Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогов с использованием ресурсов Интернет «Образовательный маршрут». Тема:«Путешествие в мир роботов и робототехники».
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Уважаемые родители!
Этот образовательный маршрут посвящен робототехники роботостроению. Наша жизнь, активна, информатизирована, компьютеризирована. Технические достижения молниеносно проникают в сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети с раннего возраста любознательны, любопытны, пытаются понимать, как устроены предметы, двигательные игрушки. Предлагаем и вам вместе со своим ребенком на некоторое время превратиться в исследователей. Раскрыть новые сферы внедрения роботов, робототехники, их применение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_marshrut_po_robototehnike.docx | 39.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Юго-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области - детский сад «Солнышко»
г. Нефтегорска
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогов с использованием ресурсов Интернет «Образовательный маршрут»
Номинация:
«Твори, выдумывай, пробуй!»
Тема: «Путешествие в мир роботов и робототехники».
Составила:
Воспитатель
Шустикова Марина Николаевна
Нефтегорск
2019
Содержание:
- Пояснительная записка …………………………………………………..3
- Проектирование электронного образовательного маршрута (ЭОМ)……………………………………………………………………..4-5
- Рекомендации по использованию………………………………………5-8
- Заключение……………………………………………………………….8-9
- Список литературы……………………………………………………..9-10
Пояснительная записка.
В современном обществе возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах технической направленности. Важно на ранних шагах выявить технические наклонности воспитанников и развивать их в этом направлении. Подготовка детей к изучению технических наук - это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструктивным мышлением.
В нашем детском саду апробируется программа «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Конструирование - важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами - надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу. Деятельность с конструкторами, как ни одна из других форм активности ребенка создает условия для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно для формирования способностей к длительным волевым усилиям, направленным на достижения результата. Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире.
В Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования доказывается, что семья оказывает свое решающее воздействие на процесс профессионального самоопределения в более раннем возрасте, чем это принято считать, задавая «правила игры», которые позднее перерастают в профориентационный выбор.
Родители играют важную роль и становятся активными участниками образовательной деятельности. Поэтому необходимо их заинтересовать, подобрав интересные формы взаимодействия и оказать помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Проектирование ЭОМ
Образовательный маршрут – это новое направление в развитии семейной педагогики – организации семейного досуга (воспитания и развития) с использованием интернет-ресурсов. Разрабатывая образовательный маршрут, необходимо следовать определенным принципам:
качество рекомендуемых ресурсов (содержательная ценность, соответствие возрастным особенностям целевой аудитории, отсутствие рекламы и т.п.);
наличие цели, планируемых результатов (родители должны четко видеть цель, должна быть понятна ключевая идея предлагаемых способов организации совместной продуктивной деятельности в сети Интернет);
технологичность маршрутов;
соответствие дизайна основной идее маршрута.
маршрут должен быть творческого, познавательного, исследовательского характера (Совместная деятельность родителей с детьми, в большей степени, должна быть направлена на мотивацию к познанию нового и расширению кругозора);
рекомендации для родителей должны быть написаны простым доступным языком.
Этапы разработки образовательного маршрута:
Этап 1. Осознание проблемы.
Этап 2. Формулировка цели образовательного маршрута и задач, направленных на ее достижение.
Этап 3. Поиск и анализ Интернет – ресурсов (содержательная ценность ресурса, соответствие возрастным особенностям, отсутствие рекламы и т.п.).
Этап 4. Разработка единой сюжетной линии (определенной метафоры), выбор дизайна, стиля изложения.
Этап 5. Разработка материалов инструктивного характера и составление методических рекомендаций. Для каждого шага конкретизируется, как организовать деятельность и как осуществить рефлексию (отразить, излагая "идею использования ресурса, рекомендации родителям по организации и сопровождению деятельности детей).
Этап 6. Публикация маршрута в сети Интернет (на сайте ДОО или прочих порталах).
Для координации деятельности ДОО и родителей необходимо решить следующие задачи:
Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Предполагаемый результат:
- Для педагогов: это очень хороший материал для проведения родительских собраний, бесед, тренингов и т.п. с родителями.
- Для родителей: самообразование, единение со своим ребенком.
- Для детей: Ведь все делается для них и ради них! В современных условиях, когда мы имеем практически неограниченный доступ к информационным ресурсам и дети получают всё большую свободу в сети Интернет важно, чтобы рядом с каждым из них был мудрый и неравнодушный взрослый человек... И, в первую очередь, это, конечно, должны быть его родители. На наш взгляд, значение такой формы работы для реализации социального партнерства переоценить сложно.
Рекомендации для родителей по использованию ЭОМ на тему: «Путешествие в мир роботов и робототехники».
Цель: Взаимодействие с родителями, вовлечение в познавательно-исследовательский процесс в совместной деятельности дошкольников и родителей в сети Интернет.
Возраст детей: 6-7 лет
Уважаемые родители!
Этот образовательный маршрут посвящен робототехники роботостроению. Наша жизнь, активна, информатизирована, компьютеризирована. Технические достижения молниеносно проникают в сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети с раннего возраста любознательны, любопытны, пытаются понимать, как устроены предметы, двигательные игрушки. Предлагаем и вам вместе со своим ребенком на некоторое время превратиться в исследователей. Раскрыть новые сферы внедрения роботов, робототехники, их применение.
Шаг 1. Зачем нужен робот?
Начните ваше исследование с обсуждения вопроса “ Что же такое робот? В чем их предназначение и применение? Есть ли в вашем окружении роботы, механизмы и каково их назначение? В какой стране стремительно развивается робототехника? Делать можно непосредственно во время семейного досуга, поочередно интересуясь у ребенка о его познаниях в этой области. Заострите внимание на этой теме и предложите найти сведения о роботах в сети Интернет.
Уважаемые родители, к беседе надо подготовиться, несомненно, вам потребуются научные факты и интересные сведения. Подтолкнуть детей на поиски ответов, когда появились первые роботы? Что было до их появления? Знают ли они, что такое андроид? Понимают разницу между простейшими роботами и «умными» машинами?
Воспользуйтесь дополнительной информацией о роботах на порталах, найдите ответы на интересующие вас темы: http://neuronus.com/stat/1068-interesnye-istoricheskie-fakty-o-robotakh.html
http://postrussia.info/10-interesnyh-faktov-o-robotah/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6239
А также для детей познавательное видео на ютубе: https://youtu.be/XDR5el3KJsk
Посмотрите вместе мультфильм «Смешарики» о железной няне. https://youtu.be/odbwz_86Xvg
Расскажите детям о том, что вы читали в детстве фантастические рассказы, и много из того, уже сбылось, будущее наступило. Подтверждение тому опытные образцы, которые демонстрируют достижения ученых и инженеров посмотрите здесь:
http://www.robogeek.ru/chelovekopodobnye-roboty
Вы можете четко следовать логике предлагаемого маршрута, проводя вместе свободные вечера или выходные дни. Может, вы воспользуетесь рекомендациями, и построите свой маршрут, если вашего ребенка что-то еще заинтересует.
Самое главное: оставайтесь вместе с детьми и помогайте им получать новые знания, в окружении быта и за пределами его!
Шаг 2. Устройство робота.
Посмотрите вместе с ребенком развивающие программы из серии «Роботомания», для начала выпуск № 29, где расскажут о том, кто занимается изготовлением роботов, их профессии, чем каждый занимается из них.
http://youtu.be/1PA32zoDA90phttps
Оставайтесь на ютубе и продолжайте узнавать новый материал из программ. Посмотрите ролики из этой серии-это расширит кругозор детей, они узнают много новых, интересных фактов, в ходе просмотра этих познавательных программ ребят ждут открытия, а также знакомятся с такими понятиями, как скорость, электродвигатель, механическое движение, конструкции, сила и энергия.
Факты о том, что с момента своего появления полвека назад, роботы прошли путь от примитивных механизмов до сложных, эффективных устройств, и даже во многом превзойдя по своим возможностям человека. Этот путь развития будет познавательно узнать, посмотрев из и видео перейдя по ссылке:
http://paranormalnews.ru/news/desjat_robotov_iz_proshlykh_vekov/2014-11-11-10058
Каракуринингё - японский механический робот.
https://youtu.be/7PiG-FA11UM
Непринужденный мультсериал «Джетсоны», герои вместо каменного века живут в 2062 году, в космическую эпоху.
http://www.lookatme.ru/mag/live/future-research/204189-back-to-the-future-the-jetsons.
Мультфильмы про
роботов http://smotret-multiki.net/stuff/robot_arpo/2-1-0-788
Завершая просмотр мультфильма или видео, вы можете обратить внимание детей на то, что и как происходит в мультфильме, пусть дети поделятся мнением, сделают умозаключения.
О том, что сегодня в мире работают примерно 1,8 млн. самых различных роботов – промышленных, домашних, роботов-игрушек. Ознакомитесь с самыми выдающимися из них, на ютубе:
К основному выводу детей нужно подвести наводящими вопросами: Обеспечивают ли роботы потребности всей цивилизации? Какие роботы работают среди нас? Как помогают в повседневном физическом и интеллектуальном труде?
После просмотра мультфильмов ребята должны привести примеры, подтверждающие это (например, где и в каких местах, предназначение этих роботов).
Кстати, вы можете дополнить рассказ и обратить внимание детей на то, что Роботы – это механические помощники человека, способные выполнять операции по заложенной в них программе и реагировать на окружение. Какие области развивают искусственные интеллект?
https://www.youtube.com/watch?v=lwNV2mOnGGA
Подвести детей к тому, что главной задачей современных технологов- это создание человекообразного робота, который бы мог испытывать чувства, аналогичные тем, что испытывает живой человек.
Шаг 3. Мы - исследователи!
Желание узнать и понять, почему движется или работает тот или иной технический объект, не только пробуждает любознательность детей, но и стремление сделать что-то своими руками.
Поэтому важным для вас, является обучение детей процессу самостоятельного приобретения знаний путем собственного исследовательского опыта.
Детям нравится собирать конструкторы, из которых можно собрать роботов, но было бы еще интереснее, если вечером, когда все дома, родители вместе с детьми станут мастерить из подручных средств, по схемам, а позже придумывать роботов сами, все будут заняты одним общим делом- это может стать семейным хобби.
Как сделать простейшего робота или виброробота своими руками, в домашних условиях, поэтапные пошаговые схемы по сборке простейших вибророботов, создать прототип будущего робота из подручных материалов, которого впоследствии, попробуете сделать подвижным при помощи электромоторов.
Поможет в этом сайт: https://usamodelkina.ru/roboty/, где вы можете выбрать любого простейшего робота и его смастерить.
Пусть дети зададут вопрос «А что, если?» Пробуют формулировать гипотезы, проводят испытания построенных моделей, делать записи результатов и демонстрировать свои «открытия».
На этой ссылке, предлагаю посмотреть и собрать совместно ArtBots- робот для детей и взрослых
https://usamodelkina.ru/8201-artbots-robot-dlya-detey-i-vzroslyh.html
https://www.syl.ru/article/298773/kak-sdelat-robota-v-domashnih-usloviyah-dlya-rebenka,
Здесь вы можете попробовать собрать «Вибрирующего жучка», «Щеткабота»–для детской забавы.
http://bebi.lv/brosoviy-i-podruchniy-materialy/robot-svoimi-rukami.html.
Можно попробовать смастерить робота, который ходит, смотрите на ютубе: https://youtu.be/irCAGNli-as
Или робот, который ходит по кругу: https://youtu.be/K2lPssGGvYI
А на этом видео можно собрать мотоцикл с моторчиком: https://youtu.be/2zZyT115g08
Заключение
На данном этапе работы дети проведут исследования с помощью созданных совместно с родителями моделей.
В процессе исследований получат «пищу для ума» – научаться делать выводы и сопоставлять результаты опытов,
Развитие творческой активности детей и полученный опыт рождает, как правило, у них идеи для продолжения исследований. Дети могут экспериментировать, менять свои модели, усовершенствовать их, а так же придумывать игры с новыми моделями.
Маршрут предоставляет огромные возможности для конструктивной, творческой, поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка.
Список литературы:
1. Вильямс Д. Программируемые роботы. - М.: NT Press, 2006.
2. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с
3. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.
4.Конюх В. Основы робототехники. – М.: Феникс, 2008.
5. Методические аспекты изучения темы «Основы робототехники» с использованием Lego Mindstorms, Выпускная квалификационная работа Пророковой А.А.
6. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010.
Интернет-ресурсы:
1.https://nsportal.ru/shustikova-marina-nikolaevna
2. http://postrussia.info/10-interesnyh-faktov-o-robotah/
3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6239
4. https://youtu.be/XDR5el3KJsk
5. https://youtu.be/I0ZWFC0mlYk
6. https://youtu.be/odbwz_86Xvg
7. http://www.robogeek.ru/chelovekopodobnye-roboty
8. http://youtu.be/1PA32zoDA90phttps
9. http://paranormalnews.ru/news/desjat_robotov_iz_proshlykh_vekov/2014-11-11-10058
10. https://youtu.be/7PiG-FA11UM
11. http://www.lookatme.ru/mag/live/future-research/204189-back-to-the-future-the-jetsons.
12. https://youtu.be/diw0BfIfQlY
13. https://youtu.be/r4J9Yul87Zs
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет "Образовательный маршрут "Волшебный мир магнитов"
laquo;ВОЛШЕБНЫЙ МИР МАГНИТОВ» Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет.Целевая аудитория: дошкольники 5 -6 лет.Автор:...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет «Образовательный маршрут «Что такое песок?»
Этот образовательный маршрут посвящен песку. Песок - с одной стороны такой знакомый всем и простой материал, а с другой - такой загадочный и таинственный. Смотришь на него и не можешь оторвать взгляд....
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет.
Образовательный маршрут "Край родной, навек любимый" ориентирован на более подробное изучение истории и природы родного края в целом....
Методическая разработка «Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет»: «Путешествие по улице Гагарина»
Проблема патриотического воспитания детей стала одной из актуальнейших. Важной задачей взрослых является воспитание в детях бережного отношения к окружающему, формирование осознания себя частью семьи,...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет «Планеты Солнечной системы»
С древних времен людей манило все недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. А потому, Солнце, Луна и звезды всегда притягивали их взгляды и ...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....