Педагогический проект «Православные традиции в современной семье и дошкольном учреждении»
проект
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. Н.И.Пирогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pravoslavnye_traditsii_v_sovremennoy_seme_i_doshkolnom_uchrezhdenii.doc | 319.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Солнышко»
Педагогический проект
«Православные традиции в современной семье и дошкольном учреждении»
Дмитриева Светлана Генриховна
музыкальный руководитель
высшая категория
1. Название проекта | Проект «Православные традиции в современной семье и дошкольном учреждении» |
2. Разработчики проекта | Дмитриева Светлана Генриховна музыкальный руководитель МДОУ № 12 «Солнышко» |
3. Цели и задачи проекта - | Цель проекта: Воспитание у дошкольников духовных ценностей, приобщение к делам милосердия, любви и сострадания к ближнему при помощи Божьей и поддержке взрослых. Задачи: 1. Развивать правовую базу для духовно-нравственного 2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные 3. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине. 4. Совершенствовать художественный вкус, развивать 5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять 6. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая 7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание 8. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с 9. Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное |
4. Сроки и этапы реализации проекта | Проект рассчитан на реализацию в течение 3-х лет (2017-2020 гг.) и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию. |
Паспорт проекта
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. Н.И.Пирогов
Этапы реализации проекта: 1. Предпроектный (подготовительный)- 2017 г. (август - сентябрь) 2. Диагностический - 2017 г. (октябрь - декабрь) 3. Организационный - 2018г. (январь-февраль) 4. Практический - 2018 -2020гг. 5. Итогово-аналитический - 2020 (2 полугодие) | |
5. Исполнители проекта и основных мероприятий | Педагоги, воспитанники, родители |
6. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | В результате выполнения проекта будет достигнуто: - устойчивость навыков поведения; - сформированность основ ценностных сфер личности; - стабильность психического развития; - целостность восприятия мира; - воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; - формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом; - развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству; Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. |
7. Целевые группы проекта | Педагоги, воспитанники, родители |
Актуальность
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников - это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;
- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;
- способствовать всестороннему развитию личности.
Цель воспитания:
- Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти - довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения,
. поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
- Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Задачи:
- Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада.
- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
- Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей!
Особенность существующего проекта Православия в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Мною предлагается;
- Познакомить детей с культурой Православия;
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
- Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
- Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.
Для реализации проекта я использую следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод используется во время:
- показа сказок (педагогами, детьми);
- рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
- проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдений;
- экскурсий;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- чтение сказок и стихотворении детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания и отгадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей о своих впечатлениях;
- разбора житейских ситуаций;
Практический метод используется, когда необходимо:
• организация продуктивной деятельности: ИЗО ( впечатления после занятия-утренника), ручной труд (Вифлеемская звезда, корабль Св. Николая и т.д.)
- • проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.
Создавая проект, я не рискнула полагаться только на собственные познания, не стала изобретать нечто кардинально новое, а обратилась к первоисточнику - Православной Церкви, хранящей столетиями опыт и традицию праздника, его главное содержание. Так нашим консультантом, первым слушателем и гостем стал священник отец Николай Денисенко.
Цель проекта - содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
Основой содержания проекта духовно-нравственного воспитания является православная культура и календарь: природный, гражданский, и, что особенно важно, - православный, церковный календарь, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.
Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении
ребенка с окружающими людьми и миром.
В процессе игры дети усваивают нравственные нормы и правила поведения. В общении идет духовно-нравственное развитие дошкольника, формируется эмоционально-волевая сфера и самосознание, идет активное освоение умственных действий анализа и оценки для установления причинно-следственных связей между событиями и явлениями.
Проект: долгосрочный (рассчитан на 3 года)
Для работы с детьми 6-7 лет я разработала перспективный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» на 2017 - 2020 учебный год
№ п/п | Содержание работы | Срок проведения | Предполагаемый результат | Результат | |||||||||
Методическая работа | |||||||||||||
1. | Подбор методической литературы и пособий по духовно-нравственному воспитанию | август | Собрать православную литературу | Собрана православная литература для детей и взрослых | |||||||||
2. | Составление плана работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на учебный год | август | План работы утвержден на заседании пед.коллектива детского сада | ||||||||||
Встречи педагогов с настоятелем храма Всех Скорбящих Радость с отцом Александром | В течение года | Встреча с настоятелем храма в 2017 году | Состоялись встречи в течении всего проекта | ||||||||||
4. | Оформление уголка «Православная культура России» | октябрь | Оформлен православный уголок | ||||||||||
5. | Муниципальный конкурс «Новое в образовании» |
январь | Составлен образовательный проект | ||||||||||
6. | «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством знакомства с православными праздниками» | апрель | Выступление на педагогическом совете | ||||||||||
7. | Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье» | В течении года | Оформить фотоальбом | Частично собран материал для фотоальбома | |||||||||
Работа с детьми | |||||||||||||
1. | Проведение занятий, развлечений, бесед согласно тематическому плану | В течение года | Регулярное проведение занятий, праздников, тематических развлечений | ||||||||||
2." | Разработка сценариев тематических занятий, праздников. | В течение года | Разработать конспекты сценариев, занятий | Разработаны конспекты занятий, сценариев на Рождество и Покров | |||||||||
3. | Диагностическое обследование детей | Сентябрь, май | Заполнение нормативных карт 2 раза в год | Заполнена нормативная карта в сентябре 2017 г. | |||||||||
4. | Проведение праздников: - Покров -Рождество - Сретенье -Вербное воскресенье -Пасха -Троица | В течении года | Подготовка праздничных мероприятий | Проведены праздничные мероприятия на Покров и Рождество | |||||||||
5. | Проведение тематических бесед | В течение года | Проводятся регулярно | ||||||||||
6. | Изготовление поделок для В течение года | Изготовить поделки | Изготовлены | ||||||||||
1 | праздников | к каждому отмечаемому празднику совместно с родителями | поделки на Рождество (подсвечники) | ||||||||||
7. | Проведение конкурса рисунков | октябрь, апрель | Провести конкурс «Христос воскрес» | Проведен конкурс «Мать-покров» | |||||||||
Работа с родителями | |||||||||||||
1 1. I | Анкетирование родителей | Октябрь, апрель | Провести анкетирование | Проведено анкетирование | |||||||||
2. | • Проведение родительских собраний в группе | Октябрь, май | Провести родительское собрание на тему «Подведение итогов духовно-нравственного воспитания дошкольников» | Проведено собрание на тему «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время» | |||||||||
3. | Консультирование родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания | В течение года | Ежемесячная сменяемость печатных консультаций для родителей | ||||||||||
4. | Посещение храма Всех Скорбящих Радость родителями и детьми | 2 раза в год | Посещение храма в мае 2018г. | Посещение храма регулярно 1 раз в неделю |
Этапы реализации проекта
Этапы | Сроки | Содержание деятельности |
I. Предпроектный (подготовительный) | 2017 г. (август -сентябрь) | 1. Подготовка документации по проекту. |
П. Диагностический | 2017 г. (октябрь -декабрь) | 1. Разработка диагностики изучения затруднений 2. Проведение диагностики и анализ ее итогов с |
III. Организационный | 2018г. (январь-февраль) | 1. Создание нормативно-правовой базы проекта. 2. Изучение имеющихся нормативно-правовых |
3. Утверждение проекта «Духовный аспект воспитания дошкольников в соработничестве родительского сообщества, православного прихода и педагогического коллектива» | ||
IV. Практический | 2017-2020гг. | Реализация основных мероприятий |
V. Итогово-аналитический | 2020 (2 полугодие) | 1. Анализ и обобщение результатов проекта; 2. Рекомендации по использованию позитивных результатов в воспитании дошкольников |
В проекте выделены несколько направлений работы:
- Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).
- Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки).
- Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).
Самостоятельная деятельность детей:
- Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;
- Беседы, беседы-обсуждения;
- Продуктивная деятельность (изготовление открыток к праздникам: Рождество, Верба, Пасха, Троица);
-Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;
-Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;
-Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье» -Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.
Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня. Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней). Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Литература
- Валентова Е.Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музыки.
- Кириллова Н.Л. К вопросу о духовно-нравственном воспитании школьников на традициях русской культуры.
- Корякова Т.Д. Духовно-нравтсвенное воспитание дошкольников на основе православной культуры.
- Пахмутова О.В. Нравственное воспитание средствами музыкального искусства.
- Соханская Л.В. Музыка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: "Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в современных условиях"
Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе ДОУ и каждого педагога. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитани ребенка могут быть реализованы лишь ...
«Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»
Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие...
Современная семья и дошкольное учреждение.
Работа с родителями в дошкольном учреждении – приоритетное направление педагогической деятельности. Необходимость укрепления института семьи понимают все специалисты, работающие в де...
сообщение для педагогического совета : « Формы взаимодействия и сотрудничества семьи и дошкольного учреждения».
В сообщении рассматриваются нетрадиционные формы взимодействия и сотрудничества семьи и детсого сада, а так же предстален личный опыт педагога...
Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современных программах для дошкольных учреждений
Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современн...