Влияние художественной литературы на речевое развитие дошкольников.
консультация по развитию речи
Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennaya_lit-ra_i_rech_detey.docx | 11.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших проблем. Во-первых, формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Во-вторых, для овладения детьми чтением, письмом и счётом необходим достаточный уровень овладения лексической системой языка. В-третьих, словарный запас оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.
Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, необходимо удовлетворять. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него.
Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Например, потешки и колыбельные песни - бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова («котя», «котенька», «коток»). Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.
А сказки? Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.
Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. В повествовании сказок часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.
Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.
Особое значение для развития речи дошкольника имеет загадка.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на развитие словаря детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм («идут часы»), льёт дождь («идёт дождь»).
Таким образом, художественная литература имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения их речи . Перед дошкольным учреждением стоит увлекательная задача – заложить семена любви и уважения к книге, к художественному слову.
ЛИТЕРАТУРА.
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.
Учитель — логопед: Бабченкова О. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие дошкольников»
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...
Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»
Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»...
Влияние художественной литературы на всестороннее развитие дошкольников.
Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к чтению. Краткое описания работы по приобщению детей к художественной литературе....
Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников.
Речь дошкольника развивается в стихийных условиях (в семье, на улице и т.д. ). Большое значение имеет создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих ее развитию....
Консультация «Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников».
Автором разработан методический материал по теме: "Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников" в помощь педагогам....
«Влияние художественной литературы на речевое развитие детей»
Консультация для родителей...
"Влияние художественной литературы на речевое развитие дошкольников через культурные практики "
Разработка и внедрение системы работы по активизации речевых способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой....