«Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»
статья (старшая группа) по теме
Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»
Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие
Трудно растить детей в сложном современном мире. Сегодняшнее общество очень сложное. Оно насыщено экономическими и политическими кризисами. На семью извне давит множество социальных, материальных и других проблем. Под этим натиском очень трудно сохранить благоприятный климат, который так необходим для полноценного развития личности ребенка, а особенно в дошкольном детстве, ведь детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Мне в последнее время все чаще приходится сталкиваться с рядом негативных тенденций: молодые родители не стремятся зарегистрировать свои отношения, браки через короткое время распадаются и дети растут в неполной семье.
Все чаще приходится сталкиваться с проблемой низкого образовательного уровня родителей. Достаточно частыми становятся случаи запущенности ребенка в семье. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
В беседе со мной родители очень часто подчеркивают, что им не хватает времени на выполнение всего того, что необходимо ребенку. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что у современных родителей нет избытка времени. Однако мои наблюдения показывают, что увеличение того количества времени, которое родители проводят со своими детьми, само по себе не приводит к повышению эффективности воспитания. Не время, как правило, ограничивает родительскую любовь, и проблема не только в количестве времени, сколько в его содержании.
Искусство воспитания имеет одну особенность: всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким. И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания, тем легче оно ему кажется. Эти слова написаны К. Д. Ушинским более 130 лет назад. К сожалению, до сих пор в подходе к воспитанию у родителей преобладает подобное мнение.
Передо мной встает вопрос - как привлечь внимание родителей к ценным советам, как предотвратить отчуждение семьи от детского сада, семьи от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Считаю, что должна работать так, чтобы родитель смог:
• Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
• Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
• Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
• Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
Я выстраивала свою систему работы с родителями опираясь на определённые цели и задачи поставленные перед работниками ДОУ для успешного взаимодействия с семьёй.
В работе с родителями я использую много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Такие как:
• Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
• Педагогические беседы с родителями;
• Круглый стол с родителями;
• Тематические консультации;
• Организация “уголков для родителей”;
• Оформление витрин (фотомонтажей) ;
• Работа с родительским активом группы.
В случае, когда личный контакт невозможен, использую:
Доски объявлений:
- объявления о собраниях;
- объявления о предстоящих мероприятиях;
- информация о деятельности в группе: какая в данный момент идет тема в группе, чем занимаются дети в группе;
- высказывание детей в течение дня;
- ежедневные расписания;
- благодарности родителям.
Информация на стенде может дублироваться или развивать информацию, фигурирующую в записках, в беседах.
Брошюры: Помогают родителям ознакомиться с программой. Они могут содержать краткое изложение философии, общую информацию о ней.
Информационные бюллетени: Могут рассылаться раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными) :
- информация о различных специальных мероприятиях: собраниях, вечерах, экскурсиях, спектаклях и т. д. ;
- описание событий, происходящих в детском саду;
- описание видов занятий, приводящихся в группе, а так же мер, по поддержке этих занятий дома;
- изложение идей, позволяющих лучше преподнести тему, которая проходит в группе (“Осень”, “Моя семья”, “Домашние животные” и т. д.) ;
- благодарности добровольным помощникам;
- просьба принести какие-либо материалы или оказать какую-либо помощь.
(каждый день, несколько раз в неделю) .
Индивидуальные кармашки:
В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях.
Личные фотоальбомы, альбомы, дневники: которые передаются от педагога к родителю и обратно:
- короткие сообщения о достижениях ребенка;
- извещение о особых событиях;
- благодарность родителям;
- здоровье ребенка;
- личный рост.
Закрытые ящики: (в виде почтового ящика) для предложений. Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы. Этот способ особенно подходит родителям, которые легко выражают свои мысли в письменной форме.
Эффективной формой работы с родителями является выполнение творческих заданий совместно с детьми. Например «Счастлив тот, кто счастлив дома». Работа предполагалась в интересной, необычной форме представить свою семью. Была организована выставка не только в группе, но и выставлена на городской конкурс «Я и моя семья» в городской библиотеке. Данная работа была отмечена грамотой. Такая совместная творческая деятельность не только объединила нас, но и принесла свои плоды. Родители стали более общительнее, пошли на контакт со мной, стали предлагать свою помощь.
В современном образовании появляются новые, инновационные технологии, но ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семьи. Если дошкольное учреждение и семья “закрыты” друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание неуверенность.
Я считаю, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в детском саду, а детский сад будет решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия, и взаимопонимания между педагогами и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.
И еще об одном моменте в системе работы с родителями мне хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. “Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях”, - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это сказано точно.
Несмотря на различия всех этих форм, их объединяет одно назначение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
В заключении я хочу сказать, что выбранные мною формы работы с родителями не могут быть стандартом, думаю, они должны быть гибкими к запросам семьи. И если мы привлечем родителей к взаимодействию, преодолеем сопротивление, нежелание, настороженность, то работа даст удовлетворение, внесет перемены в отношениях родителей и педагогов.
И основное правило в работе с родителями – никогда не жалуйся, не говори о ребенке плохо. Мы одна семья, мы вместе и навсегда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
Семья и дошкольное учреждения два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Именно об истории проблем...
«Проблемы психолого-педагогического образования родителей в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи»
Круглый стол для воспитателей ДОУ...
Современные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
В статье освещены основные проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе. Проанализированы принципы сотрудничества с семьей учетом внедрения ФГОС ДОУ.Представлены возможности испо...
"Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей"
В настоящее время актуальной проблемой является наладить взаимодействие педагогов дошкольной организации с родителями, повысить педагогическую культуру родителе...
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...