ОБОГАЩЕНИЕ ОПЫТА ДЕТЕЙ ЗНАНИЯМИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О МИРЕ СЕМЬИ
методическая разработка (средняя группа) на тему
В статье рассматриваются формы организации и обогащении опыта детей знаниями и представлениями о мире семьи. Выделены информационные блоки, такие как «Семья в жизни человека», «Прошлое семьи», «Развитие семьи» и др. Отражены цели и формы организации работы с детьми и родителями по каждому информационному блоку.
Ключевые слова: семья, формы, информационные блоки, представления о семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОБОГАЩЕНИЕ ОПЫТА ДЕТЕЙ ЗНАНИЯМИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О МИРЕ СЕМЬИ | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Орлова Татьяна Владимировна воспитатель высшей категории
Молчанова Светлана Евгеньевна воспитатель высшей категории
Братченко Ирина Михайловна воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада» – Д/С No127 «Гуси-лебеди»
г. Тольятти, Самарская область
ОБОГАЩЕНИЕ ОПЫТА ДЕТЕЙ ЗНАНИЯМИ
И ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О МИРЕ СЕМЬИ
Аннотация: в статье рассматриваются формы организации и обогащении опыта
детей знаниями и представлениями о мире семьи. Выделены информационные
блоки, такие как «Семья в жизни человека», «Прошлое семьи», «Развитие семьи»
и др. Отражены цели и формы организации работы с детьми и родителями по каждому
информационному блоку.
Ключевые слова: семья, формы, информационные блоки, представления о семье.
1.
Мир семьи – чрезвычайно сложная, проявляющаяся в многообразии форма бытия человека. Познание сущности, закономерности и структуры семьи стало возможным лишь на современном этапе развития общества в целом и науки в частности.
2.
Система «ребенок – мир семьи» занимает особое место в нашем исследовании. В исследовании доказана важность и возможность ознакомления детей с миром семьи и показано, что ознакомить детей с миром семьи, значит направить их восприятие, мышление, действия, желания на изучение мира семьи, его освоение, присвоение, потребление и преобразование и на этой основе формировать субъектную позицию.
Обогащение опыта детей знаниями и представлениями о мире семьи предполагает выделение следующих информационных блоков.
1.
«Семья в жизни человека».
Целью данного блока является обогащение представлений детей о семье в целом и ее составе.
С этой целью используются следующие формы организации работы с детьми и родителями: −занятия «Моя семья», «Семьи бываю разные»;
−выставки совместного творчества детей и родителей «Семья – маленький мир», «В кругу семьи»;
−семейный клуб (темы встреч «Счастливая семья», «Колыбельная в
жизни ребенка»);
−издательство книги «Моя семья как сказка» (каждая семья составляет сказку про себя и оформляет в виде книги);
−круглый стол «Права и обязанности» (дети и родители обсуждают
права и обязанности всех членов семьи);
−семейный проект «Моя семья», «Что означает имя» (в ходе подготовки и презентации проектов дети знакомятся с представлениями о составе семьи, с тем, что такое имя, отчество, фамилия и историям и их возникновения);
−семейные музыкальные праздники «Праздник семьи», «Лучше папы друга нет».
2.
«Прошлое семьи».
Целью данного блока является обогащение представлений детей о прошлом семьи, ее родословной, обычаях и традициях, заложенных в семье и передающихся из поколения в поколение.
Формами организации работы с детьми и родителями, обеспечивающими достижение этой цели, являются:
− занятия «Моя семья», «Семьи бываю разные», «Волшебная гирлянда», «Семейный герб»;
−выставки «Наше царство-государство», «Семейный герб», «Ярмарка ремесел», «Дорогие сердцу вещи» (экспонатами выставки могут быть результаты совместного творчества детей и родителей, семейные реликвии);
−оформление альбома «Моя семья» (представляются гербы, родословные, традиции семьи, увлечения членов семьи);
−викторина «Кто больше?» (команды соревнуются в знаниях всех своих родственников, совместных семейных дел);
−концерт «Мы вместе» (семьи представляют свои традиции, обычаи
в виде концертных номеров);
−конкурс семейных проектов, презентаций «Традиции семьи», «Моя семья», «Имена наших семей», «Наша гордость», «Семейные рекорды», «История семьи»,
«Родословная», «Семейный герб» (родители и дети готовят проект, презентацию по заданной теме, которые могут быть в форме плаката, газеты, буклета, концертного номера, поделки);
−экскурсия в музей на темы «Семья в далеком прошлом», «История украшения женского костюма и предметов обихода»;
−музыкально-литературная встреча «Семейная обрядность»;
−день семейных игр в детском саду (дети и родители презентуют «семейные игры», рассказывают о традиции игры).
3.
«Развитие семьи».
Целью данного блока является обогащение представлений детей о том, что мир семьи развивается, появляются новые члены, увеличивается состав семьи.
Для достижения данной цели используются следующие формы организации работы с детьми и родителями:
−занятия «Семьи бываю разные» (с помощью пиктограмм дети моделируют разные варианты семей, составляют модель своей будущей семьи);
−семейный проект «История семьи», «Родословная» (проект может быть в форме плаката, газеты, буклета, концертного номера, поделки; в ходе подготовки и презентации проектов дети знакомятся с тем, как изменяется состав семьи);
−экскурсия в музей на тему «Семья в далеком прошлом»;
−викторина «Кто больше?» (команды соревнуются в знаниях всех своих
родственников).
4.
«Состав семьи».
Целью данного блока является обогащение и развитие представлений детей о наличии и характере связи между членами семьи.
С этой целью используются следующие формы организации работы с детьми и родителями:
−занятия «Моя семья», «Родственные связи», «Семьи бываю разные»;
−игры «Проще простого», «Родственные связи» (дети называют всех членов семьи, воспитатель рассказывает о связях между членами семьи, дети объясняют родственных связей), «Собери цветок» (части цветка – члены семьи);
−семейный проект «Что означает имя», «Имена наших семей», «История семьи», «Родословная» (проект может быть в форме плаката, газеты, буклета, концертного номера, поделки, презентации; в ходе подготовки и презентации проектов дети знакомятся с тем, что такое имя, отчество, фамилия и историями их возникновения);
−викторина «Кто больше?» (команды соревнуются в знаниях всех
своих родственников);
-экскурсия в музей на тему «Семья в далеком прошлом».
5.
«Любимые предметы нашей семьи».
Целью данного блока является обогащение представлений детей о связях между миром семьи и миром предметов, о любимых вещах членов семьи, об индивидуальных и семейных хобби.
Используемыми в данном блоке формами организации работы с детьми и родителями являются:
−совместная деятельность «Подарок своими руками» (дети и родители изготавливают сувениры к празднику);
-выставки «Ярмарка ремесел», «Наш вернисаж», «Умелые ручки», «Аукцион редких вещей», «Дорогие сердцу вещи»;
−семейный клуб «Играем все семьей», «Вот мы какие!» (чаепитие);
−конкурсы «Самая дружная семья», «Кулинарный поединок», «Лучший электрик»;
−встречи с интересными людьми (родители рассказывают о своих увлечениях, показывают домашние коллекции);
−семейная газета «Знакомьтесь: моя семья!» (родители и дети совместно выпускают газету о семейный увлечениях, любимых вещах);
−игра «Что мы знаем друг о друге» (семьи соревнуются в знании любимых занятий, блюд, предметов каждого члена семьи).
6.
«Я – член семьи».
Целью данного блока является обогащение представлений детей о своей
сопричастности к миру семьи.
Для достижения данной цели используются следующие формы организации работы с детьми и родителями:
−занятие «Я – представитель своей семьи»;
−конкурс семейных проектов, презентаций «Мое имя» (родители и дети готовят проект, презентацию, посвященный их ребенку; в проекте может быть отражено: почему так назвали ребенка, как можно еще его ласково называть, какой характер и привычки ребенка);
−круглый стол «Права и обязанности» (в ходе которого дети и родители обсуждают права и обязанности всех членов семьи);
−игра «Собери цветок» (цветок – это ребенок, остальные части растения – другие члены семьи).
7.
«Семейные помощники».
Целью данного блока является обогащение представлений детей о значении и важности мира семьи для человека.
С этой целью используются следующие формы организации работы с детьми и родителями:
−круглый стол «Права и обязанности» (дети и родители обсуждают права и
обязанности всех членов семьи);
−круглый стол «Зачем мы нужны друг другу?» (дети и родители обсуждают значимость всех членов семьи);
−круглый стол «Семья и город» (дети и родители рассказывают о вкладе семьи в становление города, завода, демонстрируют фото, грамоты);
−музыкально-литературная встреча «Рождественские колядки», «Нет милее дружка, чем родная матушка»;
−художественная литература, чтение рассказа З. Воскресенская «Мама», Г.
Браиловская «Наши мамы, наши папы», А. Барто «Я расту», «Машенька», «Если буду я усат», Р. Сеф «Мальчики и девочки», Р.И. Бардина «Кто же я такой?», С. Капутикян «Маша обедает»;
−П. Габе «Моя семья», З. Александрова «В гости к бабушке», В. Аким «Мама», Е. Благинина «Вот какая мама», «Посидим в тишине», П. Квитко «Бабушкины руки»;
−семейные реликвии, «Чем нам дорога эта вещь»;
−родословная семьи, рассматривание «Семейное древо», рассказ, беседа;
−летопись семьи, метод проектов «Мы – летописцы»;
−посиделки обучение приемам работы «Наши ремесла»;
−семейный словарь, оформление словаря;
−ребусы, кроссворды составление и оформление ребусов, рассматривание «Моя семья», «Родственники»;
−пособие: совместное моделирование, «Выбери из всех нарисованных предметов те, которые нужны для семьи», «Разгадай фамилию наших детей» «Объяснялочка», «Лишнее слово», «Загадочные картинки»;
−выставка, оформление выставки, рассказ, беседа «Из прошлого семьи» «Семейные реликвии», «Что предметы рассказывают о себе»,
«Наши семейные увлечения»;
−рисунки детей, рисование, беседа, «Любимое занятие мамы» «Мамины руки не знают скуки», «Семейные гербы», «Воскресный день», «Мой любимый праздник в семье», «С кем я живу». Дидактические игры, игровые методы, моделирование, рассматривание, решение проблемных ситуаций: «Моя семья», «Кому что нужно?», «Кто что любит?», «Я расту», «Кто я?», «Ласковые имена», «Мамины помощники», «Складные картинки», «Будем как мама», «Две сестренки», «Что у нас общего?»,
«Чем похожи, чем отличаются?», «Кто за кем?», «Кто поможет?», «Почта», «Волшебное зеркало», «На кого я похож?»
Проведенное исследование позволило установить, что формирование направленности на мир семьи обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями:
−трансляция родителями направленности на мир семьи как образца-ориентира для ребенка (или целенаправленный показ родителями собственной направленности на мир семьи как образца-ориентира для подражания);
-обогащение опыта детей знаниями и представлениями о мире семьи;
−создание «Уголка семьи» для косвенного стимулирования и реализации
направленности детей на мир семьи;
−сочетание различных видов активности дошкольника в совместной
деятельности с родителями и взрослыми.
Список литературы:
1.Безрукова Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников: Автореф. дис... канд. психол. наук / Л.В. Безрукова. – Екатеринбург,
1999. – 24 с.
2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Брожович; под ред. Д.И. Фельдштейна. – СПб.: Питер
, 2008. – 400 с.
3.Дыбина О.В. Направленность ребенка на мир семьи в контексте патриотического воспитания / О.В. Дыбина // Ребенок в детском саду. – 2009. – No2. – С. 3–5.
4.Дыбина О.В. Формирование у ребенка направленности на мир семьи
как основы патриотизма / О.В. Дыбина // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриоти-
ческого воспитания детей дошкольного возраста: Сборник трудов Всерос. науч.-практ. конф. (30–31 октября 2008 г.). – Тольятти: ТГУ, 2008. – Ч. II.
– С. 16–21.
5.Грицаева Л.А. Формирование у ребенка представления о семье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/2756672-p8.html (дата обращения: 06.01.2017).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого воображения, обогащение опыта познания окружающего мира – как возможность отражения впечатлений в рисунках детей старшего дошкольного возраста
Виды детской деятельности: двигательная, коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.Цели: обогащать и расширять зн...
Планирование работы, направленной на обогащение двигательного опыта детей, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Методическая разработка....
Обогащение знаний детей о сказках народов мира.
Воспитание у дошкольников гражданской активности в условиях культурного многообразия"...
Обобщение опыта по теме самообразования «Обогащение словаря детей в процессе ознакомление с окружающим миром»
Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школе. Одной из составляющих речи, является словарный запас, недоразвитие которого делает речь неполноценной, затрудняет речевое развитие...
Конспект занятия в средней группе детского сада "Формирование у детей первоначальных представлений о членах семьи на основе знакомства с произведениями Л.Н.Толстого"
продолжать знакомить детей с произведениями Л.Н.Толстого...
Методическая разработка "Обогащение социального опыта детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"
Воспитание у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств....
Из опыта работы с семьями детей билингвов статья в журнале СЕМЬЯ В МИРЕ – МИР В СЕМЬЕ Материалы X Байкальских родительских чтений 26-27 марта 2021 г.
Бунина М. В., Рыкова А. А., МБДОУ г. Иркутска детский сад No12 ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ Семья – это питающая насыщенная почва, на которой произрастает вы...