"Живой родник" рабочая программа
рабочая программа
«Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста, так как это период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1_zhivoy_rodnik.docx | 103.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск»
ПРИНЯТА: | УТВЕРЖДАЮ: |
на заседании педагогического совета Протокол № от 2018 года | Заведующий МКДОУ ХМР «Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск» ______________А.В.Хохрякова Приказ № от 2018 года |
Программа
по духовно-нравственному воспитанию
«Живой родник»
детей 3-7 лет 2018 – 2021 гг.
Разработана:
воспитатель
Бурнашова Е.И.
Горноправдинск 2018
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Обеспечение программы | 4 |
1.2 | Основные принципы реализации программы | 5 |
1.3 | Основные направления работы по программе | 6 |
1.4 1.5 | Основные формы работы по программе Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 9 13 |
2. | Учебно-тематический план работы по духовно-нравственному воспитанию | 14 |
3. | Перспективный план работы с педагогами | 38 |
4. | Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению программы | 38 |
5. 6. | Анализ результатов освоения программы Список используемой литературы | 39 40 |
Приложение 1. Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Приложение 2. Анкета для родителей | 42 44 | |
- Пояснительная записка
«Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста, так как это период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина».
( Кокуева Л.В.)
Актуальность программы:
В наше время в процессе воспитания детей наблюдается разрыв связи поколений, преемственность поколений. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о нравственных ценностях: (семья, добро, совесть, честь, верность).
Недостаточно сформирована система работы с семьями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие. Благодаря развитию единого образовательного пространства появляется прочная основа долговременного взаимодействия. Россия стремительно приближается к тому времени, когда главным ориентиром для нашего народа будет нравственное развитие.
В ходе проведенного анкетирования родителей МКДОУ ХМР «Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск» с целью выявления степени удовлетворенности родителей работой детского сада в вопросах духовно-нравственного развития выяснилось следующее.
На вопрос о том, «Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема нравственного воспитания детей?» 98% родителей ответили «Да» и лишь 2 % «не знают».
На вопрос: «Считаете ли Вы возможным проводить работу по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ?» 100% родителей ответили «да».
На вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?», ответы распределились следующим образом: 70% родителей считают что «да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей» и 30% родителей « мы все больше в этом убеждаемся», 0% родителей с этим утверждением не согласны.
На вопрос: «Готовы ли Вы сотрудничать с ДОУ в решении данного вопроса?» 75% родителей ответили «да» и лишь 25% «не знаю».
На вопрос: «Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа?» 80% родителей считают, что педагоги должны знакомить детей с основными христианскими принципами и православными традициями нашего народа. 20% родителей с этим согласны.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что большинство родителей считают, что усилия по духовно-нравственному развитию детей будет эффективно только при поддержке со стороны самих родителей.
100% родителей считают, что проводить работу по духовно – нравственному воспитанию необходимо в ДОУ.
Проанализировав полученные данные мы видим, что возникает острая необходимость более углубленной работы по духовно-нравственному воспитанию детей, а также активной работы с родителями в данном направлении.
Цель программы:
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей путем приобщения их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, а также изучения истории, культуры, родного края.
Задачи программы:
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
- Расширять представления детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках).
- Воспитывать любовь к родному краю, поселку, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей посредством ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада, способствовать восстановлению духовных связей между поколениями нашего народа.
- Развивать музыкальную культуру путем приобщения к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке, совершенствуя художественный вкус, творческий потенциал каждого ребенка
- Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
1.1 Обеспечение программы
Нормативно-правовое:
- Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
- Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Устав МКДОУ ХМР «Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск»
Научно-методическое:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- Годовой план воспитательной работы МКДОУ ХМР «Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск»
- Мониторинг духовно-нравственного развития;
- Методические разработки для родителей, детей, педагогов.
Материально- техническое:
- Оформлены уголки в группах по духовно-нравственному развитию;
- Библиотека методической и художественной литературы;
- Медиатека мультфильмов на тему «духовно-нравственного развития»;
- Мини музей «Русская изба».
Кадровое:
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников духовно-нравственному развитию.
- Сотрудничество с настоятелем храма «Вознесения Господня» п. Горноправдинск;
Информационно-содержательное:
- Создание информационного банка данных:
- разработка занятий, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т. д.;
- форм работы с родителями;
- консультаций для педагогов;
- Сбор текущей информации:
- о результатах мониторинга;
- посещенных занятиях;
- Функционирование проблемных семинаров, практикумов;
- Проведение консультаций;
- Организация работы с родителями (консультации, собрания, распространение буклетов, наглядная информация, акции);
- Систематическое оформление информационного стенда.
Программа разработана для детей дошкольного возраста (младший, средний, старший возраст). Возрастной состав детей - от 3 до 7 лет.
Сроки реализации программы: сентябрь 2016 года - май 2019 года.
- Основные принципы реализации программы
1. Научной обоснованности и практической применимости.
2.Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
3.Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.
4.Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
5.Наглядность.
6.Учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю.
7.Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
8.Системно – организованный подход, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.
- Принципы духовно-нравственного воспитания.
Гуманистическая направленность воспитания - отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ - воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту.
Кулътуросообразностъ - воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.
Светский характер образования и законности - соответствие действующему законодательству РФ.
II. Принципы отбора содержания образования.
Научность и каноничность - сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью.
Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ - показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей.
III. Принципы организации непосредственно – образовательной деятельности.
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
- Основные направления работы по программе:
1. Образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видиофильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Основные характеристики деятельности
1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкально-эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие, трудовое воспитание.
2. Доступность предлагаемого материала.
3. Подбор соответствующей наглядности, звуковое оформление подбирается с учетом возможностей детей.
4. Организация практической деятельности детей проводится как до и после образовательной деятельности.
5. Систематичность.
6. Организация разных видов деятельности детей по теме театрального занятия (ИЗО, ручной труд, конструирование, художественно-речевая деятельность, игры, музыкальные занятия, походы, экскурсии, наблюдения и т.д.).
Для реализации программы предлагаем следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Структура программы:
1.Блок. «Мир души моей. «Великие христианские праздники» - основы православной культуры.
Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.
Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.
2.Блок. «Моя семья – мой дом ». нравственные ценности.
На занятиях данного блока дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.
Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.
3.Блок. «Красная изба - Горница» - традиции народной культуры.
Занятия данных циклов знакомят детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками, обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора. Посещение мини музея детского сада.
4.Блок. «Я - Югарчанин»; «Поселок, в котором мы живём!» - национально-региональный компонент
5.Блок. «Я Россиянин»
Занятия данных циклов знакомят детей с родным округом (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города, поселка в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.
Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к своему поселку, своей стране, уважения и признательности к основателям поселка, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое Ханты-Мансийского края, русского государства.
6.Блок. «Мир добра» - нравственные ценности.
Занятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.
Содержание образования по образовательным областям
Образовательная область | Содержание психолого - педагогической работы |
Социальнокоммуникативное развитие | 1. Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; патриотических чувств причастности детей к наследию прошлого. 2. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками. 3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности |
Познавательное развитие | 1. Расширить представление о жанрах устного народного творчества. 2. Воспитывать нравственно-патриотические чувства. 3. Формирование целостной картины мира. Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции). Содействие атмосферы национального быта. Понимать историческую преемственность с современными аналогами( лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа ит.д.). |
Речевое развитие | 1. Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи. Способствовать развитию любознательности. 2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве. 3. Развивать умение рассказывать русские народные сказки. |
Художественноэстетическое развитие | 1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью. 2.Приобщать детей ко всем видам национального искусства: сказки. музыка, пляски 3. Знать и различать народное искусство, промыслы. Понимать познавательное значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов ( мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой. 4. Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. |
Физическое развитие | 1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. 2. Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх. 3. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм. |
1.4. Формы работы по образовательным областям
Образовательные области | Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Физическое развитие | 1. Игровые беседы с элементами движений 2. Игра 3. Интегративная деятельность 4. Ситуативный разговор 5. Проблемная ситуация | 1. Игра 2. Беседа 3. Рассказ 4. Рассматривание 5. Интегративная деятельность 6. Физкультурные досуги 7. Спортивные состязания 8. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера 9. Проектная деятельность 10. Проблемная ситуация |
Социально- коммуникативное | 1. Игровое упражнение 2. Индивидуальная игра 3. Совместная с воспитателем игра 4.Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) 5. Чтение 6. Беседа 7. Наблюдение 8. Рассматривание 9. Праздник 10. Поручение | 1. Индивидуальная игра 2. Совместная с воспитателем игра 3. Совместная со сверстниками игра 4. Чтение 5. Беседа 6. Наблюдение 7. Педагогическая ситуация 8. Экскурсия 9. Ситуация морального выбора 10. Проектная деятельность 11. Интегративная деятельность 12. Праздник 13. Рассматривание 14. Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов 15. Экспериментирование 16. Поручение и задание 17. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера |
Речевое развитие | 1.Рассматривание 2.Игровая ситуация 3.Дидактическая игра 4.Ситуация общения 5.Беседа 6.Интегративная деятельность 7.Хороводные игры с пением 8.Игра- драматизация 9.Чтение 10.Обсуждение 11.Рассказ 12.Игра | 1. Чтение 2. Беседа 3. Рассматривание 4.Решение проблемных ситуаций 5. Игра 6. Проектная деятельность 7. Создание коллекций 8. Интегративная деятельность 9. Обсуждение 10. Рассказ 11. Инсценирование 12.Ситуативный разговор с детьми 13. Сочинение загадок 14. Проблемная ситуация 15. Использование различных видов театра |
Познавательное развитие | 1. Рассматривание 2. Наблюдение 3. Игра- экспериментирование 4. Исследовательская деятельность 5. Развивающая игра 6. Ситуативный разговор 7. Рассказ 8. Интегративная деятельность 9. Беседа 10. Проблемная ситуация | 1. Создание коллекций 2. Проектная деятельность 3. Исследовательская деятельность 4. Экспериментирование 5. Развивающая игра 6. Наблюдение 7. Проблемная ситуация 8. Рассказ 9. Беседа 10. Интегративная деятельность 11. Экскурсия 12. Коллекционирование 13. Моделирование 14. Игры с правилами |
Художественно- эстетическое развитие | 1. Рассматривание эстетически привлекательных предметов 2. Игра 3. Организация выставок. Изготовление украшений 4. Слушание соответствующей возрасту народной, деткой музыки 5. Экспериментирование со звуками и материалами (песком, глиной) 6. Музыкально- дидактическая игра 7. Разучивание музыкальных игр и танцев 8. Совместное пение | 1. Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно- исследовательской деятельности 2. Создание макетов, коллекций и их оформление 3. Рассматривание Эстетически привлекательных предметов 4. Игра 5. Организация выставок 6. Слушание соответствующей возрасту народной, детской музыки 7. Музыкально- дидактическая игра 8. Интегративная деятельность 9. Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение 10. Музыкальное упражнение 11. Попевка, распевка 12. Танец 13. Творческое задание 14. Концерт- импровизация 15. Музыкальная сюжетная игра |
Формирование работы в соответствии с возрастной категорией:
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
- Осознание своей индивидуальности, представления себя как члена семьи;
- Формирование доброжелательности, любознательности, дружелюбия, эмоциональной отзывчивости ребёнка на состояние близких людей, участие вместе со взрослыми в добрых делах;
- Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым;
- Развитие способности решать проблемы и преодолевать неудачи;
- Формировать интерес к малой родине и первичных представлений о ней.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
- Осознание принадлежности к своему городу, национальности;
- Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми. Пробуждение бережного отношения к своему языку; Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
- Развитие способности верить в себя и в свои возможности;
- Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах;
- Приобщить детей к истокам традиционной русской народной глиняной игрушки;
- Формировать духовно-нравственного начала в каждом ребенке на основе ознакомления с историей, культурой, бытом русского народа.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
- своему народу, республике, государству;
- Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания. Активное участие в жизни поселка, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины;
- Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности трудиться;
- Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества;
- Формировать элементарные представления об истории человечества через искусство(живопись, скульптура, мифы и легенды), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.);
- Побуждать детей играть в русские народные подвижные игры;
- Формировать историческую память, представление о доброте и красоте.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
- Воспитывать культуру чувств, пробуждать интерес к древним корням;
- Способствовать развитию ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества;
- Продолжать развивать представления о людях разных профессий;
- Расширять представления о родном крае;
- Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства ( мифы, легенды народов мира, живопись и т.д.);
- Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине;
- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
- Формировать представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
- Приобщать к отечественной святыне.
Объем нагрузки, перечень основных видов организованной образовательной деятельности:
В соответствии с возрастом детей продолжительность непосредственно образовательной деятельности увеличивается с каждой возрастной группы:
в младшей группе, возраст 3-4 лет – 15 минут; (2 раза в месяц)
в средней группе, возраст 4-5 лет – 20 минут; (2 раза в месяц)
в старшей группе, возраст 5-6 лет – 25 минут;(2 раза в месяц)
в подготовительной к школе группе, возраст 6-7 лет – 30 минут.(2 раза в месяц)
Формы работы по духовно-нравственному развитию:
С педагогами:
Информационно-практические обучающие занятия, анкетирование, тестирование, консультации, выставки, мастер-классы, изготовление методических пособий, обзор литературы, педагогические советы, семинары, конкурсы педагогического мастерства;
С детьми:
Целевые прогулки, экскурсии (по поселку), свободная продуктивная деятельность, музыкально-игровые досуги, праздники, развлечения, театрализация (кукольные, драматические представления, спектакли), беседы, выставки, тематическая неделя по эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия), чтение художественной литературы, участие в акциях, игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, интеллектуальные), конкурсы, викторины, турниры, рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей создание этнографического мини- музея в ДОУ.
С родителями: межсемейные проекты, совместные досуги, консультации, совместное составление фото и видео материалов, информационные «корзины», родительские собрания на духовно-нравственные темы, вечера вопросов и ответов; проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские - семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары); факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; индивидуальные консультации специалистов; наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; совместные экскурсии, помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Формы работы с учителями начальных классово: консультации; совместные педсоветы, семинары-практикумы; беседы, диспуты, круглые столы; анкетирование и диагностика; совместные экскурсии, целевые прогулки; совместные проведения занятий-утренников.
Формы работы с социальными партнёрами поселка (библиотека, КДЦ «Геолог», «Храм «Вознесения Господня» п.Горноправдинск): участие в конкурсах, выставках, экскурсии, круглые столы, консультации, совместные праздники.
1.5 Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
- Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Потребность и готовность проявлять сострадание и сочувствие.
- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Воспитание положительного отношения к труду.
- Приобщение к традициям Православной культуры.
- Воспитание уважительного милосердного внимательного отношения к ближним, навыков добродетельного поведения, способности к совершенствованию;
- Бережное отношение к окружающему миру.
- Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному поселку, краю.
- Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
- Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов.
- Итоговые тематические занятия.
- Мониторинг.
- Выступление на родительских собраниях в ДОУ;
- Выступление на праздниках, утренниках в ДОУ.
- Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей с 3-7 лет
Младшая группа 3-4 года
Дата | Наименование блока | Тематика мероприятий, форма проведения | Задачи | Количество занятий | Взаимодействие с родителями |
октябрь октябрь | «Поселок, в котором мы живём!» | экскурсии и целевые прогулки: по улицам поселка; | Формировать представления о поселке Горноправдинск, развивать познавательный интерес, обогащать словарь детей, воспитывать любовь к родному поселку | 1 | 1.«Мы гуляем» Фото выставка. 2.Консультация «Роль семь в воспитании ребенка» 3. Родительское собрание «Духовно-нравственное развитие ребенка 3-4 лет» 4. Анкетирование «Нравственное воспитание в детском саду» |
Конструирование «Мы построим новый дом» | развивать у детей фантазию, желание создавать постройки; работать дружно и слажено. | 1 | |||
Рассматривание иллюстраций «Мой дом» | Цель: формировать эмоционально насыщенный образ родного дома, продолжать учить названия мебели, комнат | 1 | |||
Чтение сказки «Теремок» | продолжать учить детей внимательно слушать рассказ, беседовать по прочитанному. | 1 | |||
ноябрь оо | «Моя семья – мой дом» | Игровое упражнение «Назови свое имя» | Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя» | 1 | 1.Развлечение для матерей «День Матери» 2.Памятка «Чаще обнимайте малыша» 3. Создание фотоальбома «Домашние обязанности малыша 3-4 года» 4. Папка-передвижка «Домашние обязанности» |
«Мама, папа, я – дружная семья!» «Все на белом свете солнышкины дети» | учить детей называть членов своей семьи; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга; понимать роль взрослых и детей в семье; вызвать у детей радость и гордость за то, что у него есть семья. | 1 | |||
Чтение сказки «Гуси-лебеди» | Развивать у детей доброе отношение и любовь к своим братьям и сёстрам; вызывать у детей интерес к сказкам, желание слушать и запоминать содержание сказок. | 1 | |||
Рассматривание альбома «Домашние обязанности» | дать представление о семейных обязанностях; воспитывать любовь к труду, желание помогать родителям. | 1 | |||
декабрь | «Красная изба - Горница» | Заучивание потешки «Как у нашего кота» | Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой. | 1 | 1.Наглядно информационный материал «Русский фольклор и его значение в развитии ребёнка» 2.Новогодний хоровод «Елочка» 3. Беседы о горнице, костюмах, быте и занятиях крестьян. 4.папка- передвижка «Культура русского быта» |
Дидактическое упражнение «Похвали котика» | Учить говорить ласково с домашними животными, развитие речи. | 1 | |||
Занятие-игра Хороводные игры | Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес к познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа. | 1 | |||
Презентация (экскурсия в мини музей детского сада) «Жили – были дед и баба». | Познакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре. | 1 | |||
Январь | «Великие христианские праздники» | Работа в круге. Беседа с детьми о празднике на основе стихотворения «Рождество». | Знакомство детей с праздником Рождество Христово. | 1 | 1. Наглядно-демонстрационный материал «Русский фольклор о зиме» 2. Папка передвижка " Зимние р.н.подвижные игры" 3.Консультация" Одежда и обувь ребенка на зимней прогулке" |
Прослушивание рождественских песен. | Приобщение к традиции празднования Рождества. | 1 | |||
История праздника «Святки» | Дать понятие «Святках»: как готовятся и проводят, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре | 1 | |||
февраль | « Мир добра» | «Доброе слово» Разговор с детьми о добром слове на основе русской народной сказке «Теремок»; | Давать знания о добрых словах и их значениях в жизни человека, о взаимосвязи доброго слова и вызывавшего его чувства. | 1 | 1.Физкультурный досуг по русским народным играм «Папа и я – спортивная семья». 2.Папка- передвижка «Колыбельная песня» 3 Выставка рисунков к 23 февраля. 4.Активное занятие с родителями (ресурсный круг) «Позови солнышко» |
сюжетно-дидактическая игра «у нас в гостях кукла Катя». «Хорошие песни к добру ведут», «Колыбельные песни» | Расширять словарный запас детей за счёт добрых и вежливых слов, автоматизировать их в повседневной речи; Знакомство с социокультурной категорией «Песня» | 1 ежедневно | |||
Театрализация сказки «Теремок» | развитию речевому, интеллектуальному и социальному; развивать воображение детей. | 1 | |||
«Моя любимая игрушка» | познакомить с обобщенным словом «игрушки»; учить бережно относиться к игрушкам, рассказывать о способах игры с игрушками; учить составлять рассказ описания своей любимой игрушки. | 1 | |||
Март | «Мир души моей» | Что за праздник – «Масленица»? | Знакомство детей с Масленицей. Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям. | 1 | 1. Участие в подготовки развлечения «Масленица». 2. Чаепитие за самоваром с мамами по русским народным традициям. 3. Выставка творческих детских работ к 8 марта.
4.Альбом «Познавательные сказки для детей» |
«Нет милее дружка, чем родимая матушка». Этическая беседа «Моя любимая мама». | Развивать умения проявлять доброе отношение к близким людям (оформление стенда «Мамочка моя»). | 1 | |||
Частушки, заклички, дразнилки | Разучивание весенних закличек «А весна красна», «Жаворонушки». Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей» | 1 | |||
«С русским задором по русским просторам». Любимые сказки | Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку; Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям. | 1 | |||
Апрель | «Я – Югорчанин» | Просмотр альбома «Природа Ханты – Мансийского района.» | Расширять знания о природе родного края | 1 | 1. «Весенняя неделя добра». Изготовление скворечников; весенние поделки. 2. Наглядная информация «Русский фольклор весной». 3. Папка передвижка «Витаминный календарь. Весна» 4. Активное занятие с родителями (ресурсный круг) «Добрая книга» |
Рассказ. «История Ханты-Мансийского района» | Формировать представления о родном крае; | 1 | |||
Рассматривание иллюстраций «Красота родного края» | закрепить и обобщить знания об окружающей природе, воспитывать любовь к родному краю. | 1 | |||
Пальчиковая гимнастика «Вот раз, вот два». Д/и "Кто, чем питается?" "Чей домик"
| обогатить представление детей о пользе насекомых живущих на просторах ХМАО. | 1 | |||
Май | «Я – Россиянин»
| Праздник – День Победы» | дать детям общее представление о предстоящем празднике; знакомить с прошлым нашей страны, формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ. | 1 | 1.Памятка Пальчиковые игры. 2. Консультация родителей " Первая помощь при укусах насекомых 3.Консультация родителей «Потешки»,«Заклички» зачем они нужны. 4. Итоговое родительское собрание. |
Рисование «Вспыхнул праздничный салют» | побуждать детей отражать свои впечатления, полученные от наблюдений; воспитывать интерес к окружающему, родному посёлку; учить изображать огоньки салюта. | 1 | |||
Д.и. «Я кувшинчик уронила и о пол его разбила». | Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с предметами быта: глиняным горшком, кувшинчиком. Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. | 1 |
Средняя группа 4-5 лет
Дата | Наименование блока | Тематика мероприятий, форма проведения | Задачи | Количество занятий | Взаимодействие с родителями |
октябрь октябрь | «Поселок, в котором мы живём!» | «Посёлок, в котором я живу» Путешествие по родному поселку, экскурсия | Цель: Расширить представления о своей малой Родине, обогащать представления о своем поселке, воспитывать любовь к родному поселку. Закрепить название посёлка, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему посёлку. | 1 | 1.Создание альбома «Достопримечательности поселка». 2.«Мой Горноправдинск» - выставка рисунков 3. Родительское собрание «Духовно-нравственное развитие ребенка 4-5 лет» 4. участие в выставке «овощное царство» |
Сюжетно-ролевая игра «Автобус» | Цель: продолжать учить брать на себя роль водителя, отвечающего за безопасность пассажиров, воспитывать любовь к родному посёлку. | 1 | |||
Аппликация «Строим, строим дом, вырос дом, огромный дом» | продолжать развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к дому; учить подбирать цвет бумаги в соответствии с колоритом; учить создавать аппликации домов. | 1 | |||
ноябрь оо | «Моя семья – мой дом» | «Народная мудрость о семье» «Дружная семья» Чтение: пословиц и поговорок о семье, сказка «сестрица Аленушка и братец Иванушка», рассказ Л.Корсунской «Семья», Э. Шима «Брат и младшая сестра» | Цель: знакоомство с соц.категорией «Семья», формировать у детей и родителей отношение к семье, как одной из главных соц.ценносте. Мотивация родителей на совместную дятельность с ребенком. | В течении месяца | 1.Развлечение для матерей «День Матери» 2.Выставка рисунков «Дружная семья» 3. Создание фотоальбома «Домашние обязанности малыша 4-5 лет» 4. Папка-передвижка «Домашние обязанности» |
Руссконародные игры: «как у бабушки Ларисы», «Семья»-пальчиковая игра; хороводная игра «Ой, встала я ранешенько». | Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению | В течении месяца | |||
Сюжетно-ролевая игра «Бабушка и дедушка приехали!» | Цель: учить детей проявлять заботу о своих бабушках и дедушках, относиться к ним с нежностью и любовью; воспитывать культуру поведения | 1 | |||
Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Репка» | Цель: развивать разговорную речь детей, действовать согласно взятым на себя ролям. | 1 | |||
Декабрь | «Красная изба - Горница» | Презентация, беседа «Что такое музей?» | Познакомить детей с этнографическим музеем. Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. | 1 1 | 1.Консультация «Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей». 2. Провести тренинг навыков нравственного отношения в семье и адекватной оценки себя и других. 3. Помощь родителей в подготовке оборудования и оформлении зала, группы к новогоднему утреннику |
«Весёлые ложки» экскурсия в мини музей детского сада. Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. | |||||
Занятие-игра. В гостях у Хозяюшки | Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. | 1 | |||
С.р. игра «Теремок» | Развивать речь детей, умение выполнять действий по тексту. | 1 | |||
Январь | «Великие христианские праздники» | «Скоро праздник Рождества Христова» | Разучивание колядок. Продолжаем знакомить детей с особенностями праздника Рождество Христово. | 1 | 1.Изготовление атрибутов к развлечению «Пришла коляда».
2. Наглядная информация «Русский фольклор зимы». 3.Папака передвижка «Рождество» |
Чтение «Лесное Рождество» | Приобщение к традиции празднования Рождества. | 1 | |||
Экскурсии в храм «Вознесения господня». | Цель: ознакомления с особенностями архитектуры и посещение Рождественской выставки. | 1 | |||
февраль | «Мир добра» | «Благодарное слово» Беседа на основе произведения Н.К. Абрамцевой «Правдивая история о садовнике», Е.Фроловой «Кто выростил яблочко». | Развивать способность проявлять добрые чувства к близким. | 1 | 1.»Папа и я спортивная семья». Физкультурный досуг. 2. консультация «Роль отца в воспитании детей» 3. Папка передвижка «Одежда по сезону» |
Инсценировка рассказа Е.Фроловой «Кто вырастил яблочко» | Развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества. | 1 | |||
Презентация: «КТО ТАКИЕ БОГАТЫРИ» | Познакомить детей с образами русских былинных богатырей: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич. | 1 | |||
Мастерская юных художников | Рисование русских богатырей. Учить детей отображать в рисунке впечатление от увиденного. Развивать творчество, фантазию ребенка. | 1 | |||
Март | «Мир души моей» | Развлечение «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». | Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником Масленица). Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. | 1 1 | 1.Участие в подготовки развлечения «Масленица». 2.Участие в выставке «Пасха Красная» 3. Наглядная информация «Русский фольклор весной». |
«Пришла весна!». Повторение заклички о весне. | |||||
Коллективная аппликация из цветных лоскутков «Красное яичко». | Подготовка к празднику Пасхи. Знакомить детей с истории возникновения праздника Пасхи. | 1 | |||
«Золотые купола» (раскраска) | Раскрашивание соответственно предложенному образцу. Развивать творческие способности | 1 | |||
Апрель | «Я – Россиянин « | «Обойди весь свет, краше Родины нет! (знакомство с символами, флагом, гербом). Просмотр слайдов по данной теме. | Познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом; | 1 | 1.Наглядная информация «Русский фольклор весной». 2.Помощь в посадке цветов на клумбы. |
Д.и «Собери флаг», «найди флаг Росии» | Развивать память и внимание | 1 | |||
«Шутку шутить – людей насмешить». | Разучивание скороговорок и дразнилок. | 1 | |||
май | «Я - Югорчанин» | Праздник – День Победы» прогулка к памятнику ВОВ. | дать детям общее представление о предстоящем празднике; знакомить с прошлым нашей страны, формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ. | 1 | 1.Памятка Пальчиковые игры. 2. Консультация родителей " Первая помощь при укусах насекомых 3.Привлечь родителей к облагораживани участка для прогулки 4. Итоговое родительское собрание. |
Занятие-игра Хлеб - всему голова | Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании хлеба в печи. Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница. Воспитывать уважение труду хлебороба. | 1 | |||
Презентация «Народы Югры».
| Знакомство с народами заселяющими землю Югорскую. | 1 |
Старшая группа
Дата | Наименование блока | Тематика мероприятий, форма проведения | Задачи | Количество занятий | Взаимодействие с родителями |
октябрь октябрь | «Поселок, в котором мы живём!» | 1. Выставка детских рисунков «Мой любимый поселок »; 2.«Есть поселок на Севере» изготовление макетов объектов улиц поселка (по выбору детей); | Цель: Расширить представление о родном поселке, городе Ханты – Мансийск, развивать любознательность, словарный запас, воспитывать любовь к родному поселку. | 1 1 | 1.Фото выставка «Улица, где я живу» 2.Выставка «Овощное царство» 3. Родительское собрание «Традиции семьи, зачем они нужны» 4.Консультация «Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей». |
3.История возникновения поселка. Люди, населяющие поселок. Герб поселка. Город, где человек родился, называется родным. | Познакомить с историей возникновения поселка. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история поселка. Горноправдинск - результат труда людей разных поколений. Познакомить с гербом поселка. | 2 | |||
ноябрь | 2.«Моя семья – мой дом» | «Радость послушания». Беседа с детьми о послушании на основе сказок «Гуси-лебеди», «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка» | Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым. | 1 | 1.Фотовыставка «Будем знакомы - наша семья!» с рассказом - «рекламой» о семье 2.Памятка «Доброе слово и кошке приятно» 3. «Праздник мам». |
«Мудрое слово» Беседа с детьми «кого в вашей семье можно назвать мудрым?» на основе русских народных сказок «пастушья дудочка», «Названный отец», пословиц и личного опыта детей. | Воспитывать у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам. | 1 | |||
Чтение художественной литературы: Андерсен Х.-К. Снежная королева,
| Укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения. | В течении месяца | |||
декабрь | «Красная изба - Горница» | Красна изба. В гостях у хозяюшки. Экскурсия в музей детского сада. | Продолжать знакомить детей с народными традициями видами женского рукоделия: прядением, плетением. 2. Активизировать в речи детей слова: сарафан, зипун, пояс и др. 3. Продолжать развивать любознательность, интерес к самобытной русской культуре. | 1 | 1.Совместный труд на благо детей Благоустройство площадки для прогулок детей 2.стенгазета "Маленькие помощники" 3.Пополнение мини музея детского сада.
4.Информационный стенд «Безопасность детей в новогодние праздники» |
Дидактическая игра «Эволюция вещей» | Учить отличать детей старинные вещи и их современные аналоги. | 1 | |||
Викторина Бабушкин сундук | Продолжать знакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить, как называются головные уборы, обувь. Закрепить знания о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины | 1 | |||
Занятие-игра Колыбельная песня | Продолжить знакомить с детским фольклором. | 1 | |||
Январь | «Великие христианские праздники» | «В огне рождественских свечей» разучивание рождественских песен (колядок). Просмотр презентации. | Познакомить с событиями Рождества Христово. Развитие целостного восприятия мира. Воспитывать у детей уважение к культуре прошлого своего народа и отношение к памяти как основе нравственности. | 1 | 1.Памятка: Рецепт рождественских пряников «Козули» 2.Консультация "О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка" |
Чтение пословиц и произведений «Предание о первой Рождественской елке» Е.Ивановской и Ф.М. Достоевский «Божий дар». Дидактическая игра «Составь узор». Просмотр мультфильма по сказки «Морозко». «Лиса – обманщица». Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».
| привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам. Составление узоров из готовых форм по городецкой росписи. | В течении месяца | |||
февраль | «Мир добра» | Беседа «Хорошие и плохие поступки» Игра-ассоциация «Что такое хорошо и что такое плохо?». | Уточнять, обобщать и расширять знания детей о хороших и плохих поступках. Прививать детям желание делать только хорошие поступки. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, родных и близких, заботиться о них. Учить самостоятельно, оценивать поступки других людей. | 1 1 | 1.Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!» 2.Изготовление коллажа «Наши чувства» по мотивам народных сказок. 3.Консультация "Как воспитать защитника" Тест для пап "Какой вы отец" |
«Защитники земли русской» «Здравствуй Русь!» Рассматривании, и обсуждение репродукции картин художников, чтение былин о богатырях. Речевая игра «о каком богатыре говорится?» | Продолжать знакомить детей с православием на Руси, устройством и убранством храмов. Рассказывать о некоторых правилах посещения храма. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси. Воспитывать любовь к Отечеству. Дать понятие, что былинный богатырь- символ несгибаемого духа, славный защитник русской земли | 1 | |||
Март | «Мир души моей» | «О соборах и церквях» экскурсия в храм – рисование. | Дать понятие о храме, как о доме Божьем, о месте особого присутствия Бога. Объяснить особенности внешнего вида храма, внутреннего устройства. Познакомить с правилами поведения в храме: научить детей совершать поклоны, ставить свечи, прикладываться к иконам, подать с детьми общую записку о здравии. После экскурсии - рисование «Храма Божия». | 1 | 1.Совместно проведённый праздник Зимы!- спортивное развлечение- масленица 2.Консультация «Семейное занятие на Масленицу» 3.Участие в выставке «Пасха Красная» |
«Ангелы Божии и их служение» Беседа. Рассматривание иконы Ангела-Хранителя. Изготовление поделки из бумаги «Трубящий Ангел». | Рассказать детям о существовании и служении святых Ангелов | 1 1 | |||
Праздник русской рубахи «Будем дружно мы играть» | Побуждать детей играть в русские народные подвижные игры, уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно, делиться игрушками, уступать друг другу; воспитывать культуру поведения и положительные взаимоотношения между детьми. | ||||
Апрель | «Я – Югорчанин» | Презентация: «Коренные народы Югры, их занятия и традиции» Дидактическая игра «Разнообразный мир животных Югры». Подвижная игра «Олени и волки». | Цель: Формировать представления о коренных народах Югры, их занятия и традиции. Закреплять знания детей о животных проживающих на территории Югры. | 1 1 | 1.Организация выставки – поздравления к Дню Победы! 2.Играем всей семьей - Народные игры Развлечение вместе с родителями на улице. |
май | «Я - Россиянин» | Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе. Беседы на тему «Традиции в армии» | Уважение к ветеранам войны. | 1 1 2 | 1.Экскурсия к мемориалу неизвестного солдата с возложением цветов. |
Подготовительная группа
Дата | Наименование блока | Тематика мероприятий, форма проведения | Задачи | Количество занятий | Взаимодействие с родителями |
октябрь октябрь | «Поселок, в котором мы живём!» | Проект «История посёлка» | - Формировать у детей понятие о принадлежности к своему посёлку, сознание себя как личности-гражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного посёлка | 1 | 1.создание фотоальбомов «Путешествие по посёлку» 2.Наглядная информация «Русский фольклор осенью для развития детей 6-7 лет». 3. участие в выставке «Овощное царство» |
Спортивный праздник с региональной направленностью «Тайга зовет!» | создать радостное, праздничное настроение, закреплять двигательные навыки в изменяющейся обстановке физкультурного праздника, развивать у детей морально-волевые черты характера: целеустремлённость, дружелюбие, взаимовыручку в командных действиях, любовь к своему краю. | 1 | |||
Природа родного поселка Горноправдинска. | Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Места отдыха (парковая зона). | 1 | |||
|
| 1 | |||
Ноябрь | «Мир добра» | Беседа «Хорошие и плохие поступки» | Уточнять, обобщать и расширять знания детей о хороших и плохих поступках. Прививать детям желание делать только хорошие поступки. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, родных и близких, заботиться о них. | 1 | 1.Оформить альбом вместе с детьми «Любимые игры бабушек и дедушек» 2.Празднования Дня пожилого человека. |
«Давайте говорить друг другу комплименты» игровая ситуация | учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера, стараться порадовать своим отношением окружающих людей в различных ситуациях; закрепить умение говорить друг другу комплименты; учить детей радоваться самим, когда они делают другим приятное. | 1 | |||
декабрь оо | «Моя семья – мой дом» | «Напутственное слово» Выполнение активных заданий. Чтение К.Д. Ушинский «Ветер и солнце» Беседы по картинам: И Репин «Стрекоза», О. Ренуар «Мадам Шарпантье со своими детьми» | Дать понятие нравственного аспекта общения людей. Великая сила скрыта в напутственном слове – слове, сказанном перед дальней дорогой. Для чего оно нужно и что в себе несет напутственное слово. | 1 1 | 1. Консультация «Матрешка или барби»
|
ВЫСТАВКА ФОТОГРАФИЙ ДЕТЕЙ ВСЕЙ ГРУППЫ «КАКИЕ МЫ» | Рассматривание фотографий с каждым ребенком в отдельности и с подгруппой детей. Узнавание себя и других на фотографиях. Рассказ воспитателя о каждом ласковым и доброжелательным тоном. Дети делятся на мальчиков и девочек. Они во многом похожи: любят играть, слушать интересные истории, петь, танцевать, любят своих родителей, ходят в детский сад. Вместе с тем они отличаются друг от друга: у них разная одежда, разные прически, разные игрушки. Девочки слабее мальчиков - им нужно во всем помогать, уступать место, пропускать вперед. | 1 | |||
Речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке». | Уважение и почитание людей старшего поколения | 1 | |||
Январь | «Великие христианские праздники» | Творческая мастерская – Изготовление вертепного театра «Пришла Коляда накануне Рождества». Развлечение. | Цель: способствовать эстетическому и этическому развитию ребенка, развитию интеллектуального потенциала; активизировать словарь детей; продолжать развивать воображение, мелкую моторику. : закрепить знания детей об обрядах и обычаях, присущих канону Рождества Христова; познакомить с понятием «Сочельник» — день перед Рождеством Христовым; продолжать рассматривать иллюстрации в книгах на тему Рождество Христово; упражнять в составлении предложений разного типа и описательных рассказов; уточнить понятие «Святки»; вспомнить знакомые колядки. | 1 1 | 1.Наглядная информация «Русский фольклор зимой» 2.Участие в развлечении «Пришла Коляда накануне Рождества». 3.Подготовка атрибутов к праздникам. |
История праздника «Святки» | Дать понятие «Святках»: как готовятся и проводят, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре | 1 | |||
февраль | «Красная изба - Горница» | Оздоровительный досуг «Наша добрая матрешка». | Цель: воспитывать интерес к быту и изделиям народно- прикладного искусства, фольклору России; познакомить с устным народным творчеством-знакомство с русской матрешкой. | 1 | 1. Проведения собрания пап с целью подготовки встречи с детьми для ознакомления их с различными родами войск.
|
Показ теневого театра. «Пришёл мороз – береги ухо и нос». | Задачи: Развивать фантазию, творческие способности развивать артикуляционный аппарат. Формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивать речь и умение активно строить диалог. | 1 | |||
Индивидуальные и коллективные беседы | • Беседа по сказкам А.С. Пушкина на тему «В каких сказках упоминается о русских богатырях» | 1 | |||
«ГЕРОИ-ОСВОБОДИТЕЛИ» | Иван Сусанин- защитник земли русской. | 1 | |||
Март | «Мир души моей» | «Знакомство с церковным искусством: церковная музыка, пение. Колокола и колокольный звон». Слушание. | Приобщить детей к музыкальному духовному искусству на примере простых произведений духовной музыки. Рассказать о назначении и истории колоколов и колокольного звона. | 1 1 | 1. Заучивание с детьми пословиц, закличек, песен о весне. 2. Испечь куличи.
3. «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям. |
«Великий праздник –Пасха Красная» (посиделки у самовара ) | Продолжать знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, её обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значение. Развивать творческие способности. Воспитывать уважение к народным традициям. | ||||
«Моя семья на празднике» | Рисование семейных православных праздников | 1 | |||
Апрель | «Я – Югорчанин» | ««Коренные народы Югры, их занятия и традиции» | Цель: Формировать у детей образное представление о прошлом и настоящем югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине. Словарная работа: Строганина, соболь, черкан, ханты, манси, оленеводство. | 1 | 1. Участие в выставке «Пасха Красная». 2. Наглядная информация «Русский народный фольклор весной». 3.Участие в проекте «Ни кто не забыт…» 1. Наглядная информация «Русский народный фольклор весной». 2. Участие в литературной викторине. 3. Помощь в оформлении цветочных клумб. |
Занятие-игра «Так мы раньше одевались «(Народный костюм: сарафан, рубаха) | Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить русскую одежду в старину. Найти похожие и отличительные черты костюмов. Словарная работа: кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки, Развивать разговорную речь. Обогащать словарь детей фольклором. Воспитывать уважение к традициям русского народа. Воспитывать толерантность. Презентация «Одежда наших предков». Книга «Из истории одежды» | 1 | |||
П.и «Золотые ворота» и «Ручеек» | Знакомить детей с русско-народными играми. | 2 | |||
Май | «Я –Россиянин» | Музыкально – спортивный праздник «Великая Победа» Проведение игр с элементами ориентирования: «Найди пакет», «Доставь секретное донесение». Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке.
| Воспитывать детей в нравственно-патриотическом духе; закреплять знания о том, как наш народ защищал свою Родину. Сформировать представления о празднике День Победы; раскрыть значение победы в Великой Отечественной войне, объяснить ценность мира на земле. Воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, прославившим родной город, традиции преемственности поколений. Познакомить с особенностями службы солдат разных родов войск. | 1 1 1 1 |
3.Перспективный план работы с педагогами
Сентябрь | 1. Консультация «Доброе слово» |
2.Консультация «духовно-нравственное развитие дошкольников» | |
Октябрь | 1.Семинар «Мнемотехника в духовно-нравственном воспитании дошкольников». |
2.Консультация для воспитателей на тему «Духовно-нравственное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» | |
Ноябрь | 1.Оформление выставки методической литературы и пособий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников |
2.Семинар «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в ДОУ» | |
Декабрь | 1. Подбор литературных произведений из серии «Детям о вере», «Сказки о материнской любви.» |
2. Памятка: Рецепт рождественских пряников «Козули». | |
Январь | 1.Экскурсия в храм «Вознесения Господня» |
2. Развлечение «Пришла коляда» | |
Февраль | 1.Консультация «Семейное древо». |
2. Сюжетно – ролевые игры в ознакомлении детей с природой. | |
Март | 1.Участие в подготовке и проведении праздника «Масленица!!» |
2. Конкурс «Своя игра «Знатоки русско-православных традиций» среди педагогов | |
Апрель | 1.Изготовление буклетов, памяток: «Доброе слово и кошке приятно», «семейные традиции», «Горница». |
2.Акция «Цветущая территория детского сада | |
Май | 1.Конкурс «Весёлая клумба» |
2.Картотека русско-народных игр (рекомендации). |
4. Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Оценка результативности программы осуществляется с помощью диагностического инструментария, предложенного в образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, но адаптированной к нашей теме. С помощью системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы, определяются базисные знания, умения, навыки, уровень развития, которыми должны овладеть воспитанники в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие».
Диагностика усвоения воспитанниками программы "Живой Родник" проводится 2 раза в год (октябрь, апрель). Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы. (Приложение 1)
Цель: Изучить процесс достижения детьми всех возрастных групп по формированию основ духовно-нравственного развития дошкольников.
Часть 5. Анализ результатов практической реализации программы в МКДОУ ХМР «Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск»
Эффективность созданной программы подтверждается следующей результативностью. В детском саду анализ показывает, что у детей до применения программы интерес к окружающему миру составлял 25%, у детей изменилось отношения к окружающему миру до 70%, появился интерес к духовным ценностям православной культуры, а также изучения истории, культуры, родного края, и отражать своё впечатление через различные виды деятельности. Ведется всесторонняя работа по темам, предложенным программами «От рождения до школы» (под ред. Н.А.Вераксы, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой), «Живой родник» во всех возрастных группах. Каждый раз проведение праздников для детей и взрослых, проведения прогулок, консультаций, собраний, праздников и развлечений.
Это подтверждено результатами диагностирования детей, которое было проведено по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», значительно повысилась – с 35% до 75 %. Педагогами приобретен новый опыт организации предметно-развивающей среды – проведен конкурс на «Лучший патриотический проект» и «Лучший уголок «Горница», который способствовал в развивающей среды и обогащению методического материала в каждой группе.
Можно сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о семье, традициях, предметах старины и т.д. задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, сравнивать, обобщать, выделять признаки предметов. Таким образом, видно, что разработанная система духовно-нравственного образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна.
Заключение
Следовательно можно сделать вывод о положительном результате духовно-нравственного воспитания детей. Вводить, ребёнка в основы духовно-нравственного развития надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Цели и задачи программы реализованы в авторской программе «Живой родник».
Данное пособие может найти применение в практической деятельности дошкольном учреждении.
Список используемой литературы:
1.Ватаман В.П.//Воспитание детей на традициях народной культуры.
2.Волчкова В.Н.//Познавательное развитие// ТЦ «Учитель» 2004
3.Каминская Н.М. История костюма. - М.: Легпромбытиздат, 1986. – 167 с.
2003. - №4. - С.
4.Картушина М.Ю. //Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6
лет//Сфера, Москва,2004
5.Лаврентьева Л.С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия,
фольклор. - СПб.: Паритет,2004. – 448 с.
«Мир животных и растений Югры» «Сократ» Екатеринбург 2009 Мещ 6.В.А.«Здравствуй Югра!» Ханты – Мансийск 2000
Майер А.А. //Основная образовательная программа дошкольного
образования//Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011
7.Муслакова М.Н. Забытая старина: Турнир знатоков народного
творчества//ЧУИ.
8.Народные инструменты: Кладовая солнцеворота. - Омск,2000. Научно – практический журнал «Управление» № 8 2006 Научно – практический журнал «Управление» №5 2005
9.Николаева С.Н.//Воспитание экологической культуры// Москва Просвещение 2005
10.Практический журнал «Воспитатель»№5 2010
11.Сирелиус У.Т. «Путешествие к хантам», Томск 2001
12.Селихова Л.Г. //Ознакомление с природой и развитие речи// Москва
Мозаика-Синтез 2005
13.Тарханов А.С., Мартовский С.Б. «Уроки души» Сборник стихов, сказок, праздников
Югры. 2005
14. Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы
15. «Истоковедение» издательский дом «Истоки», М. 2009 под редакцией И. А. Кузьмина
16. «Народная культура и традиции» автор – составитель В. Н. Косарева
17. «Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников» под редакцией Н. В. Микляевой.
18.Интернет ресурсы: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1753
http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36445.php
http://festival.1september.ru/articles/604001/
http://www.twirpx.com/about/search/?searchid
http://dohcolonoc.ru/
http://nsportal.ru/detskii-sad/
(Приложение 1)
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)
Ф.и.ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Родная страна: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Символика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.История народной культуры и традиций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Личностный компонент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень-
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень-
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
АНКЕТА для родителей.
1. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема нравственного воспитания детей?
| Да | |||
| ||||
| Нет | |||
| ||||
| Незнаю | |||
| ||||
Всего: 4 |
2. Считаете ли Вы возможным проводить работу по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ?
| Да | |||
| ||||
| Нет | |||
| ||||
| Незнаю | |||
| ||||
Всего: 4 |
3. Готовы ли Вы сотрудничать с ДОУ в решении данного вопроса?
| Да | ||||
| |||||
| Нет | ||||
| |||||
| Незнаю | ||||
| |||||
Всего: 4 |
4. Какие качества, Вы считаете, особенно необходимы педагогу для осуществления духовно – нравственного развития детей?
5. По вашему мнению, показателем духовно – нравственного развития человека является?
| доброта отзывчивость любовь, понимание, стремление прийти на помощь | ||||
| |||||
| любовь, отзывчивость, понимание | ||||
| |||||
| Толерантность, эмпатия. | ||||
| |||||
Всего: 3 |
6. Обучаете ли Вы детей правильному поведению в общественном транспорте, обществе и т. д. ?
| Да | |||
| ||||
| Нет | |||
| ||||
Всего: 4 |
7. Внесите Ваши предложения в работу по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ.
| Вместе с детьми образовывать и родителей | ||||
| |||||
| Не надо его формализовать. | ||||
| |||||
Всего: 2 |
АНКЕТА для родителей.
1. Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских
праздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.? (необходимое подчеркните).
а) да, это традиция нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это
становится традицией нашей семьи
в) мы не празднуем эти праздников
г) другой ответ ____________________________________________________
2. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования
духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?
а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
б) мы все больше в этом убеждаемся
в) с этим утверждением мы не согласны
г) другой ответ _________________________________________________
3. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа
а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими принципами и православными традициями нашего народа
б) да, мы с этим согласны
в) нет
г) другой ответ ______________________________________________
4. Уместно ли участие священнослужителей в мероприятиях православной направленности, которые проводятся в детском саду?
а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам
б) да, дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие
в) мы категорически с этим не согласны
г) другой ответ ________________________________________________
5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской морали в детском саду?
а) это человек, который имеет педагогическое образование и специальные знания по христианской этике
б) это воспитатели нашей группы
в) мы справимся без помощи детского сада
г) другой ответ ________________________________________________
6. Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?
а) да, в целом учреждении
б) да, в пределах нашей группы
в) да, в виде кружка по православному воспитанию
г) не желаем, так как ________________________________________ ___________________________________________________________
д) другой ответ _______________________________________________
__________________________________________________________
Благодарим за искреннее участие!
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)
Ф.и.ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Родная страна: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Символика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.История народной культуры и традиций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Личностный компонент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень-
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень-
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно тематическое планирование по программе "Возле моря я живу, море я своё люблю"
Программа расчитанна для детей старшего дошкольного возраста....
Рабочая программа по разделу программы «Истоки» «Мир, в котором мы живем»
Основная цель.Разностороннее, полноценное развитие личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей до уровня, соответствующего ...
Авторская программа комбинаторного вида "Город, в котором я живу"
Авторская программа комбинаторнрго вида "Город, в котором я живу!" предназначена для реализации национально - культурного компонента в ДОУ.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4760029","...
Сообщение из опыта работы: Реализация национально-культурного компонента в ДОУ посредством программы "Город, в котором я живу"
Сообщение из опыта работыРеализация национально-культурного компонента в ДОУ посредством программы"Город, в котором я живу"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4760197","attributes":{"al...
Авторская комбинаторная программа "Я живу в Прибайкалье" для детей 3-7 лет.
Что такое Родина, любим ли мы её, насколько мы её знаем? Отвечая детям на эти вопросы, заставило нас задуматься над тем, что невозможно привить эту любовь, если сам не проникся этим чувством, те...
Программа кружка дополнительного образования "Живые буквы"
Программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста чтению.5...
«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)
В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...