"Создание - предметно развивающей среды для развития речи детей"
консультация на тему
"Создание - предметно развивающей среды для развития речи детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_-_perdmetno_razvivayushchey_sredy_dlya_razvitiya_rechi_detey.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для воспитателя
« Создание предметно-развивающей среды для развития речи детей»
1 Книжный уголок.
Работа в книжном уголке должна планироваться и быть целенаправленной. Уголок должен быть оборудовать так, чтобы в нем решались все вопросы развития речи в индивидуально-ориентированной форме.
Место для книжного уголка.
Книжный уголок должен быть хорошо освященным ( естественный свет) или с дополнительным освящением и находиться вне зоны занятий.
Наглядное оформление и оснащение:
а) Если на занятиях мы беседуем с детьми о творчестве писателя или поэта, его портрет выноситься на занятие, а потом остается в книжном уголке ( приблизительно на месяц). В методическом кабинете хорошо бы иметь несколько разных портретов одного писателя.
б) Эстампы или фотоиллюстрации:
- по теме занятия по ознакомлению с окружающим миром;
- по теме занятия по ознакомлению с художественной литературой – книжная графика, иллюстрации к прочитанным книгам;
- по временам года.
в) Горизонтальная плоскость для выставочных материалов:
- желательно, чтобы был журнальный столик на 2-3 ребенка.
- может быть магнитофон или проигрыватель для прослушивания сказок.
Содержание книжного уголка:
а) детская художественная литература:
- во- первых , та, которую воспитатель читает на занятии, именно детские книги с иллюстрациями, а не хрестоматии, не по одному экземпляру.
- во- вторых, та , которую воспитатель читает для расширения сюжета детских игр ( эти книги подбираются на месяц);
В- третьих, любимые книги детей, которые читаются по желанию детей, с продолжением;
- в младших и средних группах одна и та же книга в нескольких экземплярах; в старшем возрасте- одно и то же произведение, но проиллюстрированное разными художниками, в разном оформлении.
б) Иллюстрированный материал:
- иллюстрации, которые прошли через занятия и все виды деятельности детей ( срок назад по плану воспитателя- месяц); еженедельно иллюстрации обновляются;
- иллюстрации, касающиеся профессиональной деятельности людей, явлений социальной жизни; в иллюстрациях о природе желательны не пейзажи, а сюжетные картинки « Ребенок в данное время года»
- Предметные картинки- по каждой тематике по 2-3 , не более.
- размер картинок и фотоиллюстраций от половины альбомного листа до альбомного
листа; все картинки наклеены на паспарту в одном стиле.
- все иллюстрации связаны не только с темами художественной литературы, но и с темами занятий по ознакомлению с окружающим миром. В старшем дошкольном возрасте этих тем 3-4 в месяц; из них 2-3 темы о социальной жизни, 1 тема- о природе; 2-3 картинки по каждой теме.
Все эти материалы должны быть в книжном уголке ежедневно. Ежедневно, но не одни
и те же. Содержание должно постоянно меняться, обогащаться! Примерно раз в неделю, вместе с изменением темы занятий, появляются и новые иллюстрации. Они остаются в книжном уголке примерно месяц. Одновременно с появлением новых материалов убираются старые.
в) Тематические выставки.
Оформляются по двум направлениям: памятные даты страны, юбилеи или дни рождения писателей.
В младшей группе выставки организуются только к концу учебного года, по сказкам; в средней группе- 3-4 выставки в год; в старшем возрасте- 4-5 выставок в год, может быть и более.
Одна из форм работы в книжном уголке и один из видов выставок- презентация детьми любимых книг, которые они принесли из дома. Эта работа проводится в тесном контакте с семьей- родителей просят принести иллюстрации , семейные фотографии, о которых рассказывают дети.
Материал для выставки собирается за месяц, а выставляется накануне, вместе с детьми: «Посмотрите , дети , вот у нас картины, книги, посвященные….. …, давайте
подумаем , как их лучше расставить, разместить, чтобы было удобнее их рассматривать…»
Выставки могут устраиваться в разных группах по различным темам.
Потом дети приглашают друг друга в гости – одна группа идет в гости к другой, совместные полдники, чаепития. Воспитатель ненавязчиво проводит подготовку к приему гостей: напоминает детям правила хорошего тона, этикета при походе в гости и встрече гостей, правила сервировки стола.
Можно пригласить и родителей посетить выставку в группе: опять подключаются этикет, эмоциональный подтекст.
Выставка планируется в годовом плане, перспективном планировании. Когда в книжном уголке оформляется выставка, все остальные материалы убираются.
г) Детские журналы.
2. Библиотека.
В дошкольном учреждении библиотека может трех видов: библиотека в группе, одна библиотека на две группы, отдельная библиотека для всего детского сада в отдельном помещении.
Библиотека в группе.
Оформляется только после того, как дети побывают на экскурсии в настоящей библиотеке, где их познакомят с предназначением, правилами работы, размещением книг, формами работы с читателями. Упор делается на то, зачем людям нужны библиотеки. Можно сотрудничать со школьной библиотекой – обмениваться книгами.
После этого организуется своя библиотека в группе. Устройство библиотеки – дело детей, а не воспитателя. Поэтому при размещении книг на стеллажах, при распределении книг по разным разделам воспитатель прежде всего выслушивает мнение детей.
Детская литература в методическом кабинете храниться не должна. Здесь могут быть хрестоматии, особенно ценные , редкие книги, альбомы.
Работа в библиотеке .
- Устройство библиотеки- ритуал, который можно повторять много раз. Он несет огромное воспитательное значение: дети учатся бережно относиться к книге.
- Иллюстрации книг – помощь в понимании содержания.
- Распределение книг: сказки, книги о животных, стихи…- важно, чтобы дети договорились и решила сами. Здесь затрагивается и социальный аспект, и познавательный ( дети придумывают знаковую систему, формируется их умение самостоятельно находить информацию)
- Очень ценно, если в библиотеке будут книги, изготовленные и придуманные самими детьми, - рисунки, рассказы детей, воспитатель помогает делать обложку, родители помогают записать рассказ.
- Воспитатель помогает детям внимательно всматриваться, изучать иллюстрации, самостоятельно находить нужную книгу по знаковой системе, определенным обозначениям.
- Важно, чтобы книги читались и рассматривались не только в детском саду, но и давались для прочтения домой: здесь подключается работа с родителями. Дети могут приносить и книги из дома – для обмена с друзьями.
Библиотека на две группы. Организуется по тем же принципам – для детей одного возраста, если в дошкольном учреждении есть две подготовительные или две старшие группы.
Отдельная библиотека в свободном помещении.
Здесь собирается детская художественная литература, и распределяется она не только по предметным принципам, но и по возрастным.
Оборудование: стеллажи с книгами, доступные детям.
Технический уголок: аудиоаппаратура, кассеты. Пластинки, диафильмы.
Работа в библиотеке. Сюда может уйти часть работы из книжного уголка, например тематические выставки.
3. Материалы для театрализованной и самостоятельной художественно-речевой деятельности.
Младшая группа.
- фланелеграф или магнитная доска ( коврограф) с набором тех персонажей из произведений художественной литературы, которые читаются по возрасту, - сказок, песенок, потешек.
- уголок ряжения с элементами костюмов;
- театр на ложках;
- театр на варежках;
- театр игрушки ( небольшие игрушки высотой 10-12 см)
- ширма.
Средняя группа.
- те же материалы, что и в младшей группе, но с учетом тех литературных произведений, которые читаются по возрасту.
- театр на ложках, варежках, театр игрушки обогащаются дополнительными персонажами;
- куклы бибабо.
Старший возраст.
- остаются те же виды театра, что в средней группе, расширяется их содержание, но плоскостного театра становиться меньше;
- куклы бибабо;
- марионетки;
- тростевые куклы;
- элементы костюмов и декораций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда для развития речи детей
Этот материал содержит важную информацию для родителей о вреде и пользе компьютерных технологий....
Статья "Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей"
Немаловажную роль в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, играет создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, кабинете логопеда и дома. Правильно организов...
«Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»
Данный материалл будет полезен педагогам младших групп ДОУ. Раскрывает особенности и тебования к организации предметно-развивающей седы по развитию речи в группе. Какие зоны необходимо создать в групп...
Создание предметно-развивающей среды для развития речи дошкольников
консультация для педагогов...
Создание предметно - развивающей среды, стимулирующей развитие творчества детей дошкольного возраста
Среда, созданная в непосредственной образовательной деятельности, позволяет детям прочувствовать ситуацию, закрепить определённые навыки, узнать новое. Эта среда отражает содержание образователь...
Доклад для педагогов На методичемком обьединении « Создание предметно – развивающей среды для развития речи дошкольников
Доклад для педагогов На методичемком обьединении Создание предметно – развивающей среды для ...
Создание предметно-пространственной среды для развития речи детей в раннем дошкольном возрасте.
Общая информиация по теме:"Создание предметно-пространственной среды для развития речи детей в раннем дошкольном возрасте."...