Сообщение " Создание в ДОУ социокультурной среды для развития и индивидуализации детей"
консультация

Особенности формирования социокультурной среды в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_sayt.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Научно- практическая конференция

«Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации

Сообщение

«Создание в ДОУ социокультурной среды для развития и индивидуализации детей»

Подготовила: воспитатель – Столярова Светлана Владимировна

 (МДОУ детский сад общеразвивающего вида №28 «Ласточка»)

        

Одной из задач ФГОС дошкольного образования является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физическим особенностям детей. Дошкольное детство - период активного вхождения ребенка в социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, формирования мировоззрения, пробуждения гуманных чувств, становления художественно-эстетической культуры. По мнению учёной - педагога О.В. Федоскиной «чрезвычайно важной представляется социокультурная функция в дошкольном образовании». Социализация представляет собой последовательное, всесторонне включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых, причем как в объективный мир отношений, взаимодействия, деятельности, так и в субъективный мир смыслов, правил, норм, ценностей. Посредниками и проводниками социализации для ребенка являются сначала родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели педагоги. Основные механизмы социализации:

      интериоризация;

  • ролевое экспериментирование;
  • социальные ритуалы и социальные образцы;

В результате социализации у ребенка формируется базовая картина мира, причем индивидуализированная, личностно значимая и эмоционально окрашенная. Ответственность дошкольных образовательных организаций за социализацию ребенка чрезвычайно высока, так как все последующие социальные модели и воздействия поведения накладываются на первичную модель социализации, сформированную в дошкольном детстве. Первичная модель социализации как наиболее устойчивая и определяет последующие социальные переживания и социальные отношения ребенка.

Средства социализации ребенка в образовательной среде ДОО:

  • предметный мир, наделенный социальными смыслами и значениями;
  • язык, речевое общение;
  • образцы поведения значимых взрослых;
  • элементы детской субкультуры, подчеркивающие определенные ценности и способы регуляции поведения;
  • объединение в различные группы, обладающие определенными ценностями и нормами;

Средовое развитие индивидуализации обеспечивается возможностью формирования каждым из детей индивидуального стиля деятельности и общения. Образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана формировать активную позицию по отношению к окружающему миру на основе принципов сотрудничества.

Задача социального взрослого (воспитателя, педагога- психолога, педагога дополнительного образования и др.) – исходя из индивидуальных особенностей, интересов и способностей воспитанников, помочь ему сформировать собственный стиль поведения, не противоречащий общепринятым нормам, но позволяющий найти свое место в социуме.

Предметная среда не должна быть уменьшенной копией взрослого мира, но должна формироваться с целью решения общих задач возрастного развития ребенка, закладывать фундамент для становления психики и актуализации личности.

Цель организуемой среды - создание условий для самоценного развития дошкольника: формирование первичной картины мира и иерархии мотивов личности, начальных этических ориентиров, презентация обществу индивидуальных качеств, децентрация и произвольная регуляция поведения. Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования- обеспечения разнообразия форм и содержания образования, представление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. В свою очередь социализация обеспечивается путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, страны и общества, создание этнокультурной среды. Воплощение этих положений на практике могут быть разнообразные варианты создания этнокультурных уголков в группах или соответствующих объектов на территории дошкольной образовательной организации, проведение праздников и выставок соответствующей направленности, участие в районных и региональных мероприятиях, посещение учреждений культуры (музеев, выставок, парков).

Социальные отношения как системный компонент образовательной среды должны быть направлены на формирование у ребенка следующих

  • уважение себя и других;
  • уверенность в себе, отсутствие страха совершить ошибку;
  • естественность поведения и искренность;
  • готовность принимать на себя ответственность за свои действия;
  • самостоятельность намерений и решений;
  • эмпатийная позиция и способность сопереживать другим;
  • ориентация на индивидуальные и социальные интересы;

Социализация дошкольника осуществляется, прежде всего в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству.

Игровая среда является необходимым условием развития социального интеллекта детей, а групповая сюжетно-ролевая игра в дошкольной образовательной организации обладает большим потенциалом развития межличностного общения и сплочения детского коллектива. Познавая социальную реальность, ребенок присваивает ее в игре, включает в собственную картину мира, моделируя взаимоотношения и всесторонне исследуя содержание и формы общения людей. По мере расширения коммуникативного репертуара повышается социальная компетентность.

Показатели успешной социализации дошкольника:

  • точность и адекватность отражения объективной реальности в субъективной картине мира;
  • эмоциональное принятие и усвоение социальных и моральных норм и благоприятный социометрический статус ребенка в группе, наличие взаимных симпатий;
  • сформированность социальных переживаний и эмпатии;
  • навыки произвольной регуляции поведения в соответствии с социальными нормами и правилами;
  • способность находить спонтанные, социально приемлемые формы самовыражения, искренность и относительная (по возрасту) независимость;
  • положительная устойчивая самооценка и адекватный уровень притязаний;
  • личный опыт социального взаимодействия и принятия решения в разных ситуациях социального взаимодействия.

Литература:

  1. Ашиков В.С. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание. - 2000 -№ 1.- С.8-11.
  2. Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. - Москва: «Мозаика-Синтез» 2005. - 189с.
  3. Валькова А.А. Предметно-развивающая среда современного детского сада // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2013 - № 2- С. 31 . 4.Козлова С.А. Художественно-эстетическая предметно- пространственная среда как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуре  
  4. Л. Компанцева // Детский сад от А до Я. - 2005. - N 4. - С. 36-46.
    Интернет ресурсы 
    https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=895446

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание игровой среды для развития воображения детей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Детский сад №95 «Балкыш».       Сообщение из опыта работы:«Создание игровой среды для разв...

"Создание - предметно развивающей среды для развития речи детей"

quot;Создание - предметно развивающей среды для развития речи детей"...

Методическая разработка: «Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей»

Предметно – пространственная развивающая среда должна быть организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативная,...

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"...