего группового пространства по формированию финансово-экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономическо...

Групповой проект : «Видна птица по перьям, а человек по речам» (старшая группа)

Актуальность проекта:Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....