диагностика знаний и представлений детей о семье
материал (младшая группа)

Маханькова Анжелика Юрьевна

К концу года дети могут:

  • называть свои имя, фамилию;
  • называть имена членов своей семьи;
  • знать и понимать слова, обозначающие родство (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра);
  • понимать родственные отношения: родители — дети (мама, папа — сын, дочь); бабушка и дедушка — внук и внучка; брат — сестра.

•     проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние близ­ких людей (пожалеть, посочувствовать), проявлять элемен­тарную заботу и оказывать взрослым посильную помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon varianty_diagnostiki.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  диагностика знаний и представлений детей о семье

Вторая младшая группа

К концу года дети могут:

  • называть свои имя, фамилию;
  • называть имена членов своей семьи;
  • знать и понимать слова, обозначающие родство (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра);
  • понимать родственные отношения: родители — дети (мама, папа — сын, дочь); бабушка и дедушка — внук и внучка; брат — сестра.

•        проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать), проявлять элементарную заботу и оказывать взрослым посильную помощь.

Рекомендации для родителей:

  • беседовать с детьми о членах семьи,
  • объяснять им родственные отношения,
  • подчеркивать заботу членов семьи друг о друге.

Важную роль в работе с детьми 3—4 лет играет знакомство с родственными отношениями. На занятиях в детском саду рассматриваются следующие отношения: родители — дети (мама, папа — сын, дочь), бабушка, дедушка — внук, внучка, брат-сестра. Дома с детьми можно рассматривать семейные фотографии, беседовать о том, что "лоушки и дедушки — это родители мамы и папы, что папа и мама друг другу приходятся мужем и женой, как и дедушка с бабушкой. Родителям следует посоветовать внимательно относиться к вопросам детей о родственных отношениях, объяснять, кто кому кем приходится: привлекать к посильной помощи в домашних делах.

Вопросы к детям:

  • Как тебя зовут?
  • Какое у тебя имя?
  • Какая у тебя фамилия?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Как зовут твою бабушку?
  • Как зовут твоего дедушку?

Ситуация для обсуждения: «Кто-то из твоих близких, родных устал, болеет, расстроен (грустный). Как ты будешь себя вести? Что ты можешь сделать для твоих родных?»

В процессе диагностики можно предложить детям игровую ситуацию с использованием игрушек. Достоверные результаты могут быть также получены путем наблюдения за детьми, например, во время игры в семью, когда игровой сюжет включает аналогичную ситуацию.

Задания детям. Рассмотреть рисунок с изображением членов семьи (брат, сестра, мама, папа, дедушка, бабушка). Показать и назвать слова, обозначающие родство (родители, дети, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка).

Воспитатель просит ребенка показать на рисунке родителей (маму и папу), детей, дедушку и бабушку. Задает вопросы:

  • Кем дети приходятся маме и папе? (Сыном, дочерью.)
  • Кто они для бабушки и дедушки? (Внук, внучка.)

—        Мальчик и девочка, изображенные на рисунке, кем приходятся друг другу? (Они брат и сестра.)

—        Кто изображен на рисунке? (Люди, родные, семья.)

                      Беседа по сюжетной картинке «Моя семья». (диагностика)

Материал: сюжетная картинка с изображением семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, дочь, сын). Содержание диагностического задания:

Инструкция.

Посмотри внимательно на эту картинку.

- Как ты думаешь, кто здесь нарисован?

- Что делает бабушка?

-Дедушка?

- Остальные?

- Как заботится о тебе бабушка? Мама? Папа?

- С кем ты живешь?

2. Беседа по вопросам. 

- Попробуй вспомнить название города, в котором ты живешь.

- Ты часто гуляешь по городу с мамой (папой)?

- Ты благодаришь родителей за интересные прогулки? И т.п.

Критерии оценки

1 балл - перечисляет членов семьи, не давая пояснения их действиям. Затрудняется назвать, как заботятся друг о друге. Не знает названия своего города, села, деревни.

2 балла - ребенок называет членов семьи, но с трудом отвечает на поставленные вопросы, пользуется ситуативной речью. Знает название города, села, деревни.

3 балла - ребенок знает каждого члена семьи. Знает название своего города, села, деревни, с доверием относится к взрослым, которые заботятся о нем.

Высокий уровень - 8-9 баллов.

Средний уровень - 6-7 баллов.

Низкий уровень - 3-5 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика для определения уровня сформированности знаний и представлений о Великой Отечественной войне у детей 5-6 лет.

Данная диагностика помогает выявить знания и представления детей старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной Войне....

Консультация для родителей : "Особенности запаса знаний и представлений детей с ЗПР об окружающей действительности"

Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе является хорошая дошкольная подготовка. К моменту начала школьного обучения дети с ЗПР не приобретают тех знаний навыков и умений, которым...

ОБОГАЩЕНИЕ ОПЫТА ДЕТЕЙ ЗНАНИЯМИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О МИРЕ СЕМЬИ

В статье рассматриваются формы организации и обогащении опыта детей знаниями и представлениями о мире семьи. Выделены информационные блоки, такие как «Семья в жизни человека», «Прошл...

"Диагностика для определения уровня сформированности знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о народах, проживающих в Волгоградской области"

Данный материал позволяет определить уровень знаний и представлений  у детей старшего дошкольного возраста о народах, проживающих в Волгоградской области...

Картотека игр по формировании представлений детей о семье

Картотека игр по формировании представлений детей о семье...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Ветеринарный центр» Цель: расширить и углубить знания и представления детей о работе ветеринарного центра

Конспект сюжетно-ролевой игры «Ветеринарный центр»Цель: расширить и углубить знания и представления детей о работе ветеринарного центра...