Доклад старшего воспитателя МБДОУ д/с № 26 Тихоновой А.А. на тему: «Почему? Философия с детьми».
учебно-методический материал
Доклад для Педагогического совета «Реализация познавательно-исследовательская деятельность в программе «Вдохновение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_filosofiya.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
старшего воспитателя МБДОУ д/с № 26
Тихоновой А.А. на тему:
«Почему? Философия с детьми»
Философия с детьми может быть охарактеризована как эффективный педагогический инструмент развития мышления. Кому «принадлежит» философия с детьми? Философии, психологии или педагогике? Педагогика традиционно определяется как наука о воспитании и обучении человека. Она представляет собой практическую науку, которая, как и психология исследует человека, но имеет своей целью не столько его изучение, сколько изменение. Педагогика нацелена на выработку практических механизмов воздействия на личность. Какова роль философии? Если философия в основном отвечает на вопрос «Почему?», то педагогика на вопрос «Как?». «Почему люди лгут?», спросит философ. «Как добиться того, чтобы они не лгали?» задумается педагог. Или: «Почему человек не совершенен?», спросит философ; «Как улучшить человека?», задаст себе вопрос педагог. «Философия с детьми» представляет собой межпредметную область, где встречаются педагогика, психология и философия. Здесь целенаправленно создается педагогическая ситуация, позволяющая решать психологическую задачу развития мышления. Но решается ли здесь философская задача? Определим ее как задачу «творчества концептов», согласно Ж.Делезу и Ф.Гватари. Специалисты по «философии для детей» вслед за ее создателем М.Липманом приняли в качестве базового определения этой практики термин «doing philosophy» (в буквальном переводе делание философии), чтобы противопоставить себя педагогической практике преподавания философии, под которой понимают информирование о философии и философах. Возникает закономерный вопрос чем отличается философия с детьми от различных психологических техник развития мышления? Или это просто «маркетинговый ход» новое название? Отнюдь, нет. «Делание философии» представляет собой практику включения детей в процесс философствования, т.е. творчества концептов. Концепт отличается от эмпирического понятия тем, что содержит в себе всеобщие смыслы (любовь, счастье, истина, красота и т.п.). Дети с легкостью интерпретируют базовые философские категории, дают удивительно яркие и неожиданные для взрослых определения. Создание концептов как раз и выводит философию с детьми за границы технологий, оставляя место не рационализруемому метафизическому переживанию, позволяющему создавать субъективный образ объективного мира, выступая не зеркалом, а демиургом. Здесь встречаются две линии интерпретации философских практик с детьми, часто обсуждаемые на конференциях, посвященных этой теме: первая особенности философского мышления и способность ребенка овладеть им; вторая «дети философы», т.е. способность детей продуцировать философские идеи или «творить концепты». Если создание концептов остается в рамках спекулятивной традиции, то развитие навыков философского мышления чисто практическая задача, решаемая педагогическими средствами. Специфика педагогики может быть описана с помощью аристотелевского метода разделения всего познания на науки и искусства. К наукам Аристотель, как известно, отнес теоретические дисциплины (физику, метафизику), а к искусствам практические этику, политику, медицину и т.п. Педагогика, без сомнения, нашла бы себе место среди искусств, поэтому, наверное, в культуре укоренились такая метафора как «искусство воспитания», наряду с «искусством врачевания» и «искусством управления». В «Лекциях о педагогике» И.Канта читаем: «Две области человеческого творчества приходится считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать еще и поныне люди не пришли к соглашению, как правильно делать то и другое»1. В границах знаменитых четырех кантовских вопросов (Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?) сфера педагогического знания, без сомнения, в рамках вопроса: «Что я должен делать?». Кант называл вслед за Аристотелем этику практическим знанием, т.к. это знание о том, как правильно поступать. Любое общество формулирует нормы и принципы морали, составляющие основные ориентиры поведения. Задача педагогики научить человека поступать правильно, жить по-человечески. Можно много рассуждать о том, что такое любовь, счастье, долг, справедливость и т.п., оставаясь в сфере философского (умозрительного, теоретического), но стоит нам предложить некое «правильное» решение, как достичь справедливости, счастья и т.п. мы переходим в сферу практического, в реальность действия. Здесь мы окажемся в зоне этики, политики или педагогики, в зависимости от того какую цель преследуем. Если нам нужно принять справедливое решение, мы находимся либо в сфере политики, либо в сфере этики, но если нам необходимо научить другого как принимать справедливые решения и мыслить правильно, мы оказываемся в сфере педагогики. Конечно, все эти сферы в реальной жизни тесно переплетены, однако, всеохватывающей будет именно педагогическая, ибо без нее невозможно воспроизводство культуры, реализация этического или политического. Поэтому Н.Гессен и назвал педагогику «прикладной философией», указывая на ее всеобщность. Творчество концептов в сфере философии с детьми неразрывно связано еще и с выбором, выбором себя, выбором ценностей, выбором ориентиров практической деятельности. Например, мы творим концепт «счастья» для того, чтобы использовать его как ориентир в практической жизни, следовать ему, как цели. Таким образом, в философии с детьми спекулятивное (творчество концептов) неразрывно связано с практическим (создание педагогической ситуации, выработка инструментария, практическая нацеленность продуктов мышления концептов). Я сознательно оставила «за кадром» дискуссию о способности или неспособности ребенка творить концепты и пользоваться инструментом абстрактного мышления, с тем, чтобы показать практический смысл не детского философствования, но самой философскопсихолого-педагогической сферы, которую принято называть «философией с детьми», «философией для детей», «философией детям».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ№15 Кравченко Л.В.на тему «Совместно проведенные физкультурные праздники и досуги в детском саду как одна из форм приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни"
Представляю свой опыт работы«Совместно проведенные физкультурные праздники и досуги в детском саду как одна из форм приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни"...
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду
Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад № 345» г. о. Самара Холдобина Людмила Георгиевна с детьми второй младшей группы Тема: «Приключения колобка»
Конспект непосредственно образовательной деятельностивоспитателя МБДОУ «Детский сад № 345» г. о. Самара Холдобина Людмила Георгиевнас детьми второй младшей группыТема: «Приключения колобка»Цель –...
Практикум – семинар «Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Михнёва И.Н.- старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47»
В настоящее время, одной из инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), целью которой является формирование у детей творческого мышления.ТРИЗ ...
Конспект ОД по развитию речи по теме «Путешествие в страну здоровья» с использованием проектной деятельности, для детей старшей группы, старшего воспитателя МБДОУ д/с №32 Жуковой Натальи Григорьевны
Конспект ОД по развитию речи по теме «Путешествие в страну здоровья» с использованием проектной деятельности, для детей старшей группы, старшего воспитателя МБДОУ д/с №32...