Образовательный маршрут
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждаю
Ф.И.О. родителя Заведующий МБДОУ
Мухаматгалеева К.А.
___________________
Согласовано:
зам.зав.по ВМР _____Ивлева О.А.
Согласовано:
ст.воспитатель_______ Агаева А.В.
Индивидуальный маршрут развития
(подготовительная группа)
Ф.И.О.
Разработана:
Особенности ребенка
Ф.И.О.
Дата рождения –
Заключение РПМПК – Раннее дефицитарное развитие вследствие нарушений двигательной сферы, зрения и речи.
Заключение невролога – ДЦП (выраженный спастический тетрапарез)
Ребенок посещает ДОУ с 5 лет.
Контакт устанавливает легко (со знакомыми людьми - легче), ухудшается по мере утомления и незаинтересованностью деятельностью.
Познавательный интерес – достаточно устойчивый, при постоянном удержании внимания, смены видов деятельности –достаточно выраженный.
Навыки имитации выражены достаточно –может с помощью похлопать в ладоши, погладить себя по голове. Вербальная имитация представлена частично – произвольными звуками.
Крупная моторика развита слабо – ходит с помощью, повторять движения, может поднять руки вверх.
Мелкая моторика развита слабо – может самостоятельно черкать, рисует линию с помощью взрослого, наклеивает на лист кусочек, пытается сам приклеить. Может стучать палочкой по барабану, если дашь инструмент. Трудно пользоваться столовыми приборами. Получает удовольствие от тактильных контактов
Интеллектуальные умения - соотносит простые вкладыши (круг, квадрат), цвета соотносит неустойчиво. Пары предметов соотносит частично. Находит по слуху пары музыкальных инструментов. Картинки не соотносит, Показывает и узнает отдельные знакомые изображения. Классификацию не проводит. Пирамидку, мисочки собирает без учета величины.
Несформированность всех компонентов речи, есть 8 слов: «мама», «пока», «ко» и др. и много отдельных звуков, вербальной имитации нет.
Любит слушать определенную музыку, пытается подражать.
Навыки самостоятельности недостаточны – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь, порой массивная, поддается организации при условии высокого темпа, смены видов деятельности.
Обращенную речь понимает не всегда – простые бытовые, многократно отработанные фразы.
Работоспособность нестабильная, признаки истощения. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные.
Саморегуляция поведения развита недостаточно, но поддается организации, наличие стереотипных движений
Навыки конструктивного взаимодействия сформированы недостаточно, в коммуникацию с детьми
Учебное поведение сформировано недостаточно,
ЗУН не соответствуют возрасту.
Обучаемость затруднена. Необходимы все виды помощи, которые не всегда эффективны. Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, сорганизован на работу.
Навыки самообслуживания недостаточны –в силу ОВЗ.
Игровая деятельность – предметно-манипулятивная
Семья занимается ребенком активно и целенаправленно.
Особенности группы
В группе 35 человек. Дети очень дружелюбно относятся к мальчику, с удовольствием общаются с ним, вовлекают в совместную деятельность, предлагают помощь.
Цель:
Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимального развития потенциала ребенка
Задачи:
- Развитие учебного поведения
- Развитие умения подражать
- Развитие крупной и мелкой моторики
- Стимуляция речевого развития, в частности наращивания умения понимать обращенную речь
- Стимуляция глубокой чувствительности
- Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений
Содержание по предметным областям:
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое воспитание: | Развитие умения передвигаться самостоятельно. Стимуляция глубокой чувствительности | Самостоятельно ползет 1 метр. | Деятельностные пробы |
Художественно-эстетическое | Развитие имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук, удерживать музыкальные инструменты и извлекать из них звуки (бубен и погремушка), самостоятельно брать их. Уметь узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой. Умение реагировать на музыку разного характера, стимулировать позитивное настроение, учить подражать подпеванию гласных. | Расширились умения имитации: хлопает, самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем. пропевает гласные звуки, отличает разные муз. произведения. | Пробы, участие в итоговом событии |
Речевое развитие и социально-коммуникативное развитие | Расширение степени понимания обращенной речи, стимуляция вербальной имитации, обучение умениям работать с картинным материалом,введение способов альтернативной коммуникации | Появилось не менее 2-3 новых инструкций, которые понимает. Появление 2-3 имитационных вербальных актов Показывает на карточке 2 действия. | Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни |
Интеллект (познавательное развитие) | Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать простые разрезные картинки из 2 частей. | Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы Строит постройку из 2-3 элементов по образцу Собирает вкладыш из 3 частей. | Деятельностные пробы |
Мелкая моторика (познавательное развитие) | Формирование умения рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина | Приклеивает, мажет клеем , лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию | Деятельностныепробы, анализ продуктов деятельности |
Учебное поведение (социально-коммуникативное) | Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками. | Работает за столом не менее 15 минут, удерживает контакт | Наблюдение, фиксация времени |
Саморегуляция деятельности (социально-коммуникативное) | Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие | На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку | Деятельностные пробы, наблюдение |
Игровая деятельость (социально-коммуникативное) | Повторение игровых действий по образцу, манипуляция игрушками, Формирование интереса к игровой деятельности | Элементарные попытки самостоятельной игры | Деятельностные пробы, наблюдение |
Навыки самообслуживания (социально-коммуникативное) | Обучение умению есть ложкой самостоятельно, одеваться | Есть ложкой крупные овощи, суп, гарнир, одевает не менее 1 предмета гардероба сам, снимаем 2 предмета гардероба сам | Деятельностные пробы, наблюдение |
Глубокая чувствительность и восприятие собственного тела | Формирование умения давать адекватный тонический ответ на раздражитель | Увеличивается скорость тонического ответа, улучшается качество тонического ответа Улучшение целостности ответа | Деятельностные пробы, наблюдение |
Система работа узких специалистов
узкие специалисты | области | проблема | пути решения | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
педагог-психолог | |||||
учитель-дефектолог | |||||
музыкальный руководитель | |||||
инструктор по физической культуре | |||||
учитель-логопед |
Виды деятельности, через которые идет реализация:
- восприятие музыки, детских песен и стихов,
- двигательная активность,
- тактильно-двигательные игры
- предметно-манипулятивная деятельность
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
- самообслуживание
- действия на основе образца, конструирование
- музыкальная
- изобразительная
За счет чего достигаем результатов?
- Использование методов моторной коррекции
- элементы ABA
- элементы Floortime
- обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному
- многократное повторение
- стимулирование речи
- метод замещающего онтогенеза
- игровая деятельность
- реабилитация через искусство
- метод от простого к сложному
Условия реализации индивидуального маршрута
1.Режим посещения – полный день /ГКП
Задачи тьютора:
- Помощь ребенку в решении задач самообслуживания
- Помощь в освоении программы на основе заданий педагога
- Сопровождение жизнедеятельности ребенка в детской саду
2. Сопровождение узких специалистов:
- Дефектолога-логопеда
- Психолога
- Дополнительные индивидуальные занятия по музыке и физкультуре
Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме
График индивидуальных занятий
Специалист | График |
дефектолог | Понедельник, четверг – с 10.00 до 10.30 |
психолог | Понедельник, четверг |
музыка (инд) | Понедельник, четверг |
физкультура | Понедельник, четверг |
3. Условия в реализации инклюзивного образования на групповых занятиях
- адаптация содержания по типу упрощения
-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале
-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка
-при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка
-планируя проектную деятельность в рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка с ОВЗ
-многократное повторение материала
-использование специальных методических комплексов, которые облегчают овладение навыками у детей с интеллектуальными нарушениями.
-частая смена видов деятельности
-быстрый темп
-визуальная поддержка инструкций, медленный темп
Организация пространства
Параметр | исполнение | Ресурс для исполнения | ответственный |
Организация пространства | |||
Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума | Дозированное сочетание индивидуальной и групповой работы, дозированное присутствие на занятиях Музыка, шум без ограничений | специалисты, воспитатель | |
Изменение в помещении | Наличие мата, где ребенок может отдыхать | Детский сад | Старший воспитатель, дефектолог |
Материалы для нормализации тонуса | Мат, фитбол, музыкальные диски, комплекс упражнений | Детский сад, ОД «Право на счастье» | воспитатель, дефектолог |
Визуальная поддержка | Подкрепление на доске | Детский сад | воспитатель, дефектолог |
Организация оптимального временного режима | Время пребывания –полный день/ГКП. Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм Присутствие на общих занятиях частично, музыка и физкультура –сколько способен воспринимать Чередование отдыха и работы | Детский сад | воспитатель, дефектолог, специалисты |
Срок реализации программы -6 месяцев. Пересмотр программы – май 2017г.
Работа с родителями
Целевая группа | Задача | Форма |
Работа с родителями ребенка с ОВЗ | Формирование адекватной родительской позиции в отношении поддержки ребенка в домашних условиях Обучение мамы технологиям сопровождения ребенка с ОВЗ | Индивидуальное консультирование Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях |
Работа с родителями группы, где обучается ребенок с ОВЗ | Формирование адекватной позиции и адекватных способов общения в отношении ребенка с ОВЗ | Групповое и индивидуальное консультирование |
Работа с детьми группы
- работа по формированию у детей адекватных способов общения с ребенка с ОВЗ
- формирование умение видеть ситуации, где ребенку с ОВЗ нужна помощь и оказывать ее
- объяснение детям тех или иных особенностей поведения ребенка и причин их вызывающих
Организация оценки индивидуального развития ребенка:
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:
- Наблюдение
- Беседа
- Анализ продуктов деятельности
- Анализ карт развития
- Использование специализированных диагностических комплексов
- Деятельностные пробы
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Алгоритм сценария образовательного маршрута для дошкольников на фестиваль «Я покажу тебе Москву». Образовательный маршрут для дошкольников «Я на реченьке Десна – это Новая Москва».
Сценарий был создан с целью предложить родителям и педагогам посетить интересные уголки родного города, а также предложить детям не просто быть в качестве так называемых «наблюдателей», а ...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет "Образовательный маршрут "Волшебный мир магнитов"
laquo;ВОЛШЕБНЫЙ МИР МАГНИТОВ» Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет.Целевая аудитория: дошкольники 5 -6 лет.Автор:...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет «Образовательный маршрут «Что такое песок?»
Этот образовательный маршрут посвящен песку. Песок - с одной стороны такой знакомый всем и простой материал, а с другой - такой загадочный и таинственный. Смотришь на него и не можешь оторвать взгляд....
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогов с использованием ресурсов Интернет «Образовательный маршрут». Тема:«Путешествие в мир роботов и робототехники».
Уважаемые родители!Этот образовательный маршрут посвящен робототехники роботостроению. Наша жизнь, активна, информатизирована, компьютеризирована. Технические достижения молниеносно проникают в сферы ...