План по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
КУ Урайский специализированный Дом ребенка ХМАО-Югры
План по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»
Подготовила воспитатель Осипова О.Н
г Урай 2019г
План по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»
Актуальность
Фольклор - народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, поэтому я забавляю его песенками и короткими стишками-пестушками, их назначение вызвать у ребенка положительные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стишки к первым играм с ручками, пальчиками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и сказок.
Чтение русских народных сказок и разучивание потешек с детьми способствует:
1. Воспитанию любви к русскому народному фольклору.
2. Развитию памяти, активной речи ребёнка, пополнению его пассивного и активного словаря.
3. Развитию эмоциональной сферы ребёнка.
4. Всестороннему развитию личности ребёнка.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Цель:
-Повышение своего профессионального уровня;
- Способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.
Задачи:
- приобщать детей к устному народному творчеству, развивать их речь;
-вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, загадкам, пестушкам, народным песенкам и играм;
-способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в МДОУ;
- воспитывать гуманные отношения.
Построение работы с учетом следующих принципов:
• Наглядности
• Последовательности
• Деятельности
• Дифференцированного подхода
• Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи
• Принцип вариативности
Формы работы:
-образовательная деятельность,
-обыгрывание режимных моментов,
-развлечение, рассказывание сказок, потешек, закличек,
-чтение художественной литературы, настольно-печатные,
-дидактические игры, проектная деятельность.
-выставки совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»
Методы:
Словесные – беседы, рассказывание, чтение художественной литературы,
прослушивание аудиозаписей.
Наглядные – рассматривание книг, иллюстраций, альбомов
Практические – дидактические игры, показ тематических театрализованных постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках.
Перспективный план работы по самообразованию педагога
с детьми, родителями, воспитателями.
Сентябрь
• Подбор литературы по теме.
• Составление перспективного плана по самообразованию.
• Разучивание игры «Ладушки».
• Слушание потешки «Кто тут плачет?».
Октябрь
«Домашние и дикие животные».
• Поиск нужного художественного материала.
• Разучивание потешки «Наши уточки с утра».
• Игра «Зайка серенький сидит».
• Игра «Наседка и цыплята».
• Показ магнитного театра «Курочка ряба».
Ноябрь
«Я – человек». «Мой дом».
• Подбор информации в родительский уголок по данной теме.
• Консультация «Фольклор в речевом развитии ребенка».
• Разучивание наизусть потешек, для дальнейшего рассказывания детям.
• Разучивание потешки «Наша Маша маленькая».
• Игровая ситуация «Укладываем куклу спать» (колыбельная «Баю, баю, баю, бай…»).
• Кукольный театр «Маша и медведь».
Декабрь
«Транспорт». «Новогодний праздник».
• Подготовка материала с перечнем художественных произведений для детей раннего возраста.
• Потешка «Ладушки».
• «Водичка, умой мое личико».
• Отгадывание детьми загадок о диких животных.
• Досуг «Отгадай загадку».
Январь
«Зима».
• Подбор иллюстрированного материала к потешкам и сказкам.
• Разместить в уголке для родителей информацию с перечнем рекомендуемого художественного материала по данному возрасту для занятий дома.
• Знакомство с потешками «Пошел котик на торжок», «Ой ты, заюшка пострел».
• Рассказывание сказки «Репка».
• «Прилетели гули» пальчиковые и музыкальные игры на основе русских народных потешек.
Февраль
«Профессии».
• Подготовка атрибутов к театрализованной игре «Репка».
• Оформление выставки книг для родителей.
• Театрализованная игра «Репка».
• Загадки о животных.
Март
«Мамин день». «Игрушки».
• Подготовить консультацию для родителей. Консультация для родителей «Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста».
• Знакомство со сказкой «Теремок».
• Слушание колыбельной «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай».
• Пальчиковая игра «Сорока-белобока».
• Театрализация сказки «Теремок».
Апрель
«Весна».
• Подготовка атрибутов к подвижной игре «Карусели».
• Разучивание закличек «Дождик, дождик, веселей»; «Солнышко-ведрышко».
• Досуг «Солнышко нарядись, красное покажись».
Май
«Скоро лето».
• Слушание потешки «Травка-муравка».
• Отгадывание загадок о домашних животных.
• Подведение итога работы над темой.
Самоанализ плана по самообразованию.
Открытое занятие по развитию речи с использованием макета
«Домашние животные и их детеныши»
Предполагаемый результат
• Словарь детей к концу году обогатился новыми словами, оборотами, выражениями
• Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи
• Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
• Сформируется положительное отношение к режимным моментам
• У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей
Используемая литература
• «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
• «Приобщение детей к истокам народной культуры» /под. ред. Князевой О. Л., Маханевой Д. М. https://krasnoznamenskdou9.edumsko.ru/activity/educational_program/post/133608
• «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада».
https://infourok.ru/valentina-viktorovna-gerbova-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-pervoy-mladshey-gruppe-detskogo-sada-plani-zanyatiy-851055.html
•Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки. Сост. Г. Науменко. М., 1998.
• Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
• Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.
• Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 160 с.
Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. – М.: Мозаика Синтез, 2016. – 80 с.
•Интернет-ресурс: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет. http://www.maam.ru/detskijsad/-vlijanie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-na-razvitie-rechi-detei-2-3-let.html.
•Интернет-ресурс: Формирование активной речи детей раннего возраста 2-3 года посредством использования малых форм устного народного творчества. http://diplomba.ru/work/101329.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей »
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, ...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"
план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

План самообразования " Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"
План самообразования...

План по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2- 3 лет"
Работа над темой на протяжении 2018-2019 года...

План по самообразованию: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"
План по самообразованию: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"...