Групповой проект : «Видна птица по перьям, а человек по речам» (старшая группа)
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Кочегарова Светлана Викторовна

Актуальность проекта:

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры   развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. . Мониторинг речи детей старшего дошкольного возраста показывает пробелы в развитии речи детей.

Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

 

Цель проекта:

Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения.  Способствовать развитию связной 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kochegarova_s.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповой проект:

«Видна птица по перьям, а человек по речам»

(старшая группа)

Вид проекта:  Групповой, краткосрочный, игровой, информационный проект

Сроки реализации:   (3 недели)

Участники проекта:  воспитатели, дети старшей группы, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность проекта:

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры   развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. . Мониторинг речи детей старшего дошкольного возраста показывает пробелы в развитии речи детей.

Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Цель проекта:

Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения.  Способствовать развитию связной речи и памяти у детей через заучивание стихотворений.

Задачи проекта:

  • Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет;
  • Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;
  • Расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;
  • Способствовать развитию общения и взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками;
  • Воспитывать бережное отношение к книгам;
  • Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей;
  • Способствовать у детей развитию объема памяти;
  • подобрать и изучить материал о связной речи воспитанников;
  • Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ. Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты , точно обозначая словом характерные черты. Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления. Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет и без;
  • Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать родителей к семейному чтению произведений.;
  • Развивать любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности.
  • обогатить игровой опыт каждого ребёнка;
  • стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
  • сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
  • Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи.


Объект проекта– старшие дошкольники

Предмет проекта –связная речь и речевая активность старших дошкольников

Ожидаемые результаты:

Позитивное взаимодействие детей в коллективе; Развитие коммуникативной функции речи; Успешное овладение грамотной и связной речью; Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка; умение договариваться и работать слажено; умение обратиться к взрослому с вопросом; умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением; умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике; Совершенствование звуковой стороны речи; правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки

Методы и приемы: практические; игры; наглядные; словесные: беседы, художественное слово; проблемно-поисковые вопросы;; Консультации родителям ; наблюдение

Реализация проекта:


Организованная

образовательная

деятельность,

осуществляемая в разных

видах детской деятельности

Образовательная

деятельность в

режимных моментах

Самостоятельная

деятельность детей (с использованием

ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

Подготовительный этап

Создание мотивации для детей: « Умеем ли мы хорошо говорить и хотим ли, что –то  исправить?»

Совместно с детьми выбор темы проекта, постановка целей и задач

Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.

-оценить уровень словесно-логического мышления; исследовать связную речь детей

-подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса

учить детей составлять описательные рассказы , используя при этом план – схему, продолжать учить связности, развёрнутости,  непрерывности высказывания; развивать память, внимание, словесно-           логическое мышление. Учить составлять сказку на предложенную тему, используя пиктограммы. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.  Закреплять уже известные способы словообразования;

- дидактические игры «Расшифруй пиктограмму», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Один и много», «Когда это бывает», «Составь рассказ», «Назови наоборот», «Чего не хватает?», «Найди по описанию»,

«Узнай и назови»; «Классификация», «Исключение лишнего», «Что в начале, что потом?», «Составь рассказ».

- Заучивание стихов, Обсуждение и разучивание пословиц и поговорок  

-Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;

-Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.

Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

Основной этап

Загадывание загадок, заучивание стихотворений;

-составление предложений

-Составление описательного рассказа

Рассказывание по сюжетным картинкам.

-Пересказ рассказа

Заучивание стихотворения .

- Обсуждение с детьми «Что за прелесть эти сказки»

- Беседа с детьми на умение тихо или громко говорить «Много крику, мало толку»,

Объяснение, «Будем талантливыми собеседниками», обыгрывание монолог, диалог.

- Составление сказки по серии сюжетных картин, составление рассказов, пересказывание сказки.

Активное общение детей с социумом

 ( волонтёрство)

Самостоятельная деятельность детей в речевом уголке: рассматривание и обсуждение иллюстраций к сказкам; составление рассказов по картинкам с последовательно развивающимися действиями, работа с перфокартами. Дыхательные упражнения « Загони мяч в ворота», « Пузыри на дне океана»

 « Снег идёт»

 Игры на развитие моторики «Собери бусы», «составь картинку из цветных резинок на деревянном панно» и т.д

словесные игры : « Радио», « Корреспондент телевидения», « Оживи предмет» и т.д

Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе;

-Беседы с родителями: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»;

- Оформление наглядной информации в родительском уголке.

- Повышение компетентности родителей, консультирование .

Консультации: «Речевое развитие детей 5-6 лет»,  «Речевые игры с детьми, развиваем речь играя» , «Все о развитии детской речи», «Дидактические игры, как средство развития речи», памятка  «Как учить стихи с детьми».

Заключительный этап

Показ непосредственно образовательной деятельности: «Я умею говорить» итоговое занятие в форме викторины

Составление рассказов «Моя любимая игрушка», «Мой любимый герой из сказки», «Эту книгу я люблю и ею очень дорожу», с опорой на соответствующие иллюстрации;

-Беседа на тему: «Путешествие в страну красивой речи»

игра – викторина «Литературное колесо»

Презентация детьми своих достижений за время проведения проекта: « Чему я научился». Конкурс « Я люблю читать стихи»

Показ детям младших групп театрализованного представления

 « Теремок»

оформление картотеки «Словесные игры по развитию связной речи»

- оформление консультации для родителей « Особенности речевого развития детей 5-6 лет»

- Оформление альбома стихов

Помощь детям в оформлении своих презентаций, совместные выступления

Достигнутые результаты:

Дети успешно овладели грамотной и связной речью. Улучшилось звукопроизношение. Правильно употребляют лексико-грамматические категории. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок; В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Конспект группового занятия по развитию связной речи. Старшая группа.

Конспект занятия составлен с учетом наличия в группе ребенка с особенностями развития....

День пожилого человек в ДОУ. Старшая группа. Сценарий ко дню пожилого человека: "Бабушки и дедушки"

День пожилого человек в ДОУ. Старшая  группа.  Сценарий ко дню пожилого человека: "Бабушки и дедушки"...

Конспект занятия Развитие речи (старшая группа) Тема: «Описание птиц»

МАДОУ «Детский сад» № 355Московского района города Казани     Конспект занятия Развитие речи (старшая группа)Тема: «Описание птиц»   Про...

Конспект НОД по развитию речи по теме "Человек" для детей старшей группы.

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Человек». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с телом человека, учим детей видеть основные п...

Групповой проект: «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» (старшая группа)

МКДОУ БГО Детский сад № 12 общеразвивающего вида        Групповой проект:«Путешествие в странукрасивой и грамотной речи»(старшая группа)...

Групповой проект "Домашние птицы"

Цель: распррстранение педагогического опыта...