Из опыта работы.«Развивающая предметно-пространственная среда как фактор полноценного развития детей дошкольного возраста»
консультация (младшая, средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №2 «Рябинка»
Для воспитателей младших и средних групп ДОУ
по теме:
«Развивающая предметно-пространственная среда как фактор полноценного развития детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Ефимова Н.А.
Январь, 2016г.
Развивающая предметно-пространственная среда как фактор полноценного развития детей дошкольного возраста.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования организация предметно - пространственной среды в группе строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развиваться индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Одной из главных задач воспитания дошкольников остается создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Поэтому развивающая предметная среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивать полноценное развитие, достижение нового, перспективного уровня в развитии детей. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
При построении предметно - пространственной среды мы старались соблюдать принцип зонирования. Каждой игровой зоне дали название: театрализованная деятельность «В гостях у сказки», центр творчества «Разноцветная палитра», музыкальный центр «Веселые нотки», центр занимательной математики, уголок природы «Мир экологии», центр речевого творчества «Веселый язычок», Уголок здоровья «Смелые, сильные, ловкие», центр строительно-конструктивных игр, дорожной грамоты «Светофорчик», «Автопарк», безопасности «Чтобы не было беды», пожарной безопасности «Огонек», центр грамотности «Читаем сами», «Патриотический уголок», «Дочки-матери», «Салон красоты» и т. д. Для оформления игровых центров и уголков активно используем различные техники и приемы изготовления игр и пособий, с активным привлечением детей и наших родителей.
Для обеспечения полноценного развития детей в течение 2014-15 и первого полугодия 2015 – 16 учебного года наша группа дополнена такими авторскими игровыми пособиями как: игры для закрепления родного и татарского языка по УМК «Кто в домике живет?», «Занимательная шкатулка»; творческие и развивающие игры для развития речевых, познавательных, социально – коммуникативных, творческих способностей детей: игры с пуговицами «Собери елочку», «Сделай фонарик», «Составь узор», «Волшебные резиночки», «Крестики-нолики», «Ферма», «Кто что ест?», «Маша - Миша» (гендерное направление), «Геометрические фигуры на варежках», «Фрукты, овощи», «Хлебобулочные изделия», «Светофор». «Лото-профессии», «Математическая елочка», «Делу время, а потехе час» (часы, для изучения времени), макеты домов (по проекту «Мой дом - моя крепость», «Дом книжки»), , игры на развитие дыхания «Сухой аквариум», «Ходим в гости по тропинке, по тропиночке…», «Ловись рыбка большая и маленькая». В играх на развитие дыхательной системы есть одно правило, которого необходимо придерживаться: не увлекаться долгими по времени дыхательными упражнениями, так как они могут вызвать головокружение. Всё должно быть в меру.
Дидактические игры по различным образовательным областям, такие как: «Супермаркет», «Угадай слово картинке», «Собери пазл», «Курочка ряба», «Одежда», «Мебель», «Определи цвет», «Какая геометрическая фигура», «Дни недели», «Части суток», «Найди одинаковое», «Подбери узор» и другие игры собраны в «Папке-копилке».
Преимущество обогащенной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Мною было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.
Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия. Также любим вместе с детьми мастерить кукол и травянчиков из колготок. Главной задачей создания травянчика является воспитание в детях доброты бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки. Самое мое первое знакомство со скульптурными куклами и травянчиками из капрона состоялось в Интернете. Это очень интересное творчество, которое заинтересовало меня. Я просмотрела очень много вариантов и решила попробовать изучить технологию их изготовления. Текстильные куклы из колготок не напоминают собой кукол Барби и Винкс. Совершенно особенные лица у этих кукол, нет одинаковых. Только из капрона можно сделать такие сдобные мимические складочки, улыбки. Поэтому я решила попробовать себя в столь увлекательном деле. Кукол из капрона делать совсем не сложно, почти у всех кто пробует – получается замечательно. Интересно и то, что практически невозможно сделать две идентичные игрушки. Каждая кукла индивидуальна и неповторима, у каждой своя мимика, характер и настроение. Они такие же разные - как люди.
Предлагаю Вам вместе со мной сделать личико куклы, которую вы уже сами сможете доделать.
Желаю Всем
исполнения задуманных
творческих проектов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРАКТИКЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а так...
Из опыта работы "Организация предметно – пространственной развивающей среды в «Социально – коммуникативном развитие»"
Проблема социально – личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольк...
«Использование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в физическом развитии детей дошкольного возраста»
Спортивный зал нашего учреждения небольшой, он составляет 81 кв. м, что очень затрудняет дать детям необходимую нагрузку. А в соответствии с СанПин (2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г №26) дети с 3-х...
«Значение развивающей предметно пространственной среды в социально-эмоциональном развитии детей дошкольного возраста».
Современные научные данные показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Негативн...
«Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является периодом наиболее быстрого развития строения и функций организма ребенка. Крепкий полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а, заболев, спра...
«Проектирование предметно пространственного компонента образовательной среды как ключевой фактор личностного развития детей дошкольного возраста».
Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации личностного развития детей дошкольного возраста. Поэтому в рамках деятельности инновационной площадки «Теория и практика социа...
Предметно-пространственная развивающая среда как средство эмоционального развития детей раннего возраста.
Тематика эмоционального развития детей очень актуальна. Анализ педагогической литературы позволил определить противоречие между методическим обеспечением эмоционального развития детей раннего возраста...