Проект "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности потребности в умсвенных впечатлениях детей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 12
ст.Должанская МО Ейский район
Проект
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».
Воспитатель: Силаева Татьяна Валерьевна
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К.Е.Тимирязев.
Пояснительная записка.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Актуальность.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Цель проекта.
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи экспериментальной деятельности.
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
•развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
•развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
•познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
•развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
•формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Участники проекта: воспитанники, родители
Сроки проекта: краткосрочный.
Форма работы.
1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2.Фронтальная работа.
3.Индивидуальная работа.
Предполагаемые результаты.
1.Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
2.Создание единого инновационного пространства.
3.Чёткое выполнение поставленной задачи.
4.Повышение уровня мотивации к занятиям.
Работа с родителями.
1.Консультации.
2.Всеобучи.
3.Беседы.
Этапы осуществления проекта.
I этап – подготовительный.
II этап –практический.
III этап – выполнение проекта.
I этап - подготовительный
Сентябрь.
Сбор художественной литературы.
Подбор консультаций для родителей. Родительских всеобучей.
Изготовление схем, разработка дидактических игр, бесед.
II этап –практический.
Октябрь:
Прогулка «Отпечатки наших рук» (Свойства мокрого песка)
Прогулка «Солнечные зайчики»
Беседа «Где прячутся насекомые?»
Дидактическая игра «Изучаем листья»
Ноябрь:
Экспериментирование «Магнит и его свойства»
Дидактическая игра «Свойства бумаги»
Беседа «Свойства металла»
Дидактическая игра «Приключение Буратино» (дерево и его свойства)
Декабрь:
Беседа «Вода – источник жизни»
Дидактическая игра «Вода и её свойства»
Изготовление елочных украшений «Замерзание воды»
Интерактивная игра «Круговорот воды в природе»
Январь:
Дидактическая игра «Свойства воздуха»
Экспериментирование «Бывает ли воздуху холодно»
Прогулка «Движение воздуха»
Беседа «Знакомство с термометром»
Февраль:
Прогулка «Получаем талую воду»
Экспериментирование «Когда бывает пар»
Просмотр видеоролика «Вода – главный растворитель»
Лепка «Почва - подземная кладовая»
Март:
Прогулка «Следы на песку»
Беседа «Путешествие в прошлое часов»
Экспериментирование «Ткань и её свойства»
Апрель:
Беседа «Основные системы нашего организма»
Дидактическая игра «Каша – матушка наша»
Май:
Прогулка «Чем отличается солнечная сторона от теневой»
Экспериментирование «Определение сторон света»
Развлечение «Путешествие по материкам»
Примерный план экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
Опыт № 1– “Польза и вред кока-колы”.
Опыт № 2 – “Как добрые и вредные слова влияют на растение”.
Опыт № 3 – “Тайны вулкана”.
Опыт № 4 – “Как увидеть движение воды через корешки?”.
ОПЫТ № 1
“Польза и вред кока-колы”.
Цель работы: исследование вредного влияния “Кока-колы” на организм человека.
Задачи исследования:
•проанализировать взаимодействие “Кока-колы” и ржавчины;
•изучить действие “Кока-колы” на зубы;
•исследовать совместимость “Кока-колы” с другими продуктами.
Этапы исследования:
•Опрос детей группы и родителей на темы “Мой любимый напиток” и “ Знаете ли вы о вреде “Колы”.
•Выдвижение гипотезы.
•Непосредственное проведение опытов.
•Наблюдение за взаимодействием “Кока-колы” с веществами и предметами.
Выводы.
Материалы для проведения эксперимента (наблюдение в течение недели): пять прозрачных стаканчиков; ржавый и новый гвоздь; куриная скорлупа.
1.. Дети взяли прозрачный стаканчик, налили туда “Кока-колу” куриную скорлупу. На 2 день скорлупа почернела, из чего дети сделали вывод, что в “Кока-коле” содержится много красителей, которые проникают даже в твердую скорлупу. Вывод: в скорлупе находиться кальций, также как и в зубах “Кока-кола” разрушает зубы. Красители лимонада очень стойкие и зубы от них темнеют.
2.Взяли 2 болтика: ржавый и новый. Один поместили в стакан с водой, другой – с лимонадом. На четвёртый день новый болтик в воде покрылся слоем ржавчины, а болтик в “Коле” очистился от нее. Вывод: “Кока-кола” разъедает даже ржавчину!
ВЫВОД:
Таким образом, проведя ряд опытов, мы увидели, что “Кока – кола” разрушает зубы, в ней много красителей. В “Кока – коле” есть такие вещества, которые разъедают ржавчину. Ее нельзя пить со всеми продуктами. А еще в “Кока-коле” очень много сахара, который вредит нашему организму. Значит, мы были правы: “КОКА-КОЛА” НЕ БЕЗОПАСНА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!
ОПЫТ № 2.
“Как добрые и вредные слова влияют на растение”.
Цель: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле. И что хорошие и плохие слова тоже влияют на растения.
Материалы для проведения эксперимента:
•Три прозрачных не глубоких стакана;
•Овёс (или другое зерно)
Ход: насыпать в ёмкости в равных частях зерно и немного залить водой. На первый стакан кружочек с улыбающимся лицом, на второй – со злым лицом, а третий – чистый кружок. Предложить детям в течение недели: для стаканчика с улыбкой говорить хорошие слова, со злым лицом обидные слова, а на третий не обращать внимание. Наблюдать за стаканчиками в течение недели. К концу недели мы заметили изменения: в стаканчике “с улыбкой” появились зелёные ростки, в стаканчике “со злым” лицом появились темные и слабые ростки, в стаканчике с пустым кружочком зерно заплесневело.
ОПЫТ № 3.
“Тайны вулкана”
Предварительная работа: показ слайдов и рассказ воспитателя о вулкане.
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
Задачи:
•познакомить детей с понятием “вулкан”, дать представление о происхождении и строении вулканов;
•формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
•формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом) .
Оборудование для экспериментирования:
Макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки.
На столе, на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале воспитатель объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает (опираясь на картинку – схему, как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего, воспитатель еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.
Последовательность проведения эксперимента.
Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.
Второй ребенок: налить полстакана воды.
Третий ребенок: добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.
Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.
Воспитатель: добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливает полученную смесь в жерло вулкана (сода).
Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.
Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.
ОПЫТ № 4
“Как увидеть движение воды через корешки?”
Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.
Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.
Процесс. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – “питание”, добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).
Итоги. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.
III этап – выполнение проекта.
Опыт «Как добрые и вредные слова влияют на растения»
Опыт «Тайны вулкана»
Опыт «Загадочная бумага»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.Е.Тимирязев.
Актуальность. На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Задачи проекта: Организовать предметно развивающую среду. Развивать интерес к исследовательской деятельности. Развитие у детей умственных способностей: •развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; •формирование способов познания путём сенсорного анализа. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Цель проекта. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Участники проекта : воспитанники, родители Сроки проекта: краткосрочный. Форма работы. 1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей. 2.Фронтальная работа. 3.Индивидуальная работа. Предполагаемые результаты. 1.Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире. 2.Создание единого инновационного пространства. 3.Чёткое выполнение поставленной задачи. 4.Повышение уровня мотивации к занятиям.
Примерный план экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Опыт № 1–"Загадочная бумага» Опыт № 2 – “Как добрые и вредные слова влияют на растение”. Опыт № 3 – “Тайны вулкана”. Опыт № 4 – “Как увидеть движение воды через корешки?”.
«Загадочная бумага»
“Как добрые и вредные слова влияют на растение”.
“Тайны вулкана”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...
Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Дети, по природе своей, исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...
Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность детей.Образовательная деятельно...
Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирова...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...