Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие"для детей старшего дошкольного возраста на тему "Святая материнская любовь"
материал
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Детский сад №49 "Ручеёк".
Конспект НОД по образовательной области
«познавательное развитие»
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Святая материнская любовь»
Подготовила
воспитатель
подготовительной
группы:
Павлова.Е.И
Городец
2019 год
Программное содержание:
Развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку: духовность, доброту, уважение к старшим, трудолюбие.
Закреплять представления о предметах быта, связанными с печью (чугун, ухват, противень). Формировать представление о культурных традициях и особенностях быта русского народа.
Подвести детей к пониманию, что такое истинная материнская любовь, в чем ее сила, что она несет в мир.
Развивать у детей восприятие образа Богородицы, как о святом и чистом человеке.
Способствовать развитию познавательного интереса к русской народной игрушке через изготовление тряпичных кукол «Пеленашки»
Воспитывать у детей чувство милосердия, доброжелательности, великодушия, любви и почитания самого дорогого человека на земле -мамы. Воспитывать интерес к укладу жизни русского человека.
Предварительная работа:
Просмотр видео презентаций: изображение иконы Покрова Пресвятой Богородицы, икона Образа Пресвятой Богородицы.Почаевская.
Чтение рассказов «Самое дорогое» С. Усачев
Экскурсия в Городецкий Феодоровский мужской монастырь.
Словесная игра «Самые хорошие слова о маме»
Заучивание стихов Ю. Магутина «Доброта», «Слово о
Матери», «Мама».
Изготовление поделок для мам
Работа в ресурсном круге «Назови маму ласково»
Выставка рисунков «Моя мама – лучшая на свете»
Просмотр мультипликационных фильмов «Первый взгляд тебе», «Путеводительница».
Словарная работа:каша, пироги, печь, ухват, противень, материнская любовь, Богородица, нитки, солома, береста, лоскутки, кукла «Пеленашка».
Методические приёмы:художественное слово, рассказ воспитателя, беседа, рассматривание Иконы, портретов мамы, вопросы – ответы, игра «Мамины дела», чтение стихов воспитанниками, использование ТСО, поощрения, анализ непосредственно образовательной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Оборудование:
Панорама русской избы, выставка рисунков «Моя мама – лучшая на свете», свечи,чугунки, противень, самовар, пироги, чай, лоскутки, икона Образа Пресвятой Богородицы.Почаевская, изображение иконы Покрова Пресвятой Богородицы, мультимедийное оборудование, презентация по данной теме, музыкальное сопровождение.
Подготовка к проведению НОД: проветривание помещения, влажная уборка зала.
Организация и методика проведения НОД:
Дети заходят в зал, в зале имитация русской избы.
Воспитатель: Добрый день, люди добрые. Нет в мире дома уютнее, чем русская изба. В каждой избе печка русская стоит, от печи теплый жар струится, вкусным, да сдобным калачом пахнет. Печка - деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, перекрестится под образами, так первым делом печь топить – еду для семьи готовить. Что можно приготовить в печке?
Конечно, в печке можно приготовитькашу, щи, пироги.
Воспитатель: Как вы думаете, в чем хозяйка готовила еду?
Воспитатель: Да, правильно,вот и мы в печь чугуны поставим. Первый – для щей, второй – для каши, а третий для всех остальных надобностей. А чем в печь чугуны ставят?
Воспитатель: Правильно, чугуны в печь можно поставить ухватом. Вот так (ставит). А пироги на что выкладывают?
Воспитатель: Вот и мы выложим пирожки на противень да в печку отправим!
А пока печь топится, да еда готовится, прижмутся дети к теплой печи, да мамины сказки, рассказы слушают.Вот и я сейчас вам расскажу интересную притчу. (Воспитатель зажигает свечи)
Воспитатель: Три свечи стояли на столе, спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривали.
Первая свеча (аудиозапись) Я – Вера! К сожалению, я никому не нужна. Люди ничего не хотят слушать обо мне. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть.
Воспитатель: Едва она замолчала - подул лёгкий ветерок и загасил свечу…(гасит).
Вторая свеча опечалилась (аудиозапись): Я – Надежда. У меня нет больше сил, поддерживать свой огонек. Мир стал таким жестоким и несправедливым. Люди перестали надеяться на будущее. Люди перестали надеяться даже на тех, кто их любит больше всего – своих близких.
Воспитатель: Сказала она и погасла. Вдруг в комнату вошел ребёнок и, увидев две погасших свечи, испуганно закричал.
Ребёнок (аудиозапись): Что вы делаете? Вы должны гореть. Я боюсь темноты!
Третья свеча (аудиозапись): Не бойся и не плач! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие сечи. Ведь я материнская любовь.
Воспитатель:Каждого человека всю жизнь спасает, хранит, и бережёт великое и неповторимое чувство – материнская любовь!
Ребята, а кто нам хочет рассказать стихи о материнской любви? (Дети читают стихи о материнской любви)
Стихи о материнской любви.
«Доброта»
Сияет солнце над землёй,
И колосятся нивы,
Цветет моя земля
Десятки, тысячи веков.
В сердцах людей
Пусть просыпаются
Божественные силы,
И Вечно торжествует в Мире
Материнская Любовь!
«Слово о матери»
Все эти годы твержу непрестанно
Самое нежное слово – мама!
Ибо любовь рождена матерями.
Ибо земля спасена матерями.
Матери маленьких нас пеленали,
Матери нас на коленях качали.
Имя нам дали, словам научили.
Слабых нас нежной любовью хранили.
«Мама»
Перед тобой, моя родная,
Мы в неоплаченном долгу,
И не сказать об этом
Сейчас я, мама, не могу:
Любви твоей нам не измерить,
Добра не взвесить никогда,
Не сосчитать всех слов хороших,
Что ты для нас найти смогла.
Не хватит всех богатств на свете,
Чтоб рассчитались мы с тобой,
Всего вернуть не могут дети –
Взамен любви твоей большой…
Беседа о Богородице.
Воспитатель: Много мам есть на свете, а чья мама считается самой святой Матерью (ответы детей)
Воспитатель: Да, правильно- это Матерь нашего Иисуса Христа. Нет никого на земле ближе и отзывчивее Богородицы, она сильна тем, что всех любит, оберегает, защищает, помогает, поэтому верующие молятся Пресвятой Богородице (показывает иконы). Давайте внимательно рассмотрим и расскажем кто она, Богородица?
Дети: Богородица – это мама Бога
Богородица – это икона
Богородица – это святая женщина.
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, как мы обращаемся к Богородице?
Дети: «Пресвятая Дева Мария»
«Пресвятая Богородица»
«Матерь Божья»
Воспитатель: Ребята, трудно быть одному, когда нет рядом мамы, но с нами всегда есть Матерь Божья. Добрая, праведная Дева Мария стала Матерью самого Господа. Её жизнь на земле была не легкой. Ей пришлось много трудиться и страдать, прятать младенца от смертельной опасности, расставаться с ним, когда Сын ходил по городам, проповедуя Слово Божие. А сколько она перенесла, когда Сына несправедливо обвинили и судили, мучили и убили. Все она перенесла с кротостью и смирением, посвятив себя служению Богу и людям. Господь поручил своей матери стать матерью всего мира, чтобы в минуты скорбей, болезней, тревог, забот нашей земной жизни, мы всегда находили у неё защиту и утешение.
В красном углу стоят образа.
Тихо, внимательно смотрят глаза.
Матери Божией, кроткий лик.
Взглядом своим словно в душу проник.
Слышу слова: «Приходите ко мне
Все кто нуждается, все кто в беде –
Раскрою над всеми святой покров».
Воспитатель: Скажите, какой Богородица изображена на иконе?
Правильно, похожая на маму, у неё доброе лицо, нежные руки, голова наклонена к ребёнку, она хочет его приласкать и защитить, как мама.
Воспитатель: Дети, скажите, когда мы обращаемся к Богородице?
Воспитатель: Правильно, мы обращаемся к Богородице, когда нам трудно, потому что образ Пресвятой Богородицы нам также близок как образ нашей мамы.
Воспитатель: Давайте посмотрим на выставку портретов наших мам. Что может каждый из вас сказать о своей маме?
Да, конечно у мамна портретах светлые лица, лучезарные глаза, потому что наши мамы нас любят.
Воспитатель: Ребята, а как вы видите мамину любовь?
Предполагаемые ответы детей: Я вижу мамину любовь, когда мама готовит мне еду, покупает одежду, лечит, когда болеем.
Воспитатель: А как вы слышите мамину любовь?
Предполагаемые ответы детей: Я слышу мамину любовь когда мама рассказывает сказки, поет колыбельную, учит как себя вести, шепчет ласковые слова.
Воспитатель: А как вы чувствуете мамину любовь?
Предполагаемые ответы детей: Я чувствую мамину любовь, когда она меня целует, обнимает, жалеет, гладит по голове, дует на больное место.
Игра « Мамины дела»
Воспитатель: Вы наблюдали когда-нибудь, что делает мама дома по хозяйству? Встаньте в круг. Выберем ведущего, он встанет в центр круга. А остальные представят, что они – мамы. Ведущий будет перечислять, что делает мама дома, а мы показывать.
Воспитатель: Наши мамы не только заботливые, любящие, но и умелые. У мамы руки золотые. Мамины руки все умеют делать: готовить, шить, вязать, да всё и не перечислишь, что умеют мамины руки. Они могут сами игрушки мастерить для своих ребяток. Какие это игрушки?
Ведущий:А в старину у ребят не было таких красивых игрушек как у вас, а были куклы простые, да незатейливые. В России всегда относились к куклам с уважением. Считалось, что кукла, сделанная мамиными руками, приносит в дом счастье. Давайте вспомним, ребята, из чего мастерили кукол?
Правильно, кукол мастерили из ниток, соломы, дерева, бересты и конечно же из лоскутков (ответы детей сопровождаются показом слайдов).
Воспитатель: Вот мы с вами беседу завели, а теперь рукам дело найдем. Я вам предлагаю сделать кукол из лоскуточков для наших дорогих гостей, ведь они тоже все мамы.
Изготовление кукол – пеленашек сопровождается музыкальным фоном.
(Дети дарят гостям кукол пеленашек.)
Воспитатель: Вот и печь истопилась и еда сготовилась, пироги зарумянились и самовар поспел. Давайте чай заварим, да гостей наших к столу позовём.
Приглашение – закличка.
Дети:Чай душевно наливай,
Душу этим согревай!
(Чаепитиедетей с гостями.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОЕКТПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«Волшебные рисунки»Муниципального БЮДЖЕТНОГО дошкольного образовательного УЧРЕЖДЕНИЯ « дЕТСКИЙ САД №1 п. Переволоцкий»...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Подарок для мамы"
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Подарок для мамы" (объемная аппликация из салфеток)...
КОНСПЕКТ НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста (совместно с музыкальным руководителем) ТЕМА: «РАЗНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ»
КОНСПЕКТ НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮдля детей старшего дошкольного возраста(совместно с музыкальным руководителем)ТЕМА: «РАЗНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ»...
КОНСПЕКТ РОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Иллюстрации к сказке «Колобок»
Ход деятельности.Организационный момент (голос в записи) ...
конспект интегрированной совместной образовательно-художественной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: "День города"
Используемые технологии:Ø Технология интегрированного занятия;Ø Проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения;Ø Т...
Конспект совместной интегрированной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста на тему «Секреты воздушного шарика» ( познавательно-исследовательская деятельность)
Цель:Развитие познавательных и интеллектуальных интересов, активности и любознательности детей через познавательно-исследовательскую, экспериментальную, речевую деятельность. Задачи: Образователь...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Казахстан»
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Казахстан»...