«Клубный час» в форме творческих мастерских, как эффективная форма позитивной социализации ребенка – дошкольника».
статья
В данной статье представлен опыт работы детского сада по реализации авторкой педагогической технологии Гришаевой Н.П. «Клубный час».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_klubnyy_chas.docx | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Клубный час» в форме творческих мастерских, как эффективная форма позитивной социализации ребенка – дошкольника».
Аннотация: В данной статье представлен опыт работы детского сада по реализации авторкой педагогической технологии Гришаевой Н.П. «Клубный час».
Как развить у ребенка - дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативу, ответственность - качества, которые необходимы не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для успешной жизни в современном обществе?
Чтобы ответить на это и соответствовать требованиям, которые сегодня предъявляют системе дошкольного образования, педагогический коллектив нашей дошкольной образовательной организации решил пересмотреть и внести изменения в педагогический процесс.
Нами были изучены новые методы и технологии эффективной социализации дошкольника. Выбор пал на авторскую педагогическую технологию научного сотрудника института социологии РАН Гришаевой Натальи Петровны «Клубный час». Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное - огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Данная педагогическая технология заключается в том, что дети в течение одного часа, сделав свой выбор, самостоятельно включаются в интересную для них практическую, познавательную, творческую деятельность, при этом педагоги создают благоприятные условия и психологический комфорт.
Основные цели «Клубного часа»:
- воспитание дружеских отношений между детьми разного возраста, уважительное отношение к окружающим;
- воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
- обучение ориентировки в пространстве;
- развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
- закрепление умений вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную помощь;
- развитие стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
- обучение детей приемам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
- поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогами и другими детьми разнообразным впечатлениям;
- приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Подготовительная работа с педагогами и родителями.
Проведение «Клубного часа» требовало от коллектива большой подготовительной работы. Весь педагогический коллектив изучил методическую литературу, были просмотрены вебинары, познакомились с опытом работы коллег других детских садов.
С целью просвещения и привлечения родительской общественности в образовательный процесс, нами были проведены собрания, где родители познакомились с целями и правилами проведения «Клубного часа» в детском саду.
На первых порах «Клубный час» проводился с детьми старшего дошкольного возраста. Это было связано с опасениями родителей, которые боялись за безопасность своих детей, но увидев слаженную систему и результат работы, страх у родителей пропал. Они видят, как во время проведения «Клубного часа» входные двери в детском саду закрываются, в холлах дежурят сотрудники. Безопасное передвижение в данное время обеспечивается для всех детей. Ребята знают, если вдруг кому-то понадобится помощь, то они могут в любое время обратится к взрослому, который находится в данное время по-близости. Кроме этого сотрудники имеют право «штрафовать» детей за нарушения правил поведения и отбирать жетоны, об этом дети тоже знают. В настоящее время в работу подключились и малыши.
Тематика «Клубного часа» всегда обсуждается педагогами и специалистами ДОУ заранее. При составлении плана учитывается календарно-тематическое планирование, события, праздники месяца. Поэтому, один раз в неделю, в пятницу, в нашем ДОУ успешно проводится тематический или творческий «Клубный час», где ребенку предоставляется возможность самостоятельно проявить детскую инициативу, показать свои возможности в той или иной деятельности. Одно из главных условий проведения «Клубного часа» - это его длительность, а именно не менее 1 часа.
К каждому «Клубному часу» готовится своя программа (реклама) проведения, где прописываются, какие мастерские будут работать. Каждая мастерская имеет свое название и цветовое изображение, потому что не все дети умеют читать. Выбрав себе мастерскую и зная ее цветовое обозначение, ребенок с легкостью находит ее.
Предварительная работа с детьми.
Непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети обсуждают вместе с педагогом правила поведения в мастерских. Педагог напоминает детям о правилах, которые необходимо соблюдать в мастерских: при входе в каждую мастерскую необходимо поприветствовать взрослого, друг друга, а по уходу попрощаться; ходить надо тихо, говорить спокойно, чтобы не отвлекать других от дела; если нужна помощь младшим, необходимо проявить заботу; не отнимать друг у друга игрушки, уметь уступать младшим; по сигналу колокольчика необходимо покинуть мастерскую.
Основная работа «Клубного часа» начинается с организационного момента, где воспитатель, сидя вместе с детьми в одном кругу, зачитывает детям программу (рекламу) мероприятия. Знакомит, какие мастерские работают и какие педагоги их ждут, дает возможность всем детям самостоятельно определиться с выбором мастерких.
Перед выходом их своих групп дети проверяют свои жетоны, одевают их на руку, вспоминают о штрафных санкциях за несоблюдение правил. Нарушив один раз, ребенок лишается одного жетона, второй раз - второго, лишившись всех трех жетонов, он лишается участия в следующем «Клубном часе». Каждый ребенок ждет день, когда будут работать мастерские, поэтому они дорожат своими жетонами и стараются не нарушать правила поведения.
Сделав свой выбор, дети выходят из групп и направляются в мастерские. Как было отмечено, для того, чтобы наши воспитанники лучше ориентировались и без труда находили свои мастерские, в коридорах ДОУ наклеены цветные стрелочки в соответствии с цветом мастерской. Выйдя из группы, ребята чувствуют себя взрослыми, самостоятельными, ведь их никто не провожает. А в это время за безопасное передвижение детей следят младшие воспитатели, сотрудники детского сада, которые выполняют свою работу и не обнаруживают возложенные на них обязанности.
Воспитатель при этом остается в своей группе (мастерской) и ждет прихода других детей, где будет организована определенная деятельность. За 5-10 минут до завершения работы в мастерской, педагог дает оповестительный звонок в колокольчик, для того чтобы ребята смогли завершить свою работу, убрать свое рабочее место и т.д.
После завершения «Клубного часа», все дети возвращаются в свои группы и вместе с воспитателем, садятся в общий круг для проведения релаксации-рефлексии. Спокойная музыка, зажжённая свеча или любая другая игрушка, побуждает детей к более полному высказыванию, обмену впечатлениями о посещении мастерской. Все ждут, когда «дойдет» свеча (игрушка) для того, чтобы показать свои работы (если такие есть), рассказать о том, чем они занимались, что увидели, что узнали нового, что больше всего запомнилось и т.д. Практика показывает, что во время проведения рефлексии, ребята друг друга не перебивают, в группе царит тишина.
Взаимодействие с разными педагогами, родителями, каждый из которых создает свое пространство со своими правилами, учит ребенка строить отношения с разными людьми, овладевать разными способами деятельности, выбирать, чему и у кого учиться.
Систематическое общение детей учит их договариваться между собой, уступать друг другу, старшие помогают младшим в доведении начатого дела. Воспитанники стали меньше конфликтовать, ссориться из-за пустяков. Мы видим положительный эмоциональный настрой дошкольников, этого дня ждет каждый ребенок, посещающий наш детский сад.
Родители наших воспитанников не остаются в стороне, они с большим удовольствием поддерживают нашу работу и стали актитвными участниками в проведении «Клубного часа». Так, папы неоднократно принимили участие в работе клуба «Чудо-шашки», «Шахматный клуб», где знакомили детей с правилами игры в шашки и шахматы, устраивали турниры. Мамы знакомили детей с различными техниками, проводили масстер-классы по изготовлению различных поделок, сувениров, подарков для своих родных и близких.
Педагогический коллектив ДОУ не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск новых инновационных подходов к развитию позитивной социализации дошкольников продолжается.
Программа Клубного часа в МБДОУ «ЦРР – детский сад №178» г. Чебоксары
Дата проведения: 16 декабря 2017 года
Группы №13 (руководитель: Толстова М.Г.) Театральная студия «В гостях у сказки».
Новый год – чудесная пора. А знаете ли вы, что чудеса могут прятаться за тенями?! Приглашаем Вас в Театр новогодних теней.
Группа №9 (руководитель: Макарова Е.А.) Творческая мастерская «Волшебная иголочка».
Совсем немного осталось до Нового года и Дед Мороз принесет всем подарки. А где же прячет Дед Мороз свои подарки? Ну, конечно же, в волшебных варежках! Сегодня, побывав у нас в гостях, вы сможете сами изготовить варежку Деда Мороза! Интересно? Тогда мы ждем вас!
Группа № 4 (руководитель: Гурьева М.В.) Творческая мастерская «Бумажное царство».
В преддверии Нового года мы приглашаем вас смастерить Деда Мороза. Каким он будет, мы еще не знаем. Но, проявив творчество и фантазию, у вас все получится. Какой же праздник без него? Ведь только он исполняет все наши желания в Новогодний праздник!
Группа №8 «Веселинка» (руководитель: Зиновьева Т.И.) Творческая мастерская «Пчелка».
В нашей мастерской вы сможете смастерить необычную поздравительную открытку для любимых мам и пап и подарить её на Новый год. Мы надеемся, что в этот замечательный вечер у вас на лице появится улыбка. Приходите, вам понравится!
Группа №12 (руководитель: Безбородова О.Г.) Клуб Оригами.
Ждете приближения Нового года? А ведь так хочется, чтобы новогодние праздники длились несколько месяцев. К сожалению, это невозможно, но процесс подготовки дарит ощущение волшебства и сказочности.
Главная гостья – это зеленая красавица. Как сделать елку своими руками из бумаги, узнаете, если придете в нашу мастерскую!!! До скорой встречи, друзья!
Группа №11 «Закаляйка» (руководитель: Евдокимова Е.И.) Клуб «Смастеримка».
Наша мастерская приготовила множество сюрпризов для самых творческих и креативных детишек. Если вам интересно, то приходите к нам. Вам понравится!
Группа № 10 «Витаминка» (руководитель: Салимова Е.В.) Мастерская «Чудо-тесто».
Многие привыкли покупать готовые елочные украшения в магазинах. Наша мастерская раскроет секреты, как можно быстро и легко сделать новогоднюю игрушку своими руками. Не верите! Приходите и убедитесь сами!
Детский развивающий центр «АБВГДЕЙка» (руководитель: Харитонова М.А.)
Кафе «Сладкоежка».
Все мы любим пить ароматный чай. Но какое может быть чаепитие без вкусняшек? В нашем кафе у вас будет возможность самим приготовить вкусняшки и попить витаминный час.
«Школа мяча» (руководитель: Ильина Е.В.)
В нашей школе вы проявите свою силу, выносливость в спортивной игре «Пионербол». Кто не боится трудностей, смелее бегите к нам!
«Музыкальный театр» (руководитель: Иванова О.В.)
Ребята, приглашаем вас за кулисы музыкального театра! Вы увидите, как танцуют артисты балета, а девочки смогут примерить настоящие пуанты! Наши двери открыты для вас!
Список литературы
1.Белая Л. Н., Гришаева Н.П., Брынцева Е. В. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет. Система реализации, формы, сценарии. ФГОС.// Вентана-Граф,2017.-320с.
2. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации. Методическое пособие.// Вентана-Граф,2015.-184с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные формы работы в ДОУ как фактор позитивной социализации дошкольников.
Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребе...
Лэпбук ка форма позитивной социализации дошкольников
Данный материал может быть полезен воспитателям при реализации личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе...
Лэпбук - форма позитивной социализации дошкольников
Данный материал может быть полезен педагогам дошкольного учреждения для проведения консультации по теме, для подготовки к Педагогическому Совету...
Творческо-исследовательский проект «Марш Победы» Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию как форма позитивной социализации дошкольников
Проект нацелен на патриотическое воспитание дошкольников....
Вариативные формы организации позитивной социализации дошкольников
Позитивная социализация — это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием. Понятие «позитивная социализация»...
«Краткосрочные образовательные практики как эффективная форма организации образовательной игровой деятельности по интересам, способствующая позитивной социализации дошкольников»
Материал предназначен для педагогов ДОУ...
Муниципальный семинар-практикум «Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников». Метод кейсов как инструмент формирования социальных компетентностей детей дошкольного возраста
С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить...