Проект"Мой родной край"
проект (подготовительная группа)

Степаненко Тамара Владимировна

Приобщение детей к истокам устного народного творчества Тамбовского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Мой родной край"36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка»

Проект «Мой родной край»

                                                                       Разработал:

воспитатель первой квалификационной категории

Степаненко Т.В.

Кирсанов 2020

Актуальность:

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы.  Данный проект позволяет в доступной форме дать детям начальные знания об истории нашей Родины. Известна истина: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда». Дети должны знать историю русского народа, культуру, традиции и обычаи. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве.

Тема проекта: «Мой родной край».

Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

Участники: дети, педагог.

Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).

Масштаб проекта: краткосрочный 4 недели (05.10. – 30.10)

Вид проекта: групповой.

Цель: приобщение детей к истокам устного народного творчества Тамбовского края.

Задачи: 

  • расширить круг представлений о родном крае и его особенностях;
  • познакомить с культурно-историческим наследием своего народа;
  • формирование интереса к культурно - историческому наследию Тамбовского края

через знакомство сказами и легендами русского народа;

  • дать доступные для детей исторические сведения о легендах родного края;
  • создать условий для творческого взаимодействия взрослых и детей в

театральной деятельности;

  • воспитывать любовь к родному краю, к его традициям и обычаям;
  • развивать познавательный интерес, любознательность, театральную

деятельность.

Предварительная работа: беседа о малой Родине; рассматривание: иллюстраций «Природа Тамбовского края», картины В.М. Васнецова «Три богатыря»; чтение х/л. Т.А. Попова «Сказ о земле Тамбовской».

Материал и оборудование: ноутбук, компьютерная презентации: «Мой любимый край родной!», «Мифы и легенды Тамбовского края», «Путешествие по реке Ворона»

Предполагаемый результат: 

  • Пополнение знаний у детей о родном крае и его природных особенностях;
  • Проявления интереса к родному краю, к его традициям и обычаям.
  • Приобретение дошкольниками навыков творческого взаимодействия взрослых и детей в театральной деятельности;

Перспективный план

Этап

Мероприятие

Цель

- Подготовка к участию краевого Фестиваля-конкурса театральных постановок

-   Сбор и анализ литературы,  

подбор иллюстраций, поиск презентаций по теме; разработка перспективного плана;

изготовление декораций, детских костюмов; изготовление декораций, детских костюмов для постановки.

- Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

1. Просмотр презентации «Мой любимый край родной!»

2.Беседа о малой родине «Мой город».

3.Составление рассказов на

тему: «Где я живу?»

4. Беседа «Моя родословная»

5. Беседа о духовной культуре народов, населявших древнее Прикамья.

6. Просмотр презентации «Мифы и легенды Тамбовского края». 

7.  Чтение х/л Акулинина Александра Михайловича «Орёл», «Мальчик с голубыми глазами», «Гришка большая лень», «Алёшка плясун»

8. Знакомство со сказанием «Сказ о гербе Тамбовском»

9. Рассматривание иллюстраций из книг: «Былины» А. Шевцова, Г. Ветровой; картины В.М. Васнецова «Три богатыря»

10. Видеоклип «Богатыри»

11. Знакомство с легендой реки Ворона

12. Просмотр презентации «Путешествие по реке Ворона»

- Приобщение детей к культурному наследию Тамбовского края.

- Обобщение и систематизирование знаний о малой родине.

- Формировать умение составлять небольшой описательный рассказ; развитие умения строить высказывание.

- Уточнение знания о принадлежности не только к своей семье, но и к своему роду.

- Ознакомление с духовной культурой населения Тамбовского края

- Развитие интереса к устному народному творчеству Тамбовского края.

- Привлечение внимание к сказам преданиям, повествующих о некоторых страницах истории Пермского края. 

- Формирование интереса к истории и развитию города Кирсанова;

дать доступные для детей исторические сведения  

- Расширение знания о силе и славе богатырской Руси.

- Закрепление знаний в названиях доспехов и предметов вооружения русского богатыря (кольчуга, щит, меч, булава и т.д.)

- Ознакомление с историей возникновения легенды.

- Развитие познавательного, интереса к историческому прошлому родного края.

- Создание условий для творческого взаимодействия взрослых и детей в театральной деятельности.

14. Открытый показ Беседа легенды о «Ясперсе и Змее», (приложение 1)

- Приобщение детей к истокам устного народного творчества Тамбовского края, через театрализованную деятельность.

Перспективы на будущее: дальнейшее изучение культуры, истории, достопримечательностей Тамбовского края.

(Приложение 1)

Легенда о Яспере и Змее.

«Лет триста с лишним тому назад на этих холмах, где теперь раскинулся наш город, стоял глухой дремучий лес. Тысячи лет шумел он здесь, никем никогда не рубленный, давал приют зверям да птицам. И жил здесь всего-навсего один человек. Это был древний-древний старик-мордвин по имени Яспер. Был он великий колдун и знал много волшебных и страшных тайн. И вместе с ним жила большая старая змея – тоже тысячелетняя волшебница.

Жили они на холме над Цной, где среди тысячелетних дубов и вязов вырыта была глубокая пещера. А рядом, на соседнем холме, где теперь стоит Казанский монастырь, было мордовское святилище – Пичава. Тут стоял древний идол, а жрецом при этом мордовском боге был Яспер. Когда он приходил на моленье, змея висела у него на шее. Людям казалось, что змея знает и видит все: их мысли и дела. Приходили к старому жрецу люди по разным нуждам: кто лечиться, кто в беде искал помощи и совета – и все от него уходили утешенными и умиротворёнными. Так проходили годы.

Но вот наступил день, когда на соседнем холме, носившем название Урлапова (теперь место это занято постройками электростанции, Кафедральным собором, частично городским садом), раздались громкие голоса и зазвучала чужая речь, послышались глухие удары топора и стоны падавших срубленных деревьев. В страхе бежали оттуда звери, улетали птицы. Пошел Яспер вместе со змеей посмотреть, что там происходит. Вышел он из-за кустов и направился к чужеземцам, чтобы узнать, что это за люди и зачем они так безжалостно убивают зверей и птиц там, где хотят жить сами. Эти люди рассказали старику, что они слуги великого московского царя, который сидит в каменном городе Москве, он-то и послал их сюда строить город. Понял Яспер, что приходит конец его власти, что отныне хозяином этих мест и живущих здесь людей будет тот могучий московский царь.

Удрученный тяжелыми мыслями и предчувствием бед и горя для родного народа, ушел Яспер к себе. Наступила полночь. Вдруг открылась дверь пещеры и яркий свет блеснул оттуда. И свершилось чудо: старик превратился в молодого, красивого, стройного воина, а змея – в красавицу-девушку в белой длинной одежде. Юноша и девушка взялись за руки, и вышли из пещеры. Медленно ступая, поднялись они туда, где между деревьями стоял деревянный идол. Подойдя к идолу, они стали делать вокруг него руками какие-то знаки, что-то говорить и петь. И вдруг деревянный идол ожил и превратился в молодого красавца-бога. В руках у него – большой, красивый цветок. Яспер и его подруга опустились на колени и стали о чем-то ему рассказывать. Когда они закончили, молодой бог махнул своим цветком, и все они скрылись в густом облаке, и оно двинулось через лес, за реку, на восток. Ушло и скрылось облако. А когда занялась заря, то на холме не было идола, не было и пещеры. А когда была построена на том Ясперовом холме сторожевая башня Тамбовской крепости, то часовые, стоявшие на башне, не раз видели по ночам, как к холму подходил то старик в длинной белой одежде со змеёй на шее, то молодой воин с мечом и копьём и с ним девушка с золотым обручем на голове; доходили до определённого места и пропадали, словно проваливались сквозь землю».

«Сказ о гербе Тамбовском»

«В старину большинство поселений нашего края имели смешанный мордово-русский состав. Два народа-брата рука об руку вели совместное хозяйство, плечо в плечо отбивались от врагов своих степняков-кочевников.

Вместе пахали землю, охотились, ловили рыбу. Занимались бортничеством - сбором меда диких пчел. Занятие это было прибыльным и необходимым, потому что платили оброк в те времена князьям и в царскую казну не только рублем, но и пушниной, воском, медом. Бортные места назывались Ухожья и разбросаны они были по всему краю, иногда за сотню километров от жилья. Сельчане с риском для жизни выезжали в эти места, да не по одному, а группами. Брали с собой оружие, останавливались в укрепленных станах. Но не всегда спасали эти станы от набегов степняков, которые рыскали по нашему краю, как хищные волки: нападали внезапно, старались живыми взять в плен, чтобы продать в рабство на заморских рынках за золото и серебро.

Собрались однажды мужики из поселения «Тонбов» навестить Ухожье в устье рек Цны и Студенца. Славились эти места разнотравьем, поэтому мед здесь был терпким, ароматным.

Взяли они с собой мальчонку-сироту по имени Ванятка, чтобы отвлекся он от горя своего. Убили в неравном бою отца его ногайцы, а мать и сестру увели в неволю. Остался он один-одинешенек.

Приехали бортники на становище, и пошли борти проверять. Отстал от взрослых Ванятка... Идет по лесу и любуется на деревья, цветы и травы. Вышел он на холмистый берег реки Цны. Плавно несет река свои воды, и отражаются в них облака белые.

Вдруг они грозно потемнели, раскатисто прогремел гром. Началась гроза, и молния ударила в дерево, стоящее на краю леса. С треском рухнуло и загорелось оно. Заметались над ним дикие пчелы: жужжат жалобно, как бы просят Ванятку спасти их матку, оставшуюся в дупле. Скинул он кафтан свой и стал сбивать огонь, а тут и дождь проливной помог ему затушить пожар и спасти пчелиное семейство.

Думалось Ванятке, как похожи пчелы на людей: трудятся с утра до вечера, строят соты, наполняют их медом, следят за порядком и чистотой в дупле, почитают свою матку, как царицу, помогают друг другу в беде.

Размышления его прервал нежданно-негаданно появившийся старец. Положил он руки на голову Ванятке и почувствовал тот такое доверие, любовь и теплоту, какое шло только от отца и матери. Заплакал Ванятка, вспомнив о них. Успокоил его старец и сказал: «На том месте, где находимся, поставлена будет крепость, которая оборонит, защитит землю нашу. Перестанут злые враги свои набеги совершать, уводить в плен людей, разорять землю, сеять смерть и горе. Назовут крепость ту Тамбовом. Превратится крепость та вскоре в город многоликий».

Увидел Ванятка эти лики на небе лазоревом, грозою омытом - расчищенном.

Первый лик - Воин-Богатырь.

Второй лик его - Монах-Старец-Мудрец.

Третий лик его - Пахарь-Труженик.

Четвертый - Купец богатый.

А пятый лик его - женский лик - красоты неописуемой.

И сказал старец: «Покажу тебе, Ванятка, где хранится Тайна Земли нашей». Явился вдруг золотой улей, и вылетели из улья три пчелы серебряные. Одна села на ладонь правой руки, другая - на ладонь левой руки, а третья - на лоб чудесного старца. «Когда соединятся прошлое, настоящее и будущее в едином круге - преобразится земля Тамбовская».

Вылетели из улья еще три пчелы золотые и таким же образом расселись. «Та, что на правой руке, - указал старец, - будет собирать знания, добытые в опыте и трудах праведных. Та, что на левой руке, будет собирать и сохранять красоту неописуемую, а та, что на лбу - будет поддерживать и укреплять веру глубокую. И когда соединятся они в круге вечности, засияет Земля Тамбовская и откроется тайна тайн, сокрытая до времени».

Так же внезапно, как появился, исчез старец с ульем и пчелами, только чудесным образом наполнились коробы Ванятки медовыми сотами. А тут и односельчане подошли, подивились рассказу его. Но поверили только тогда, когда пришлось столкнуться с крымцами. И несдобровать бы им, если бы не налетели неожиданно пчелы дикие, да как стали они жужжать, да кусать их. Пока те отбивались и приговаривали: «Ох, и злые пчелы!».

Ванятка с односельчанами далеко уже были. После того случая люди примечать стали, что открылся у Ванятки дар необыкновенный - лики писать на досках.

Поговаривали, что сам воевода - Роман Федорович Боборыкин пригласил его украсить иконами Преображенскую церковь. С нее начиналось строительство крепости по царскому указу в 1636 году 17 апреля, в день святого Зосимы Пчельника, когда люди добрые ульи расставляют, а завершилось 27-28 сентября - когда их убирают. Совпали ли сроки строительства крепости с «рабочим» летным сезоном пчел или нет, был ли встреченный Ваняткой старец самим Зосимой Пчельником, никто не знает и тайна эта сокрыта до времени.

Только вот крепость действительно превратилась в город и на гербе его изображены улей и пчелы.

(Приложение 2)

Александр Михайлович Акулинин родился в 1938 году в селе Большая Лозовка Токаревского района Тамбовской области.

После окончания средней школы трудился в колхозе, работал на стройках Тамбова, Сибири (Новокузнецк).
В 1967 году вернулся в Тамбов. С этого времени А. М. Акулинин - на профессиональной литературной работе. Печататься начал с 1963 года. Автор более 20 книг, изданных в Тамбове, Саранске, Воронеже, Москве. Публиковался в коллективных сборниках, журналах, областных и центральных изданиях.

Детская тематика произведений появилась в последние годы его творчества. Она навеяна воспоминаниями автора о своем детстве. Сделана с легким юмором и любовью к малышам.

С 1993 по 2003 год был секретарём правления Союза писателей России, ответственным секретарём Тамбовской областной организации Союза писателей России.

Умер Александр Михайлович Акулинин 30 июня 2010 года.

 

ПЕТЬКА ДОСТАНЬ УХО НОГОЙ

Петька удивительно ловкий, цепкий. Пацаны еще только примериваются, как на дерево влезть, а Петька уже там. Сидит на сучке и подразнивает: - Трусы несчастные - бяки свистястые...

Никто не знает, что означает «свистястые», но слово очень обидным кажется. Однако на Петьку нельзя долго обижаться. Заводной он: раз-раз и игру какую-нибудь придумает, раз-раз и какие-нибудь выкрутасы начнет выказывать. Петька всегда чем-то занят. Говорят, ему товарищи:

- Петька, давай игрушки убирать.

Петька в ответ:

- Убирайте сами, мне некогда - я турынду-бурынду изобретаю.

Никто не знает, что за зверь такой - турында-бурында, но к Петьке больше не пристают: как же, занят человек.

В другой раз девочки обращаются с просьбой:

- Петечка, помоги, пожалуйста-распожалуйста, столы к обеду накрыть.

Петька важно в ответ:

- Не приставайте, я занят! Тоже мне, дело нашли: ложки-поварешки по столам разносить.

А то вдруг Петька важнющим делом увлекся: решил собственной ногой до собственного уха дотянуться.

Товарищи идут цветы сажать, а Петька потеет, корчится, тянет ногу к уху. Товарищи цветы поливают, редиску на грядке сеют, а Петька знай свое. Товарищи на солнцепеке прополкой занимаются, а Петька в три погибели гнется и уже до подбородка ногой достает.

У Петькиных товарищей цветы зацветают, редиска с маленькую луковку, и у Петьки радость - достает большим пальцем ноги до собственного уха. Кому хочешь может показать фокус такой. Только почему-то мало охотников Петькиным фокусом любоваться. А девчонки даже подсмеиваются:

- Петечка, достань ухо ногой, редисочку дадим...

И так вот раз достать на другой достать... Глядь, у Петьки прозвище появилось, дразнилка: Петя Достань Ухо Ногой.

Обидная, как мне кажется...

ОРЁЛ

Мальчик Андрейка решил быть похожим на птицу. Но никому не сказал о своей затее, все держал в тайне. Ему хотелось, чтоб люди сами догадались и сказали, мол, этот мальчик очень похож на птицу.

И Андрейка стал считать своей самой любимой едой подсолнуховые семечки. Он ел и суп, и кашу, но семечки стали для него всего дороже: ведь многие птицы любят семечки.

Частенько, раскинув руки, он перескакивал со стула на диван, с дивана на стул и при этом легонечко присвистывал - летал. Однажды он оступился и шлепнулся на пол. Бывшая рядом старшая сестра презрительно выговорила:

Грохнулся, точно поросенок.

Разве такие слова не обидны? Он старался походить на птицу, а с чем его сравнили?

И постепенно Андрейка отступился от своей затеи.

Как-то заболевший дедушка, когда дома из взрослых никого не было, послал внука в аптеку за лекарством. Раньше такого поручения Андрейке исполнять не приходилось. До аптеки неблизко, в ней он был один, может, два раза с мамой. Было немножко, пожалуй, даже и не немножко, боязно, но отказать больному дедушке он не посмел. И принес лекарство.

Дедушка обрадовался. За ужином, когда собралась вся семья, он похвалил Андрейку.

— Это не мальчик, а чистый орел! В один момент за лекарством слетал!

Удивительно! Когда Андрейка старался изо всех сил походить на птицу, никто этого не замечал. А тут, пожалуйста, сравнили с птицей, да еще с какой - с орлом!..

МАЛЬЧИК С ГОЛУБЫМИ ГЛАЗАМИ

У одного мальчугана были голубые-голубые глаза. Его бабушка то ли всерьез, то ли в шутку сокрушалась:

- Ах, с такими-то глазами тебе бы девочкой родиться! Девчушечка получилась бы пригожей-распригожей, красавицей писаной. Назвали б мы ее Мариной - за морскую голубизну глаз... А мальчишке голубые глаза совсем ни к чему...

Мальчик подрастал. В детском садике девчонки в тайне от него шушукались и подсмеивались:

- Смотрите, у него девчоночьи глаза...

Потом у мальчика завелись друзья-приятели. А ребята, известное дело, любители в войну играть да в разбойников. И мальчик играл. Но ему всегда доставались роли не очень важные: либо выступать за глупых противников, либо изображать жалких трусов.

Быть командиром или главным разбойником - и не думай даже... Товарищи по игре поднимали галдеж, мол, где ты видел разбойников с голубыми глазами, а у командиров взгляд пронзительный, мужественный. Разве голубые могут быть пронзительными и мужественными?

Иногда мальчику и самому казалось, что он недостаточно храбр, решителен, и вину за это он сваливал на свои голубые глаза...

Но вот мальчик совсем уже вырос. И стал летчиком. Храбрым, умелым. Его самолет летал, словно птица, только намного быстрее и выше.

Умелого, храброго пилота заметили и пригласили в космонавты. Он совсем-совсем немножечко испугался за свои голубые глаза. Но напрасно.

Самый главный, кто провожает всех космонавтов в героический полет, сказал весело:

- Такому парню только и летать! У него же глаза, что небо само - голубые...

ГРИШКА БОЛЬШАЯ ЛЕНЬ

Так уж случилось: жили по соседству два Гриши. И столько из-за этого было мороки, ну просто больше некуда!

К примеру, бегут мальчишки на речку купаться и зовут своего приятеля:

- Гришка, айда поныряем!

И вот вам, пожалуйста, является Гришка, да не тот.

Или у соседа дядьки Ивана разбили стекло в окне. Кто-то из девчонок съябедничал, мол, это Гришка бросил обломок кирпича. Дядька Иван, конечно, сердится, кричит:

- А подать сюда Гришку-стервеца!

Подают. Но оказывается, не этот Гришка стервец, а совсем другой.

И тогда решили покончить с такой путаницей. Один Гриша был чуточку повыше ростом - его стали называть Гришка Большой, а второго - Гриша Маленький.

На том бы и делу конец, но случилось удивительное: Гришка, которого назвали Большим, вдруг возомнил о себе. Загордился, захвалился.

- Во, большой я! - козырял он перед товарищами. - Все так говорят. А вы мелюзга...

С тех пор он только и делал, что надувался, как индюк, и важничал.

Грише Маленькому, конечно, обидно за такую добавку к имени, но он грустил недолго. Подумаешь, беда какая.

Неподалеку от Гришек жила одинокая бабка Ариша. Самой ей в магазин трудно идти, вот она и поглядывает на дорогу. Кто пойдет в магазин, того и попросит принести ей хлеба.

Идет Гришка Большой, нос кверху дерет, не подступись к нему. Бабка Ариша не замечает этого, свою просьбу выкладывает:

- Гриша, купи мне хлебца.

А в ответ слышит:

- Я не просто Гриша, я Гриша Большой, мне большое дело подавай. А за хлебом ходить - мелочь.

- Так нет у меня большого дела-то...

- Нет и не надо, маленькое делать не стану.

Следом бежит Гриша Маленький. Его и просить не надо, он сам предложит помощь слабой старушке.

И так во всем. О чем ни попроси Гришку Большого - ни за что не сделает, найдет отговорку.

Смотрели, смотрели люди на такое поведение Гришки Большого, да и переиначили его имя. Стали звать Гришка Большая Лень.

АЛЁШКА ПЛЯСУН

В детском садике злой-презлой мальчишка крикнул на Алешку:

- Алешка-балдежка!..

Другие мальчишки сразу же подхватили:

- Алешка-балдежка, Алешка-балдежка...

Алешка - темноволосый, подвижный, веселый. Скажет ему кто-нибудь невзначай. - «Ах ты, цыганенок черноволосый...», он тут лее со смехом возразит: «Я не черноволосый, я шатен».

И где он только словцо это перенял?

А еще Алешка плясать мастак. Его и упрашивать особо не надо. Так если, разок-другой скажешь:

- Алешенька, ты бы сплясал, что ли...

Он и пойдет: одну руку на пояс, другую за голову - и в пляс! Ох, и развеселый этот Алешка!..

Однако после такой дразнилки загрустил он, и смеха его не слышно, и в пляс он не пускается. Спрячется в укромный уголок и молчит, и молчит... Даже воспитательнице и то не пожаловался.

Уж кто только из взрослых ни пытался узнать о причине такой резкой перемены - молчит Алешка, и все тут.

Мама трагически хваталась за голову. Бабушка дрожащими руками тянулась к пузырькам с лекарствами. Старшая сестра хваталась за все, что попадало под руку, — это означало верх ее недоумения. Воспитательница в садике предложила Алешке почему-то сразу два стакана персикового компота. Компот он выпил, но объяснять ничего не стал.

Рассказал он о случившемся лишь одному человеку - дедушке. А дедушка у Алешки военный, служит прапорщиком. Домой он является только на выходной.

Да, дедушка так и говорит, когда еще только в коридор входит:

- Явился для прохождения выходного дня!

Так вот, едва он «явился» тут же обо всем и узнал.

- Стоп, Алешка! - сказал он. - Давай-ка уточним дислокацию, уясним стратегию и определим тактику.

И они занялись таким мудреным делом, что едва-едва обед не прозевали...

После выходного Алешка не прятался в уголок или за шкаф: был веселый, как раньше.

Злой-презлой мальчишка принялся за свое - стал дразниться, но Алешка на него - ноль внимания. Злючка громче покричал:

- Алешка-балдежка...

Алешка будто и не слышал: смеялся и плясал. Воспитательница очень обрадовалась. Веселый Алешка ей больше нравился, чем сумрачный да угрюмый. От радости она воскликнула:

- Ну, Алешка, ну, плясун!

И все мальчики и девочки подхватили:

- Плясун, плясун, плясун!

И прозвали Алешку - Алешка-плясун.

Не какой-то там балдежка... 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Знатоки родного края"

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, с традициями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать па...

Педагогический проект "История родного края"

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе, является воспитание у детей любви к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ...

Проект "Знатоки родного края"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и о...

Проект «Искусство родного края в образовательном процессе дошкольного учреждения».

Проект«Искусство  родного  края  в  образовательном процессе  дошкольного  учреждения».                     ...

Проект"Патриотизм родного края через театрализацию дошкольников"

Развитие свободной творческой личности через краеведческое направление и театрализованную деятельность детей дошкольного возраста....

Презентация проекта "Богатство родного края"

Презентация проекта "Богатство родного края"Материал к занятию: Заготовки для поделки пчелы, гуашь черного цвета, материал для аппликации, диск с записью спокойной музыки, дисковод, куклы би-ба-бо, со...

Проект "Знатоки родного края" итоговое мероприятие квест-игра "Сокровища Красноярского края"

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в ...