Методическая разработка "Системно-деятельностный подход в теории и в практике ДОУ. Сравнительный анализ"
методическая разработка
Системный подход -это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать как в детском саду и школе, так и в обычной жизни. Деятельностный подход -это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Любая деятельность включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Деятельностный подход ставит ребёнка в активную позицию деятеля. В деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. В основу организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС ДО положен системно-деятельностный подход. Это единство и объединение системного, разработанного учеными нашей отечественной науки и деятельностного подходов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Системно-деятельностный подход в ДОУ | 56 КБ |
теоретическая часть | 967 КБ |
практическая часть | 572.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация системно-деятельностного подхода в теории работы ДОУ
(1 слайд) Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте жизненной ситуации или модели будущей деятельности, как «научение жить здесь и сейчас». Это такие специфические умения, которые требуются человеку, чтобы выжить в современном мире: как научиться познавать, чтобы получать знания; как научиться делать, чтобы работать и зарабатывать; как научиться жить и жить вместе, чтобы быть, существовать и взаимодействовать.
(2 слайд) Сегодня дошкольное образование находится в процессе модернизации и введение новых нормативных документов, в том числе стандарта дошкольного образования, тому подтверждение. Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции РФ, законодательства РФ, в соответствии с которыми утверждены базовые ценности российского дошкольного образования.
(3 слайд) Задача стандарта - позитивная социализация и достижение каждым ребёнком оптимального для его возраста уровня развития с учётом его индивидуальных, возрастных особенностей. Современный подход к развитию ребёнка заключается в необходимости учитывать такие два условия как учет естественной активности ребёнка и деятельностный подход. Педагог должен стремиться создавать условия к мотивации деятельности ребенка.
Системный подход -это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать как в детском саду и школе, так и в обычной жизни.
Деятельностный подход -это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Любая деятельность включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Деятельностный подход ставит ребёнка в активную позицию деятеля. В деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.
В основу организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС ДО положен системно-деятельностный подход. Это единство и объединение системного, разработанного учеными нашей отечественной науки и деятельностного подходов.
Одной из предпосылок, определивших современную роль системного подхода в науке, является бурный рост количества информации.
(4 слайд) Каждая образовательная область стандарта направлена на развитие какой-либо деятельности: «физическое развитие» -двигательная деятельность; «социально-коммуникативное развитие» -игровая деятельность; «познавательное развитие» -познавательно-исследовательская деятельность; «речевое развитие» - коммуникативная деятельность; «художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность.
Системно-деятельностный подход обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания.
Основные характеристики системно –деятельностного подхода:
-процесс обучения есть всегда обучение деятельности (чему учить);
-процесс обучения всегда творческий (ради чего учить);
-обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную познавательно-исследовательскую деятельность воспитанников под руководством педагога (как учить).
Таким образом, деятельность -это всегда целеустремленная система, которая нацелена на результат. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы от дошкольного до высшего образования может стать ориентация на приоритет непрерывного образования -формирование умения учиться.
(5 слайд) В целях внедрения системно-деятельностного подхода в ДОУ используется следующая схема:
ПЕДАГОГИ-обучение на курсах повышения квалификации
-семинары внутри ДОУ
-участие в открытых мероприятиях и конкурсах на уровне района и города
РОДИТЕЛИ-консультации, круглые столы
-открытые мероприятия, совместные досуги
ДЕТИ-мероприятия в ДОУ
-взаимодействие с социальными партнерами
В практике работы ДОУ с педагогами, родителями и детьми используются современные образовательные технологии:
- организация проектной деятельности;
-игровые ситуации;
- создание портфолио;
-ситуативный разговор;
-образовательные путешествия;
-использование ИКТ.
(6 слайд) Реализация системно-деятельностного подхода в работе с педагогами предполагает:
1)позицию педагога-профессионала, который демонстрирует культурные образцы действий; инициирует пробные действия детей; консультирует, корректирует действия; ищет способы включить в работу каждого.
2)позицию педагога-организатора и координатора самостоятельной познавательной деятельности воспитанников, который обеспечивает комфортные условия ведущей игровой деятельности; пространство для приобщения к общественно значимым делам; условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка; условия формирования учебной деятельности.
3)позицию воспитателя, который создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей; является соучастником детской деятельности.
4)позицию педагогической поддержки, при которой оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя от проблемной ситуации, а помогая ее преодолевать.
(7 слайд) Системно-деятельностный подход в работе с родителями предполагает реализацию таких принципов дошкольного образования как сотрудничество ДОУ и семьи, а также приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Совместные мероприятия с детьми и родителями, когда они не просто созерцают своих детей, а вместе участвуют в какой либо деятельности- продуктивной, двигательной, коммуникативной, позволяют не только повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, но и настраивают родителей на позитивное отношение к ДОУ.
(8 слайд) При реализации системно-деятельностного подхода в работе с детьми основой моделью планирования остается комплексно- тематическая модель. Во главе образовательного процесса ставятся праздники и событийность, подготовка, проведение и анализ события- что запомнилось и понравилось. Предметно- пространственная среда в идеале также должна удовлетворять потребности ребёнка в саморазвитии и самореализации, давая возможность свободно выбирать ребёнку те виды деятельности, которые адекватны его природе.
Введение ФГОС в дошкольное образование направлено в первую очередь на обеспечение каждому ребёнку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе.
(9 слайд) Реализация системно-деятельностного подхода в ДОУ должна происходить не хаотично, а быть спрогнозирована педагогическим коллективом и направлена на достижение конкретных целей:
1.Обеспечение развития успешной деятельности и повышение профессионального уровня педагогов ДОУ.
2.Изменение позиции педагога -к детям не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
3.Установление доверительного отношения между педагогами, родителями и детьми.
Таким образом, системно-деятельностный подход в ДОУ - это организация педагогического процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней познавательной деятельности дошкольника с использованием разнообразных форм организации образовательной деятельности, основанной на сотрудничестве ребёнка и взрослого.
(10 слайд) Спасибо за внимание!
Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ
(слайд 1)
Главная особенность образовательной деятельности на современном этапе -это повышение статуса ведущей игровой деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс эффективных форм работы с детьми: информационно - коммуникативных технологии, проектной деятельности, игровых и проблемных ситуаций.
«Занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду уходит в прошлое. Для дошкольника это должна быть специально организованная специфическая детская деятельность. И не смотря на то, что процесс обучения остаётся, необходимо понимать разницу между старым обучением и новым.
(слайд 2) В таблице представлен сравнительный анализ классического занятия с использованием учебной деятельности и занятия через организацию специфических детских видов деятельности. Раньше ребёнок представлялся как объект деятельности, которым руководил воспитатель. Активность взрослого была выше, в особенности речевая. Сегодня ребёнок и взрослый равны по значимости, и находятся во взаимодействии друг с другом. Активность ребёнка стала ничуть не меньше, чем взрослого. Ведущая деятельность – игровая, а основная модель – совместная деятельность взрослого и ребёнка.
(слайд 3) Ранее, при основной форме работы- занятии, применялись в основном прямые методы обучения- образец, объяснение, оценка детского ответа, указание, а мотивы обучения на занятии часто не совпадали с интересами детей. Все дети при этом должны присутствовать на занятии.
Сегодня мы чаще используем такие формы работы с детьми как напоминание, совет, подсказка, эксперименты и исследования, мастерские и коллекционирование, т.е. то, что наиболее интересно для ребёнка. Допускается свободный вход и выход из совместной игровой и образовательной деятельности при взаимном уважении друг к другу.
На примере моего проекта «Тайны воды» давайте рассмотрим и сравним классический вариант занятия и современный на основе системно-деятельностного подхода.
(слайд 4) Занятие в классическом варианте начиналось бы с внесения игрушки (Капельки, или Незнайки) и объявления темы занятия. В современном занятии мы прежде всего настроили эмоциональный фон группы, чтобы стать одной дружной командой, вспомнили, как ходили на экскурсию в Музей Воды.
(слайд 5) Далее в классическом варианте мы бы рассмотрели материал, представленный на столе, с помощью наводящих вопросов воспитателя, выяснили что нам предстоит выполнить. В современном контексте занятия мы вспоминаем, что у нас после экскурсии появился ряд неразгаданных загадок, и чтоб узнать все тайны, нам нужно решить, как мы сможем это сделать. Поддерживается идея детей стать настоящими учёными. Одевая спецодежду, помогая друг другу, мы параллельно говорили о технике безопасности при выполнении экспериментов.
(слайд 6) Далее в классической форме воспитатель проводит опыты и предлагает повторить те манипуляции, которые ранее проделывает сам, контролируя и поправляя ребёнка. А на нашем занятии дети смотрели мини-фильм, после которого им захотелось самим исследовать свойства воды.
(слайд 7) В классическом занятии выводы по каждой части делал воспитатель. В нашем случае воспитатель репликами, поисковыми и наводящими вопросами подводил детей к самостоятельным выводам.
(слайд 8) Физминутка приветствовалась всегда для снятия утомляемости детей. Правда в классическом варианте она не всегда совпадала с выбранной темой занятия. В современном занятии я совместила двигательную активность с возможностью применения «нового» в повседневной жизни. Используя двигательную игру «Тонет не тонет», дети как бы самостоятельно провели физминутку и одновременно провели мини- опыты с предметами.
(слайд 9) Итог классического занятия- воспитатель делает общие вывод, хвалит активных детей, спрашивает что они запомнили. В нашем занятии мы продолжили играть, используя дидактическую игру «Три состояния». Каждый ребёнок получил разное по сложности индивидуальное задание, с которым он смог справиться и почувствовать свою успешность.
(слайд 10) В конце совместной деятельности на занятии мы посмотрели ещё один короткий фильм «Волшебные кристаллы», что позволило дать эмоциональную оценку занятия, зарядить воду добрыми хорошими словами. В ходе рефлексии мы совместно обсудили то, что нового дети узнали, чему научились, что сделали своими руками.
Таким образом, современное занятие- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире.
(слайд 11) Всё бы хорошо, но в процессе реализации системно- деятельностного подхода мы, воспитатели, сталкиваемся с некоторыми трудностями:
- Ограничение во времени – лично для меня это очень актуально, хочется всегда охватить необъятное, а у детей – соблюдение режима. С другой стороны, хочется тратить время на подготовку рабочее, а не личное и не в ущерб своей семье.
- Организация детей. Дети разные бывают, и организовать процесс, чтобы дети свободно входили и выходили из деятельности очень сложно, но можно. Самое лучшее решение для меня при этом – подгрупповые занятия.
- Подведение к самостоятельным выводам детей. Всегда хочется ответить за самих детей. Стараюсь ограничиваться подсказками, советами подводящими вопросами.
- Подготовка воспитателя. Развивающая среда не всегда позволяет нам выйти за рамки. Недостающие материалы надо где-то и на что- то найти.
- Взаимодействие с родителями. Родителей сложно порой организовать, например всем вместе в выходной день выйти с детьми на экскурсии.
Но и с этими проблемами возможно справиться общими усилиями.
(слайд 12) Спасибо за внимание. Удачи всем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модернизация дошкольного образования МОДЕЛЬ БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Научиться познавать Научиться делать Научиться жить
Современный подход к развитию ребёнка Учет естественной активности ребёнка Деятельностный подход СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС ДО
Основные характеристики системно- деятельностного подхода Чему учить Ради чего учить Как учить Физическое развитие- двигательная деятельность Социально-коммуникативное развитие- игровая деятельность Познавательное развитие- познавательно- исследовательская деятельность Речевое развитие- коммуникативная деятельность Художественно-эстетическое развитие- продуктивная деятельность
Внедрение системно- деятельностного подхода в ДОУ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: Проектная деятельность Игровые ситуации Создание портфолио Ситуативный разговор Образовательные путешествия Использование ИКТ
Product Приложение 1 Реализация системно- деятельностного подхода в работе с педагогами 1.Позиция педагога- профессионала 2.Позиция педагога- организатора 3.Позиция воспитателя 4.Позиция педагогической поддержки
Product Приложение 2 Реализация системно- деятельностного подхода в работе с родителями 1.Сотрудничество ДОУ и семьи 2.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства 3.Совместные мероприятия
Product Приложение 3 Реализация системно- деятельностного подхода в работе с детьми 1.Комплексно- тематическая модель планирования 2.Проектная деятельность 3.Предметно- пространственная среда 4.Расширение сферы детской активности
Результат реализации системно- деятельностного подхода в ДОУ 1.Обеспечение развития успешной деятельности и повышение профессионального уровня педагогов ДОУ. 2.Изменение позиции педагога - к детям не с ответом, а с вопросом. 3.Установление доверительного отношения между педагогами, родителями и детьми.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи
Для слушателей курса повышения квалификации «Диагностика и коррекция речевых нарушени...
Сравнительный анализ требований, предъявляемых "Типовой программой музыкального воспитания дошкольников" и ФГТ
Новые подходы в музыкальном воспитании дошкольников...
Сравнительный анализ занятий
Воспитателям, особенно молодым, без стажа работы, иногда непросто построить занятие, если нет подробного конспекта, для своих воспитателе я стараюсь весь материал представить в таблицах , чтобы было к...
Сравнительный анализ занятий
Воспитателям, особенно молодым, без стажа работы, иногда непросто построить занятие, если нет подробного конспекта, для своих воспитателе я стараюсь весь материал представить в таблицах , чтобы было к...
сравнительный анализ программ
Этот анализ программ я проводила, когда проходила курсы повышения квалификации. Сравниваются программы "Предшкольная пора", "Успех", "Диалог"...
"Сравнительный анализ результатов воспитания в семьяхс разными подходами к воспитанию"
Теоретическое исследование подходов к воспитанию Дж.Локка и Л.Н Толстого. Практическая работа по исследованию семей с разными стилями воспитания....
Анализ педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка" в сравнительном анализе.
Вашему вниманию представлен материал по педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка"....