Педагогический проект «Православные традиции в современной семье и дошкольном учреждении»
проект

Дмитриева Светлана Генриховна


Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. Н.И.Пирогов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Солнышко»

Педагогический проект

«Православные традиции в современной семье и дошкольном учреждении»

Дмитриева Светлана Генриховна

музыкальный руководитель

высшая категория

1. Название проекта

Проект «Православные традиции в современной семье и дошкольном учреждении»

2. Разработчики проекта

Дмитриева Светлана Генриховна музыкальный руководитель МДОУ № 12 «Солнышко»

3. Цели и задачи проекта

-

Цель проекта: Воспитание у дошкольников духовных ценностей, приобщение к делам милосердия, любви и сострадания к ближнему при помощи Божьей и поддержке взрослых.

Задачи:

1.        Развивать правовую базу для духовно-нравственного
воспитания в процессе реализации проекта духовно-
нравственной культуры деятельности детского сада.

2.        Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные
поколения.

3.        Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

4.        Совершенствовать художественный вкус, развивать
творческий потенциал каждого ребенка.

5.        Формировать художественно-речевые навыки, пополнять
словарь детей.

6.        Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая
значение православия в жизни человека, как действие любви,
добра, человечности, единения.

7.        Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание
детей, ознакомление родителей с основами православной
педагогики и психологии, формирование представлений о
формах семейного уклада.

8.        Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с
родителями православные календарные праздники.

9.        Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное
отношение к результатам.

4. Сроки и этапы реализации проекта

Проект рассчитан на реализацию в течение 3-х лет (2017-2020 гг.) и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.

Паспорт проекта

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. Н.И.Пирогов

Этапы реализации проекта:

1.        Предпроектный (подготовительный)- 2017 г. (август - сентябрь)

2.        Диагностический - 2017 г. (октябрь - декабрь)

3.        Организационный - 2018г. (январь-февраль)

4.        Практический - 2018 -2020гг.

5.        Итогово-аналитический - 2020 (2 полугодие)

5. Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги, воспитанники, родители

6. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

-        устойчивость навыков поведения;

-        сформированность основ ценностных сфер личности;

-        стабильность психического развития;

-        целостность восприятия мира;

-        воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

-        формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

-        развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

7. Целевые группы проекта

Педагоги, воспитанники, родители

Актуальность

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников - это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

-        развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;

  • возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
  • упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;
  • способствовать всестороннему развитию личности.

Цель воспитания:

  1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  2. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  3. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти - довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения,

. поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

  1. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
  2. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

Задачи:

  1. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада.
  2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
  3. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей!

Особенность существующего проекта Православия в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Мною предлагается;

- Познакомить детей с культурой Православия;

  1. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  2. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  3. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
  4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
  5. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
  6. Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.

Для реализации проекта я использую следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

  • показа сказок (педагогами, детьми);
  • рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
  • наблюдений;
  • экскурсий;
  • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

•   чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

  • чтение сказок и стихотворении детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания и отгадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей о своих впечатлениях;
  • разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо:

        организация продуктивной деятельности: ИЗО ( впечатления после занятия-утренника), ручной труд (Вифлеемская звезда, корабль Св. Николая и т.д.)

- • проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.

Создавая проект, я не рискнула полагаться только на собственные познания, не стала изобретать нечто кардинально новое, а обратилась к первоисточнику - Православной Церкви, хранящей столетиями опыт и традицию праздника, его главное содержание. Так нашим консультантом, первым слушателем и гостем стал священник отец Николай Денисенко.

Цель проекта - содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

Основой содержания проекта духовно-нравственного воспитания является православная культура и календарь: природный, гражданский, и, что особенно важно, - православный, церковный календарь, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.

Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении
ребенка
        с        окружающими        людьми        и        миром.

В процессе игры дети усваивают нравственные нормы и правила поведения. В общении идет духовно-нравственное развитие дошкольника, формируется эмоционально-волевая сфера и самосознание, идет активное освоение умственных действий анализа и оценки для установления причинно-следственных связей между событиями и явлениями.

Проект: долгосрочный (рассчитан на 3 года)

Для работы с детьми 6-7 лет я разработала перспективный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» на 2017 - 2020 учебный год

№ п/п

Содержание работы

Срок проведения

Предполагаемый результат

Результат

Методическая работа

1.

Подбор методической

литературы и пособий

по духовно-нравственному

воспитанию

 август

Собрать православную литературу

Собрана православная литература для детей и взрослых

2.

Составление плана работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию

дошкольников на учебный год

август

План работы утвержден на

заседании пед.коллектива детского сада

Встречи педагогов с настоятелем храма Всех Скорбящих Радость с отцом Александром

В течение года

Встреча с

настоятелем храма в 2017 году

Состоялись встречи в течении всего проекта

4.

Оформление уголка «Православная культура России»

октябрь

Оформлен

православный

уголок

5.

Муниципальный конкурс «Новое в образовании»

        

январь

Составлен

образовательный

проект

6.

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством знакомства с православными праздниками»

апрель

Выступление на педагогическом совете

7.

Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»

В течении года

Оформить фотоальбом

Частично собран материал для фотоальбома

Работа с детьми

1.

Проведение занятий, развлечений, бесед согласно тематическому плану

В течение года

Регулярное проведение занятий, праздников, тематических развлечений

2."

Разработка сценариев тематических занятий, праздников.

В течение года

Разработать конспекты сценариев, занятий

Разработаны конспекты занятий, сценариев на Рождество и Покров

3.

Диагностическое обследование детей

Сентябрь, май

Заполнение нормативных карт 2 раза в год

Заполнена нормативная карта в сентябре 2017 г.

4.

Проведение праздников:

-        Покров -Рождество

-        Сретенье

-Вербное воскресенье

-Пасха

-Троица

В течении года

Подготовка

праздничных

мероприятий

Проведены праздничные мероприятия на Покров и Рождество

5.

Проведение тематических бесед

В течение года

Проводятся регулярно

6.

Изготовление поделок для В течение года

Изготовить поделки

Изготовлены

1

праздников

к каждому отмечаемому празднику совместно с родителями

поделки на

Рождество

(подсвечники)

7.

Проведение конкурса рисунков

октябрь, апрель

Провести конкурс «Христос воскрес»

Проведен конкурс «Мать-покров»

Работа с родителями

1

1.

I

Анкетирование родителей

Октябрь, апрель

Провести анкетирование

Проведено анкетирование

2.

Проведение родительских собраний в группе

Октябрь, май

Провести родительское собрание на тему «Подведение итогов духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Проведено собрание на тему «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время»

3.

Консультирование родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания

В течение года

Ежемесячная сменяемость печатных консультаций для родителей

4.

Посещение храма Всех Скорбящих Радость родителями и детьми

2 раза в год

Посещение храма в мае 2018г.

Посещение храма регулярно 1 раз в неделю

Этапы реализации проекта

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

I. Предпроектный (подготовительный)

2017 г. (август -сентябрь)

1. Подготовка документации по проекту.

П. Диагностический

2017 г. (октябрь -декабрь)

1.        Разработка диагностики изучения затруднений
воспитанников.

2.        Проведение диагностики и   анализ ее итогов с
целью   разработки комплекса мероприятий по
проекту.

III. Организационный

2018г. (январь-февраль)

1.        Создание нормативно-правовой базы проекта.

2.        Изучение    имеющихся    нормативно-правовых
актов.

3. Утверждение   проекта   «Духовный аспект воспитания дошкольников в соработничестве родительского сообщества, православного прихода и педагогического коллектива»

IV. Практический

2017-2020гг.

Реализация основных мероприятий

V. Итогово-аналитический

2020 (2 полугодие)

1.        Анализ и обобщение результатов проекта;

2.        Рекомендации по использованию позитивных

результатов в воспитании дошкольников

В проекте выделены несколько направлений работы:

  1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).
  2. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки).
  3. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).

Самостоятельная деятельность детей:

  • Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;
  • Беседы, беседы-обсуждения;
  • Продуктивная деятельность (изготовление открыток к праздникам: Рождество, Верба, Пасха, Троица);

-Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;

-Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;

-Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье» -Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.

Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня. Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней). Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Литература

  1. Валентова Е.Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музыки.
  2. Кириллова Н.Л. К вопросу о духовно-нравственном воспитании школьников на традициях русской культуры.
  3. Корякова Т.Д. Духовно-нравтсвенное воспитание дошкольников на основе православной культуры.
  4. Пахмутова О.В. Нравственное воспитание средствами музыкального искусства.
  5. Соханская Л.В. Музыка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в современных условиях"

Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе ДОУ и каждого педагога. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитани ребенка могут быть реализованы лишь ...

«Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие...

Современная семья и дошкольное учреждение.

 Работа с родителями в дошкольном учреждении – приоритетное направление педагогической деятельности. Необходимость укрепления института семьи понимают все специалисты, работающие в де...

сообщение для педагогического совета : « Формы взаимодействия и сотрудничества семьи и дошкольного учреждения».

В сообщении рассматриваются нетрадиционные формы взимодействия  и сотрудничества семьи и детсого сада, а так же предстален личный опыт педагога...

Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современных программах для дошкольных учреждений

Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современн...