Значение художественной литературы для речевого развития дошкольников в ДОУ
консультация
Предварительный просмотр:
Значение художественной литературы для речевого развития дошкольников в ДОУ.
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературных произведений. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.
Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведений, так и выполнение творческих заданий. Всё это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении.
В работе с детьми особое значение имеет обращение к художественной литературе. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности является определяющей позицией данного направления.
Ознакомление детей с книгой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является создание в детском саду (группе) центра художественной литературы. Каждая возрастная группа имеет свой книжный уголок. Труд детей совместно с воспитателем в книжном уголке необходимо организовать в течении всего года.
Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате.
Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.
Удобное расположение (спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума);
Хорошая освещенность, чтобы дети не портили зрение;
Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.
Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.
В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Кроме того, в уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»
Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»...
Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников.
Речь дошкольника развивается в стихийных условиях (в семье, на улице и т.д. ). Большое значение имеет создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих ее развитию....
Художественная литература в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы...
Консультация «Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников».
Автором разработан методический материал по теме: "Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников" в помощь педагогам....
Реферат: "Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников"
Реферат по речевому развитию...
Влияние художественной литературы на речевое развитие дошкольников.
Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших проблем....
Художественная литература в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Художественная литература играет большую роль в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании....