Духовно-нравственное воспитание дошкольников
статья (подготовительная группа)

Астапенко Наталья Владимировна

В статье отображается на сколько важно в жизни и развитии детей духовно-нравственное воспитание. Можно использовать как материал для родительского собрания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

        Воспитание – это организованный и целенаправленный процесс формирования личности. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, так как его назначение в широком социальном смысле – передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. А накопленный опыт – это известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, правовые нормы. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих. Оно появилось с возникновением человеческого общества, вместе с ним развивается, взгляды на содержание воспитания меняются с изменением общества.

         Воспитание – процесс длительный, непрерывный, комплексный, многофакторный, двусторонний. Современное общество отличается катастрофическим состоянием духовно-нравственного воспитания. У подрастающего поколения искажаются общечеловеческие ценности: представления о добре, справедливости, великодушии, милосердии. У людей все чаще возникает непонимание друг друга, все больше разногласий, раздора. Вот почему проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является наиболее актуальной в современном обществе.

        Что же такое духовно-нравственное воспитание?         

Духовно-нравственное воспитание  это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия ими базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Главная цель духовно-нравственного воспитания – формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации. Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

         Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность как социальная форма гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира  как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности, как целеустремленность и настойчивость, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных ее проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.

        Требования к воспитанию обучающихся в сфере личностного развития, общественных и государственных отношений четко сформулированы в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Именно в сфере общего образования наиболее системно, последовательно и глубоко происходит духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС. В нем подчеркивается, что уже на каждой ступени образования осуществляется:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление духовного здоровья обучающихся.

        Главная роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения принадлежит дополнительному образованию детей. Традиционно дополнительное образование детей дает возможность выбрать тот круг общения, который соответствует интересам детей, расширяет возможность получения каждым воспитанником качественного образования; условия дополнительного образования проектируются, учитывая индивидуальность ребенка.

        Инновационным для системы дополнительного образования являются: апробирование и внедрение новых адаптированных авторских программ, наполненных духовно-нравственным содержанием; реализация на практике вариативного образования для удовлетворения духовно-нравственных потребностей воспитанников и их родителей; внедрение разнообразных эффективных форм взаимодействия с семьей.

        Таким образом, организации дополнительного образования можно рассматривать как организации духовности, красоты, нравственности. Создание гармоничной личности, ее духовно-нравственное воспитание взаимосвязаны с семьей, социумом, всем окружающим миром. Большая роль отводится исторической эпохе, которая формирует в сознании человека нравственные идеалы.

        Любое воспитание ориентируется на образ авторитетной личности, имеющей влияние на социум. В древней Руси таким идеалом служил образ Иисуса Христа. Православие обеспечивало духовно-нравственное единство народа.

        В XVIII столетии Россия стала имперской державой. Появился новый идеал, ставший «слугой царя и Отечества». Был взят ориентир на подготовку профессионалов для госаппарата.

        В советское время правящая партия властвовала над гражданином, борясь с его религиозным сознанием. Жизненный смысл сводился к вере в коммунистическое будущее и служение компартии. Однако, именно Советский Союз сформировал высоконравственный педагогический идеал.

        Более двух десятков лет назад в РФ произошла смена нравственных устоев, что оказало пагубное влияние на самосознание россиян, на отношение между людьми. Нарушилось духовное единство общества.         Поменялись жизненные принципы молодого поколения, произошло разрушение традиционных для государства морали и нравственности. Народ потерял ценностные ориентиры.

        Сегодня духовность в России находится в кризисном состоянии. А поскольку на территории страны проживает множество разных национальностей, то цель духовно-нравственного воспитания – сберечь многообразие культур. Приоритетная задача – консолидация народа.

        Данная идея разработана как основа реализации ФГОС. Цель проекта – определить методы воспитания личности, выделить их, как главную направленность в образовательном процессе.        

           

        Концепция  регулирует взаимосвязь:

  • семьи;
  • детских образовательных учреждений;
  • СМИ;
  • кружков творческого развития;
  • организаций религиозного характера.

Духовно-нравственное воспитание и его национальные ценности

Традиционные ценности любой нации передаются от родителей к детям.

        Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности выделяет истоки нравственности:

  • семья;
  • народ;
  • трудовая деятельность;
  • наука;
  • творчество;
  • искусство;
  • религиозная жизнь;
  • природа и др.

        Ценность педагога.

        В плане педагогики основной ценностью должна стать ценность Учителя. Важно повысить статус и материальное обеспечение педагога. Данная профессия должна стать престижной для молодежи, а Учитель должен быть уважаемой личностью.

        Проблема духовно-нравственного воспитания.

        Традиционные ценности любой нации передаются от родителей к детям.

        

        Значимые темы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения:

  • культура общения;
  • ответственность;
  • трудолюбие;
  • бережное обращение с природными ресурсами;
  • благополучные семейные отношения;
  • работа над собой.

        Однако, если ребенок видит на улице, в кругу семьи, на экране телевизора другое, то он перестает верить педагогу. Поэтому важно с раннего детства учить малыша доброму. Его необходимо приучать к самокритике, сочувствию, любви к людям, животному миру, природе.

        Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

        Подрастающее поколение должно уважать свое наследие и культуру других народов.

        Духовно-нравственное воспитание дошкольников закладывается в раннем возрасте. Так, знакомство с фольклором у ребенка происходит в семье. Детский сад, а позднее школа поддерживают данную традицию.

Личностные черты человека формируются в социуме. Прежде всего – в общеобразовательных школах. Министерство образования должно всячески поддерживать духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Усвоенное в раннем школьном возрасте имеет большую психологическую устойчивость.

        Базовой задачей школ является воспитание патриотов страны, раскрытие способностей юных россиян, подготовка их к взрослой жизни в мире высоких технологий.

        Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должны развивать следующие черты:

  • Привязанность личности к Отчизне.
  • Любовь к родной речи.
  • Верность Родине в самые трудные моменты.

        Таким образом, ведущая тема в образовании – это воспитание детей в духовно-нравственном ключе. Такой подход станет залогом личного, общественного и государственного благополучия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»

Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...