Интерактивные формы работы в ДОУ как фактор позитивной социализации дошкольников.
проект на тему

Вишневская Татьяна Дмитриевна

Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства.

 

В рамках предлагаемого педагогического опыта предполагается исследование педагогических аспектов использования технологий позитивной социализации дошкольников, как гибкой формы социального образования детства, регулирующей взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vishnevskaya_t.d.docx45.58 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные формы работы в ДОУ как фактор позитивной социализации дошкольников. (Методический театр) Вишневская Т.Д., старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 27» г.Камень-на-Оби Каменский район Алтайский край; Костромина Г.А., воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 27» г.Камень-на-Оби Каменский район Алтайский край.

Введение

В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Социализация - от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность. 

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства.

Актуальность                            

В условиях достаточной разобщенности общества, информатизации и компьютеризации деятельности людей, экономической нестабильности и, как результат - недостаточности времени у родителей для общения и культурного развития ребенка актуализируется проблема развития навыков социальной адаптации, успешной коммуникации и культуры поведения и общения ребенка с раннего возраста. Родители и педагоги обеспокоены вопросом, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в сложный, динамично изменяющийся мир, стал уверенным, общительным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. Ведь именно дошкольное время – ключевое для становления личности человека и формирования у него основных жизненных навыков. Самым главным   является социализация детей, приобщение их к ценностной культуре мира. А именно правильное понимание социализации – потребность в любознательности, познании мира, потребности в творчестве, мотивации достижений, развитии способности сотрудничать, общаться, освоении этических норм в процессе реальной практической деятельности.

Для педагогов и родителей актуализируется проблема поиска эффективных методов и педагогических технологий развития навыков социализации, взаимодействия с детьми, инновационных методов воспитания дошкольников, в том числе и социальной адаптации, развитию коммуникативных навыков и культуры поведения.

В рамках предлагаемого педагогического опыта предполагается исследование педагогических аспектов использования технологий позитивной социализации дошкольников, как гибкой формы социального образования детства, регулирующей взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных групп.

Кроме того, актуальность декларируемой  проблемы, предлагаемой к реализации в рамках инновационной деятельности, подтверждена содержанием ФГОС ДО, где перед дошкольным образованием поставлены задачи:

«… 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;…»

Всего этого возможно достичь используя новые, интерактивные методы и технологии в дошкольном образовании.

Глоссарий

Интерактивность — это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы. (Википедия)

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. (Педагогический словарь. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.)

Методы активного обучения — совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия,  мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе  познавательной деятельности (В. Н. Кругликов, 1998).

Методический театр – активная форма работы, стимулирует поиск, творческую, познавательную и  исследовательскую деятельность.

Правовое основание реализации технологии

        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Алгоритм реализации технологии

        Работу по позитивной социализации педагог может проводить в рамках всех образовательных областей, но в основе лежит образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», задачи этой области полностью совпадают с задачами позитивной социализации ребёнка. Направление этой деятельности достаточно широкое и разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень много. Наиболее актуальными и эффективными в настоящий момент являются активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов, родителей и детей в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Использование  интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает  к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, личностному развитию, росту. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивным методом, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями участников, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознаёт, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения — необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога, родителей и детей.

Методический театр – активная форма деятельности, стимулирует поиск, творческую, познавательную и  исследовательскую деятельность участников образовательного процесса.

В методическом театре разыгрывается спектакль – сказка,  целью которой является повышение и закрепление знаний, развитие коммуникативных навыков.

В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности.

Методические сказки могут иметь разнообразную тематику и направленность. Методический театр может успешно использоваться как форма повышения квалификации педагогов, как игровая форма работы с детьми, а также родителями.

В данной форме объединяются различные образовательные ситуации: игровые, проблемные, ситуации, обращённые к личному опыту ребёнка и др.

Основные методические инновации данной технологии, связаны с применением интерактивных методов обучения, где процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения.

Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться  знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.

В  ходе диалогового общения у участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Участники деятельности учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях.

Ценно то, что при такой организации работы  можно не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы товарищей, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У всех участников формируется уважение к чужому мнению,  умение выслушивать другого,  делать обоснованные заключения и выводы.

Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей, как:

  1. Стимулирование интереса и мотивации к саморазвитию;
  2. Повышение уровня активности и самостоятельности;
  3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
  4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

      В чем преимущества такой работы?

Во-первых - значительно повышается мотивация деятельности, их социальной и познавательной активности.

Во-вторых - реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.

В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.

Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств,  развития сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стресссоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство рассматриваемой театрально-игровой технологии в детском саду включает:

- воспитание у ребенка основ общей культуры;

- развитие социально-коммуникативных качеств;

- развитие творческой активности и игровых умений детей.

Это все так, но необходимо обратить внимание на чрезвычайно важную особенность театральной игры - эта деятельность интересна всем - и детям, и взрослым. В ней как бы «нет возраста», а есть общая цель, которая реализуется как в результате — спектакле, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах.

Итак, методический театр – это спектакль-импровизация с интерактивным включением всех участников, целью которого является получение или закрепление определённых знаний, умений, навыков.

Алгоритм проведения

Прямой комментированный показ-разыгрывание определённой методической сказки. Минимум декораций. Выбор роли – случайное вытягивание карточек-ролей.  

Рассказчик  рассказывает сказку, а артисты-участники, ориентируясь на его слова, с помощью движений, слов, жестов и мимики будут изображать соответствующие действия или эмоции.

Примеры методических сказок

Сказка о безопасности (для педагогов ДОУ)

Действующие лица: Рассказчик, Педагог, Мысль, Камень, Телевизор, Квартира, Природа, Террорист, Подсказки, Инспектор ГИБДД.

Материал: карточки – названия действующих лиц, телевизор, картинки с изображением различных опасных ситуаций, телефонная трубка или 2 сотовых телефона - игрушки, карточки с изображением правил поведения на природе, пистолет, маска – шапка с прорезями для глаз, спички, изображение огня, билеты с вопросами о безопасном поведении при  столкновении с террористами, награда.

Вступление

Рассказчик.

      Работа ДОУ по реализации ООП ОО «Социально – коммуникативное развитие» по разделу «Безопасность». Попробуем разыграть спектакль – сказку. Каждый из вас выбрал карточку, на которой указана роль в спектакле. Я буду рассказывать сказку, а артисты, ориентируясь на мои слова, с помощью движений, слов, жестов и мимики будут изображать, соответствующие действия или эмоции. Итак, начнём.

Действие первое.  Выходит Рассказчик.

Рассказчик.

     Расскажу я вам сказку необычную, очень важную, общественно – педагогическую, а не личную. А вы мне помогайте, сказку разыграйте.

     Давно это было, а может и недавно. Жил – был Педагог, работал он в детском саду. Был он умный, опытный и талантливый, одним словом, мастер своего дела. И гордился этим.

Но однажды смотрел Педагог телевизор (Выходит Телевизор, показывает картинки с изображением опасных ситуаций) и услышал о происшествиях, которые случились с детьми – дошколятами. Задумался Педагог: «Как же сделать так, чтобы не грозили нашим детям никакие беды нигде и никогда?», «Надо помочь детям!!!»  Долго ли коротко думал педагог, но вдруг посетила его мысль! (Выходит Мысль). И говорит она Педагогу: «Изучай документы! Изучай документы!». Испугался Педагог, растерялся, плечами пожимает в недоумении. Стала Мысль утешать Педагога, говорить, что он справится, потому что он знает эти документы. Убежала мысль, а Педагог решил вспомнить, какие нормативные документы помогут ему реализовать задуманное. А для этого ему потребовалась помощь зрителей (совместное называние правовых нормативных документов).

Действие второе.

      И стал Педагог ещё умнее. Решил тогда Педагог найти в стране дошкольного образования саму Безопасность. А как это сделать? Шёл, шёл Педагог по дорогам страны педагогического образования и натолкнулся на Камень (Выходит Камень). А на Камне том написано: направо пойдёшь – неприятности найдёшь, налево пойдёшь – забот и хлопот ты полон рот найдёшь, прямо пойдёшь – самого себя и всех спасёшь и Безопасность там найдёшь. И пошёл Педагог прямо. Идёт он, идёт, а Безопасности нигде не видит. «Что же делать? Как мне быть? Где ж Безопасность раздобыть?» - думает Педагог.

        И вдруг ему навстречу Инспектор ГИБДД идёт (Выходит Инспектор). Спрашивает Инспектор строго: «Что вы тут ищете? Что пытаете? Или от дела лытаете?» А Педагог ему и говорит: «Хочу Безопасность найти, всем помочь и всех спасти». Инспектор отвечает: «Здесь Безопасность, здесь, но и хитрость у нас в сказке есть. Если догадаешься да разберёшься, то всего сам и добьёшься. Я – безопасность дорожная, наука у меня не простая и не сложная. Выучить её может каждый, чтоб помогла она тебе неоднажды. На мои вопросы отвечай, старайся и ничего не пугайся!» (Вопросы о ПДД). Инспектор: «А теперь ступай вперёд, там новая встреча тебя ждёт».

      Пошёл Педагог вперёд и встретил на пути Квартиру. И говорит она ему: «Если разгадаешь мои загадки, то удастся тебе встретится с ещё одним героем, ну, а если нет, то будет на твою голову сто бед!»  Задумался Педагог, не уверен был, что справится со всеми вопросами. Попросил он в помощь Звонок другу. Согласилась Квартира и стала задавать свои вопросы (отвечает тот, кому в руки Педагог даст телефонную трубку). Ответил Педагог на все вопросы, обрадовался и собрался идти дальше, а Квартира ему и говорит: «Иди вперёд, там тебя встреча с Природой ждёт!»

       Пошёл Педагог по дорогам страны педагогического образования, а навстречу ему бежит Природа, красивая!!! Румяная!!! Глаз не оторвать! И говорит Природа: «Все говорят, что любят меня. А ты любишь?» Педагог закивал головой, а Природа продолжает: «Тебе придётся это доказать!» Педагог спрашивает: «А как?» (Природа протягивает ему карточки). «Разгадай мои загадки. А если не справишься сам, позови помощников».  «Раздай карточки всем, кому захочешь, и пусть они вместе с тобой расскажут об отношении ко мне» - сказала Природа. (Педагог раздаёт карточки всем сидящим в зале и они комментируют картинку). Похвалила Природа Педагога, попрощался он с ней и пошёл дальше.

        И вдруг ему навстречу Террорист с пистолетом, берёт он Педагога в заложники.  Говорит Террорист хриплым голосом: «Ну, мимо меня – то ты не пройдёшь, ничего не получишь и не сможешь уберечься!» Педагог его спрашивает: «Что ты хочешь от меня?» Террорист отвечает: «Хочу, чтобы ты рассказал, как надо себя вести в чрезвычайных ситуациях?! Я послушаю, а уж потом пойму, что с тобой делать». Педагог говорит: «Очень сложный вопрос! Прошу подсказку!» (Выходят Подсказки). Террорист продолжает: «Раз пришли Подсказки, то  я устрою настоящий экзамен!» (Протягивает билеты с вопросами).

  Террорист задумался, а потом говорит: «Ну, уж нет! Я не дам вам возможности уйти от меня! Я устрою здесь пожар! Сможете спастись, спасайтесь! А если нет, то прощайте!» (Имитирует, что поджигает спичками что – нибудь, кладёт изображение огня и убегает). Убежал Террорист и Подсказки испугались и убежали! А Педагог вместе со всеми теми, кто в зале стали вспоминать, что необходимо делать при пожаре. Вспомнили они всё. Раз, раз, раз, раз и пожар погас!

Действие третье.

Рассказчик.

     Вздохнул Педагог с облегчением, вытер пот со лба и вдруг увидел, как к нему идут все, кого он встретил в стране дошкольного образования. Удивился Педагог: «Как же так? Что вас всех связывает?» И вдруг Педагог понял, какая хитрость скрывалась в сказке! Конечно! Вы все вместе и составляете одну семью под названием «Безопасность». Обрадовались все, теперь- то уж Педагог точно сможет помочь детям и правильно запланирует свою работу. Обнялись они все на радостях и вручили Педагогу награду за знания.

Вот так Педагог живёт – поживает,

И горя не знает.

А если встретятся ему проблемы на пути,

То вместе с вами ему легко ответ найти.

Не теряйтесь никогда,

Тогда не страшна вам любая беда!

Знамя профессии надо нести высоко,

Хотя бывает это очень  нелегко.

Успехов в работе, удачи в пути,

Чтоб путь педагогический с честью пройти!

Автор: Костромина Г.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 27»,

Вишневская Т.Д., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 27»

Методическая сказка «Весёлое путешествие с овощами и фруктами»

(для детей старшего дошкольного возраста)

По дорогам и тропинкам

В сказку мы, друзья, пойдём.

Необычную игру

Вместе со сказкой проведём.

Все герои, что мы встретим,

Вам знакомы, лишь узнай!

А для этого загадку

Ты, дружочек, отгадай!

В сказке всем он – лучший друг,

В жизни – вылечит недуг.

Горький он, в нём много витаминов,

Узнали его? Это …(Чипполино)

Чтобы нам с ним подружиться,

Надо радостью с ним поделиться!

(проводится игра « Что у нас хорошего?» Участники получают картинку Чипполино и рассказывают о том, что хорошее случилось у них на этой неделе. Затем передают картинку сидящему рядом).

Тропинка дальше продолжается,

Кто ж нам повстречается?

Разгадайте – ка, ребятки,

Мою новую загадку.

Круглая, розовая

С беленьким хвостиком.

Растёт на грядке низко – низко.

Узнали меня? Я …(редиска).

Чтобы с нею подружится,

 Надо всем развеселится!

А для этого, ребята,

Поплясать со мною надо!

(проводится игра «Делай, как я». Под музыку дети встают и выполняют движения по показу ведущего).

Вновь тропинка нас зовёт

 И куда - то поведёт.

Жёлтый, кислый он.

А зовут его…(лимон).

Вечно ходит недовольный,

Белый свет ему не мил.

Вы лимону помогите

Мимику ему смените!

(Игра «мимические картинки». Участники показывают доброе лицо, удивлённое, испуганное, хмурое, печальное, хитрое, весёлое)

Вот куда тропинка вышла,

Здесь живут графини …Вишни.

С ними Вишенка живёт

И привет он свой вам шлёт.

Чтобы стать нам всем друзьями,

Песню мы исполним с вами.

 ( Исполняют припев песни: «Друг в беде не бросит,

                                                   Лишнего не спросит.

                                                   Вот что значит настоящий,

                                                   Верный друг».

                                                   (Текст выводится на экран)

Все герои подружились,

Меж собою помирились.

Снова в сказку мы пойдём

И ещё друзей найдём.

Будет это не сейчас,

В другой раз!

Тут и сказочке конец,

А кто слушал – молодец!

Автор: Костромина Г.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 27»,

Вишневская Т.Д., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 27»

Заключение

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

- в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

- развиваются психические процессы:   внимание,    память,    восприятие, воображение,   стимулируются   мыслительные операции;

- происходит   развитие   различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

- активизируются  и  совершенствуются  словарный  запас,   грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

- совершенствуются моторика,  координация,    плавность,    переключае-мость, целенаправленность движений;

- развивается эмоционально-волевая сфера;

- происходит коррекция поведения;

- развивается чувство коллективизма,   ответственности   друг   за   друга, формируется опыт нравственного поведения;

- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

     Таким образом очевидно, что эта форма работы учит детей быть творческими личностями, общительными, коммуникативными, дружелюбными, добрыми, веселыми, образованными, интеллектуальными, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, терпеливыми, инициативными, эрудированными, художественно-литературными, художественно-изобразительными, непосредственными, здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Информационная карта образовательной организации

Название

образовательного

учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 «Петушок»

Юридический и фактический адрес ДОУ

658700 Алтайский край, Каменский район, г.Камень-на-Оби, ул. М.Горького 12 А

Руководитель

Карякина Светлана Анатольевна

Условия формирования опыта

      Опыт разработан на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 27 «ПЕТУШОК», входящего в инновационную инфраструктуру системы дошкольного образования Алтайского края, по введению ФГОС ДО 2014-2016 года. На базе  учреждения в 2014-2016 году было проведено 5 стажёрских практик, в них приняли участие 158 педагогических работников Каменского образовательного округа. С 2013 года ДОУ входит в состав регионального профессионального сообщества «Я – человек», под руководством О.Р. Меремьяниной, доцента кафедры дошкольного образования АКИПКРО. В 2015 – 2017 году на базе ДОУ проводилась Региональная методическая школа для педагогов, реализующих ФГОС дошкольного образования по Каменскому округу,  I региональный Фестиваль педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО по Каменскому образовательному округу.

       После реорганизации (2017 год) в структуру ДОУ входит 12 групп общеразвивающей направленности наполняемость 309 человек. Состояние материально-технической базы и медико-социальных условий ДОУ соответствует требованиям ФГОС ДО, современному уровню образования и санитарным нормам. Все компоненты развивающей предметно-пространственной среды включают в себя оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

       Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 27» в 100% составе прошёл курсы повышения квалификации по введению ФГОС ДО.

          Работа МБДОУ «Детский сад № 27» в условиях модернизации образования и работы в инновационном режиме потребовала новых подходов к организации работы для создания такой образовательной среды, в которой созданы условия для позитивной социализации воспитанников, полностью реализуется творческий потенциал каждого педагога и всего сообщества ДОУ.  

Цель деятельности по заявленной теме

         Создать оптимальные условия для позитивной социализации воспитанников путём активного вовлечения родителей (законных представителей) в жизнедеятельность ДОУ.

Задачи

 - наметить пути обновления образовательного процесса в ДОУ с учётом требований ФГОС ДО;

- изучить теоретические подходы к пониманию позитивной социализации дошкольников;

 - разработать методическое сопровождение образовательного процесса, способствующее развитию навыков социализации, коммуникации, культуры поведения и общения;

  - повысить уровень педагогической культуры родителей, способствовать объединению усилий дошкольного учреждения и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей;

- обобщить и распространить инновационный опыт реализации технологий социокультурного развития дошкольников в Каменском образовательном округе.

Ожидаемые результаты

         Обновление содержания социокультурного образования дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

         Повышение показателей уровня социокультурного развития воспитанников при поступлении в школу.

Информационные ресурсы

выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь,

электронная почта: Nocova27@ mail.ru,

официальный сайт ДОУ: http://ds-petushok.edu22.info, интерактивная консультативная группа «В детский сад с радостью»: https://ok.ru/vdetskysad                      

Практическая значимость

Опыт рекомендован для педагогов ДОУ, ставящих перед собой цель обновить содержание работы ОО «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО.

Описание критериев мониторинга качества проекта

- развитие социокультурных навыков дошкольников;

- профессиональное развитие педагогов (овладение инновационными технологиями социализации дошкольников);

- участие педагогов и детей в конкурсах различного уровня;

- показатели оснащённости развивающей предметно-пространственной среды ОУ;

- эмоциональное благополучие участников образовательного процесса;

- активное участие родителей (законных представителей) в образовательном процессе;

- распространение опыта ОУ по направлению инновационной деятельности.

Риски реализации

       Трудности преодоления старых стереотипов профессиональной деятельности педагогов

       Недостаточное финансирование и техническое оснащение проекта (ИКТ)

Методические кейсы

        В ходе разыгрывания методических сказок используется решение различных практических заданий, это могут быть кроссворды, педагогические ситуации, проблемные вопросы, тематические викторины и др.

Кейс № 1

        Разработать цикл практических заданий к методической сказке для педагогов ДОУ по теме «Как педагоги формулу здоровья искали». (сказка прилагается)

Кейс № 2

        Сформулировать цели и задачи для методической сказки «Весёлое путешествие с овощами и фруктами» для дошкольников старшего дошкольного возраста.

Кейс № 3

        Сочинить методическую сказку для дошкольников по теме «Животные Красной книги Алтайского края».

        

Литература:

  1. «Азбука общения» -Детство Пресс,Санкт-Петербург,2007г.
  2. «Давай поиграем» -Детство-Пресс,Санкт-Петербург,2008г.
  3. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников» -Детство-Пресс, Санкт-Петербург,2009г.
  4. https://studfiles.net/preview/4024709/page:11/ Словарь основных педагогических терминов.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2011. - 402 с.
  6. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. - 2006. №6. - С. 70-78.
  7. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие. - М., 2012. - 330 с.
  8. Педагогический словарь.Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., М., 2014г.
  9. Шулешко Е. Е., Ершова А. П., Букатов В. М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск. 1990.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук ка форма позитивной социализации дошкольников

Данный материал может быть полезен воспитателям при реализации личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе...

Лэпбук - форма позитивной социализации дошкольников

Данный материал может быть полезен педагогам дошкольного учреждения для проведения консультации по теме, для подготовки к Педагогическому Совету...

Вариативные формы организации позитивной социализации дошкольников

Позитивная социализация — это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием. Понятие «позитивная социализация»...

Муниципальный семинар-практикум «Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников». Метод кейсов как инструмент формирования социальных компетентностей детей дошкольного возраста

С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить...

«Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования»

laquo;Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования»...