Рекомендации по развитию ручной моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике на тему

Гурьянова Ирина Анатольевна

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются значительные трудности в развитии хватания, в развитии соотносящих действий, в подражании движениям рук, в развитии движений пальцев и кистей рук. Дидактические игры могут внести большой вклад в развитие ручной моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию ручной моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие ручной моторики тесно связано с физиологическим и психическим развитием ребенка. У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются значительные трудности в развитии хватания, развитии соотносящих действий, в подражании движениям рук,  в развитии движений пальцев и кистей рук.  Дидактические игры могут внести большой вклад в развитие ручной моторики. Данный вопрос подробно  изучен  Стребелевой Е.А. Ниже предложен ряд игр, способствующих развитию ручной моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья. Материал подготовлен по книге А.А.Катаева, Е.А.Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии»

Поймай мяч

Цель. Учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

Оборудование. Надувной мяч яркой расцветки, веревка, леска для подвешивания мяча.

Ход игры. Ребенок сидит на стуле, над ним опускают мяч, привязанный к веревке, конец которой держит взрослый. Веревка перекинута через леску. Мяч постепенно опускают и просят малыша поймать его, не вставая со стула. Если он пытается поймать мяч одной рукой, взрослый показывает, как это делать, при необходимости сам распределяет пальцы его рук. Мяч появляется слева и справа на таком расстоянии, чтобы ребенок мог схватить его двумя руками.

Погремушки

Цель. Учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; определять расстояние от себя и игрушки, направление движения в пространстве; учить прочно захватывать погремушку во время пляски, длительно удерживая ее в руке, подражать действиям педагога.

Оборудование. Погремушки, разные по величине и форме.

Ход игры. Ребенок сидит за столом на таком расстоянии, чтобы можно было рукой достать погремушку. Взрослый поочередно передвигает погремушки по леске и просит ребенка поймать ее. Когда ребенок получает погремушки, ему показывают, как держать погремушку за рукоятку, поднять ее вверх.

Переложи игрушки

Цель. Учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.

Оборудование. Мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика), подносики, высокий сосуд, желательно прозрачный.

Ход игры. Ребенок сидит за столом, перед ним сосуд, справа от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у взрослого.

Он показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие
предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание ребенка, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит его делать так же.

При необходимости индивидуально показывает, как сложить
пальцы и брать предметы. После того как ребенок соберет предметы правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют его к левой руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой.

Прокати шарики

Цель. Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Оборудование. Желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.

Ход игры. Взрослый показывает, как брать шарики щепотью и
класть их на верхний конец желоба. Обращает внимание, что
шарик катится по желобу в корзину. Затем по подражанию ребенок повторяет действия педагога.

Прокати шарики через воротца

Цель. Та же.

Ход игры. Взрослый садится у одного края стола, ребенок, напротив, у другого. Между собой и ребенком взрослый ставит воротца. Он берет один шарик и прокатывает его через воротца к ребенку. Тот ловит и тем же движением возвращает обратно.
Необходимо обращать внимание, что шарик надо брать щепотью.

Посадим  грибы

Цель. Учить совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстия; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой.

Оборудование. Столик (или коробка) с отверстиями, грибы (диаметр ножки гриба соответствует диаметру отверстия).

Ход игры. Взрослый берет гриб одной рукой и показывает, как
вставлять его в отверстие. При этом другой рукой придерживает
столик. Затем ребенок действует по подражанию. Если он затрудняется, то используются совместные действия взрослого и ребенка.

Цветная горка

Цель. Развивать внимание, целенаправленные действия, учить соотносить отверстие шарика со стержнем.

Оборудование. Цветная (однотонная) горка, небольшие подносики по числу детей.

Ход игры. Взрослый снимает все шарики со стержней и просит ребенка  выполнить те же действия. Взрослый берет в руки один шарик, рассматривает его и обращает внимание на отверстие. Ребенок находит отверстие в своем шарике. Взрослый указывает на стержень и говорит: «Я сейчас надену шарик на эту палочку», и выполняет действие. Затем он просит ребенка надеть все шарики на палочки. Ребенок выполняет действия по подражанию. При нанизывании  необходимо следить за  тем,  чтобы  ребенок действовал обеими руками: одной рукой придерживал горку за основание, а другой (ведущей) брал и нанизывал шарики. Если он затрудняется совместить шарик со стержнем (зрительные или моторные нарушения), взрослый  вначале помогает ему, применяя совместные действия или жесты.

Пирамидки  

Цель. Учить соотносить отверстия колец со стержнем, развивая зрительно-двигательную координацию при действии двумя руками; формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания.

Оборудование. Пирамидки разной величины и формы.

Ход занятия. 1-й вариант. Ребенку дается пирамидка
из 4—5 колец с колпачками. Взрослый разбирает свою пирамидку и предлагает ребенку сделать то же. Затем обращает внимание на дырочки в колечках и показывает, как надеть их на стержень. Ребенок действует по подражанию: одной рукой придерживает основание пирамидки, другой (ведущей) берет колечки. Кольца нанизываются в любом порядке. При затруднениях взрослый помогает, используя совместные действия и указательный жест. При повторении игры положение рук меняется: ребенок придерживает стержень ведущей рукой, а другой нанизывает кольца.

2-й вариант. Ребенку дают две пирамидки: одна — с толстым
и другая — с тонким стержнем. Кольца обеих пирамидок снимают и перемешивают. Ребенок должен правильно соотнести отверстия колец с нужным стержнем. Взрослый учит производить выбор путем проб, каждый раз соотнося размер отверстия с толщиной стержня.

Закрой коробочки

Цель. Учить выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук; формировать целенаправленное внимание, учить действовать путем проб; обращать внимание на свойства предметов (форму, величину), объясняя, что соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения действий.

1-й вариант. Ребенку предлагают закрывать коробочки разные по форме (выбор из двух).

Оборудование. По две коробки с плотно прикрывающимися
крышками (круглой и квадратной) на каждого ребенка.

Ход игры. Взрослый дает ребенку две коробки и снимает крышки со своих коробок, просит ребенка сделать так же. Затем
кладет крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими коробками. Взрослый помогает ребенку сделать правильный выбор: обводит по контуру крышки и отверстия коробочек, учит примерять крышку к коробке. Когда ребенок закроет коробку, взрослый говорит: «Правильно, ты закрыл круглую коробочку круглой крышкой». И т. д.

При повторном проведении игры количество коробок увеличивают до 3, а в последующих годах обучения до 4—5. В дальнейшем в игру вводят   новые   формы — овальную,   прямоугольную,   треугольную.

2-й вариант. Ребенок закрывает коробочки разной величины.

Оборудование. По две коробки одинаковой формы,
но разной величины с плотно прикрывающимися крышками.

Ход  игры. Проводится так же, как и в первом варианте.

Покатай матрешек

Цель. Упражнять в соотносящих действиях; продолжать развивать совместные движения обеих рук; формировать внимание и целенаправленные действия; создавать положительное отношение к сюжетным игрушкам.

Оборудование. Грузовая машина, матрешки (двухместные)
на каждого ребенка.

Ход игры. Ребенку дают четыре половинки матрешки. Взрослый складывает свою матрешку, показывает ее ребенку,
любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем сажает матрешку в машину, катает ее, подвозит машину к ребенку и спрашивает: «А твоя матрешка хочет покататься?» Предлагает ребенку собрать свою матрешку и покатать ее. Ребенок собирает матрешку и играет с ней, сажает ее в машину.

Поезд

Цель. Действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движений.

Ход игры. Взрослый сжимает руки в кулак, ставит их на стол
и говорит: «Слушай, поезд пошел». Начинает медленно постукивать по столу, сопровождая каждый удар словом «тук», и предлагает ребенку выполнить вместе с ним те же движения — «вагончики поехали». Постепенно взрослый ускоряет темп постукивания и проговаривания, побуждая ребенка делать то же.

Теневой театр

При складывании пальцев рук определенным образом на стене
можно получить изображения разных животных — зайчика, гуся и т. д.

Оборудование. Экран, настольная лампа  (источник света).

Зайчики

Цель. Развивать движения кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и положительное эмоциональное отношение к игре.

Ход игры. Взрослый складывает пальцы руки, получая на экране изображение зайчика: мизинец и безымянный палец загибаются и придерживаются большим пальцем — «мордочка», а два других пальца поднимаются вверх — «ушки», кисть руки чуть-чуть наклоняется вперед. Зайчик прыгает на экране. «Это мама-зайчиха своих зайчат ищет. Где они?» — говорит взрослый и предлагает ребенку сделать зайчат. Ребенку необходимо помочь правильно сложить пальцы. После этого ребенок поднимает руку, приближая их к экрану, зайчата прыгают вокруг зайчихи.

Гуси

Цель. Продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре.

Ход игры. Взрослый говорит, что сегодня в гости к нам пришли не зайчики, а гуси. Он сжимает все четыре пальца вместе, а большой прижимает к ним снизу, резко сгибая кисть вниз «Га-га-га, где мои гусята?» — говорит он и помогает ребенку
сделать гуся одной рукой. Гусенок гуляет с мамой, она зовет его.

В дальнейшем игру можно усложнить Ребенок выводит на прогулку двух гусят, т. е. из двух рук выполняет фигурки
гусят. Гуси могут идти рядом, за мамой.

Игра на детском пианино (рояле)

Цель. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке,
действовать по подражанию взрослому; продолжать вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушкам, желание сотрудничать со взрослым.

Оборудование. Детское пианино  (рояль), нарядная кукла.

Ход игры. Взрослый ставит на стол детское пианино. Затем показывает куклу и просит сыграть ей песенку. Вначале играет сам простую, знакомую детям мелодию, напевая ее без слов («ля-ля-ля»), побуждает ребенка подпевать. После этого ребенок с помощью педагога ударяет по клавишам пианино сначала указательным пальцем правой руки, затем другими пальцами.

В дальнейшем ребенок играет  для мишки или другой игрушки двумя руками, ударяя по клавишам пальцами обеих рук.

Мозаика

Цель. Учить хватанию щепотью, познакомить с указательным
типом хватания, развивать внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец.

Оборудование. Набор мозаики (формы шестигранные) на
каждого ребенка, мелкие сюжетные игрушки (матрешки, зайчики,
куколки и др.).

Ход игры. Взрослый показывает ребенку доску для мозаики, обращает внимание на дырочки. Берет один элемент мозаики и дает рассмотреть шляпку и штырек («как грибочек»). Показывает, как вставлять форму в отверстие доски. Дает ребенку набор и предлагает вставить элементы в дырочки.

Ребенок выкладывает дорожку для матрешки, и она по ней гуляет, затем домик для зайки, цветочек для куклы и т. п.

Когда ребенок научится выполнять эти задания по подражанию, они действуют по образцу.

Поезд

Цель. Продолжать развивать движения пальцев, хватание щепотью и указательный тип хватания; развивать координацию при выполнении одновременных одинаковых действий обеими руками;
формировать целенаправленность действий и эмоциональное отношение к игре; подражать действиям взрослого.

Оборудование. Элементы пластмассового конструктора.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку построить поезд, раздает элементы цепочки из конструктора. Количество элементов увеличивается по мере усвоения игры (сначала 4—5 элементов, затем 10—15).Взрослый говорит, что красный элемент — это паровоз, а желтые — вагончики, и соединяет элементы в цепочку. Фиксируя свои действия на каждом моменте, сначала показывает,
что, затем — обе руки делает одна рука. Ребенок подражает педагогу.

Заборчик

Цель. Продолжать учить правильно брать отдельные предметы и группы мелких предметов; развивать координацию обеих рук;
формировать целенаправленность действий и эмоциональное отношение к игре; подражать действиям взрослого.

Оборудование. Готовые маленькие домики из конструкторов «Построй поселок» и «Конус», маленькие игрушечные котята.

Ход игры. Взрослый  дает ребенку домик и говорит, что в
нем живут маленькие котята, вокруг их дома нужно построить забор, чтобы в дом не забежала собака. Строит забор последовательно, соединяя элементы конструктора. Затем дает элементы и ребенок также строит забор. Взрослый оказывает ему необходимую помощь.

Бусы для куклы

Цель. Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Оборудование.   Крупные  бусы,   цветная   проволока,  леска.

Ход игры. Взрослый обращает внимание ребенка на куклу, сидящую в игровом уголке, говорит, что ей нужны бусы. Дает ребенку бусы, цветные проволочки и показывает, что одной рукой надо взять бусинку, а другой проволочку, найти отверстие в бусинке и продеть через него проволочку. Помогает ребенку надеть первую бусинку. Затем ребенок работает самостоятельно. Концы проволоки соединяет взрослый. После этого бусы надевают на куклу.

Помоги Незнайке

Цель. Учить детей застегивать пуговицы; продолжать развивать мелкие движения рук; формировать положительное эмоциональное отношение к игре и целенаправленность действий с предметами.

Оборудование. Картонный лист (раз-
мер в половину тетрадного) с изображением Незнайки, на некотором расстоянии от Незнайки прикреплена крупная пуговица, 4 лепестка из плотной цветной материи
к каждому лепестку пришита матерчатая петля (петля может быть
прорезана в самом лепестке).

По мере усвоения игры к картонке пришивают 2—4 пуговицы,
увеличивается и количество лепестков.

Ход   игры.  Взрослый показывает Незнайку и  говорит, что он хочет собрать из лепестков цветок, но сам не умеет, надо ему помочь. Затем объясняет ребенку, как, последовательно надевая петли лепестков на пуговицы и распределяя их вокруг пуговицы, составить красивый цветок. Незнайка радуется и благодарит. Затем ребенок самостоятельно присоединяет лепестки к пуговицам. При необходимости прибегает к совместным действиям.

Куклы пришли с прогулки

Цель. Учить детей расстегивать пуговицы; продолжать развивать мелкие движения рук; формировать интерес к овладению предметно-игровыми действиями.

Оборудование. Кукла, одетая для прогулки (пальто и кофты на пуговицах), кукольная посуда.

Ход игры. К ребенку приходит кукла и просит помочь ей раздеться, так как она не умеет расстегивать пуговицы. Взрослый помогает расстегнуть пуговицы на пальто, на кофте.
Далее ребенок выполняет аналогичное задание.

Проводятся игры: «Оденем куклу (мишку) на прогулку» (застегивает пуговицы); «Уложим куклу спать» (расстегивает более мелкие пуговицы на другой одежде кукол: халатиках, сарафанах, кофточках или жилетках); «Кукла встала»
(застегивает мелкие пуговицы).

Дорожка для зайчика

Цель. Учить продевать тесьму в отверстие по подражанию действиям взрослого; продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению задания; формировать зрительно-двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги.

Оборудование: Лист плотного картона с
изображением домика (внизу картона прикреплена тесьма, около
домика отверстие), картонная фигурка зайчика.
Для второго варианта игры в картонных листах делаются три отверстия с тем, чтобы дорожка шла под прямым углом.

Ход игры. Взрослый дает ребенку лист и просит детей показать домик.  «В  этом домике  живет зайчик,— говорит он  и показывает фигурку.— Он хочет попасть домой, но нет дорожки.
Помоги сделать для него дорожку». Взрослый объясняет, как сделать дорожку, кончик тесьмы продевает в дырочку: «Вот и получилась дорожка к домику». Ведет своего зайчика по дорожке к домику. Ребенок выполняет задание по подражанию. При затруднениях взрослый помогает ему.

Дождь идет

Цель. Продолжать учить продевать тесьму в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу; развивать мелкие движения, целенаправленность действий; соблюдать направление движений по диагонали (несмотря на прерывистость линии); продолжать создавать эмоционально положительное отношение к игровому заданию и результату своих действий.

Оборудование. Лист картона с изображением травки и грибка (на листах сверху закреплены три тесьмы, от каждой вниз по диагонали листа идет по пять дырочек, в которые должна продеваться тесьма — «дождик»); все три линии должны быть параллельны, фигурка зайчика из картона.

Ход игры. Взрослый берет свой лист картона и показывает, как по травке гуляет зайка. «Ой, пошел дождь»,— говорит он, переворачивает лист и показывает детям, как протянуть тесьму, чтобы получился дождик. При этом обращает внимание на то, что дождик идет сверху вниз по диагонали — и каждая тесьма протягивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Затем дает ребенку лист картона и он с помощью взрослого выполняет задание. После этого взрослый переворачивает лист и говорит: «Опять дождик пошел, прячь скорей своего зайчика». Ребенок прячет зайчика.

По такому же принципу проводится игра «Проводи цыпленка к курочке» (зайчонка к зайчихе, щенка к собаке и т. д.). В каждом случае можно менять количество прорезей и направление в расположении тесьмы: по вертикали, горизонтали, диагонали.

Самый ловкий

Цель. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

Оборудование. Две картонные коробки, шарики диаметром 2—3 см, сачок для аквариума.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку шарики в коробке (вначале не более трех предметов) и говорит, что их можно
одной рукой переложить сачком в другую коробку, показывает, как сделать. Потом предлагает ребенку стать ловким и выполнить те же действия.

Поймай рыбку

Цель. Та же, развивать положительное отношение к игре.

Оборудование. Материалы из игры «Поймай рыбку», пластмассовые рыбки, аквариум, сачки.

Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая. Пойманных сачком рыбок, ребенок переносит в аквариум. Вначале все действия показывает взрослый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и коррекция мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.

У многих детей с проблемами развития отмечается: - недостаточность двигательных навыков: - скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; - недоразвитие ме...

Арт-терапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных м...

Статья "Использование традиционных и нетрадиционных техник развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Использование традиционных и нетрадицио...

Статья на тему:РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИЗагуменная Александра Сергеевна, МКДОУ БГО Детский сад №20комбинированного вида,zagu1995199...

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья&raq...

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья «Пальчиковый игротренинг».

В процессе формирования речи у детей с ограниченными возможностями здоровья могут возникнуть трудности и это является основанием для развития мелкой моторики....