План по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2- 3 лет"
материал (младшая группа)

Гурова Ольга Вячеславовна

Работа над темой на протяжении 2018-2019 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад № 56 «Ромашка»

город Рубцовска Алтайского края

Самообразование

Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей 2- 3 лет

Воспитатель Гурова О.В.

г. Рубцовск 2018-2019 г.

Самообразование по теме:

«Влияние устного народного творчества на развитие

речи детей 2-3 лет»

Пояснительная записка Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Актуальность выбранной темы Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1. Гармонично развивать природные способности детей средствами театральной деятельности.

2. Развивать театральную деятельность.

3. Овладеть навыками общения и коллективного творчества.

4. Формировать первоначальные представления о средствах актерской выразительности и базовые знания о театральном искусстве.

Планируемый результат:

1. У детей сформированы первоначальные представления о средствах актерской выразительности и базовые знания о театральном искусстве.

2. Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.


Перспективный план работы (на год)

Сентябрь

-Составление перспективного плана

-Подготовка материала, литературы

Октябрь

-Отгадывание детьми загадок.

-Досуг «Вечер загадок»

-Консультация для родителей "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Ноябрь

-Театрализованная постановка «Теремок»

Декабрь

-«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет»

-Оформление папки-передвижки для родителей

Январь

Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)


Февраль

-Совместное творчество детей и родителей. Выставка детских работ

-Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, подвижные игры.

Март

-Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

-Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

-Знакомство с закличками, потешками о солнце.

-Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

-Открытое занятие тема «Зайка в гости к нам пришел»

Май

-Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

-Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

1.Изучение методической литературы:

1.1 Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания (см.приложение 1.1)


1.2 Изучение учебной и научно-методической литературы (ознакомление с примерными программами с учетом внедрения ФГОС, статьями и комментариями по данной теме в сети интернет)


1.3 Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии (в сети интернет, периодической печати, журналах)


1.4 Изучение новых программ и педагогических технологий («От рождения до школы», «Из детства в отрочество», «Развитие», «Радуга»)


1.5 Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (сайт «Дошкольное образование», районные семинары, открытые просмотры, общение с коллегами других садов)


1.6 Повышение общекультурного уровня литературы по теме самообразования (см. приложение 1.6)

Используемая литература

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.


Приложение

1.1 Управление ДОУ в свете требования ФГОС

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 01.09.2013г. Федерального закона «Об образовании Российской Федерации».

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН «О правах ребенка», Конституции РФ, Законодательства РФ и обеспечивает возможность учета региональных, национальных особенностей народов РФ.

Ставиться новая цель в образовании: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Миссия дошкольного образования: становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости. Стандарт должен нормативно обеспечить гарантии равенства - возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования

Выделяются следующие направления:

-формирование учредителем государственного (муниципального задания в отношении МДОУ);

-подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и аттестации педагогов, административно-управленческого персонала.

В детском саду созданы условия для реализации Стандарта:

1. Кадровое обеспечение

2. Финансовое обеспечение

3. Предметно-развивающая среда

Кадровому обеспечению отводится основное место.Педагогический коллектив нашего детского сада состоит из 17 педагогов.Это воспитатели, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Средний возраст педагогов 35 лет. Повышение квалификации педагоги проходят в ГАОУ ДПО Института развития образования РБ.

Предметно развивающая среда в дошкольном учреждении должна создаваться как зона ближайшего развития ребенка для успешной его социализации.

ФГОС дошкольного образования решает следующие цели:

- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Основные принципы ФГОС:

- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

При работе с детьми по ФГОС должна быть учтена возможность освоения воспитанниками Программы на разных этапах её реализации. В ДОУ решаются задачи: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); формирования общей культуры эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства. Разработанная образовательная Программа должна быть направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально - нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Образовательная Программа охватывает следующие образовательные области: коммуникативно-личностное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Решение задач развития детей в пяти образовательных областях направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:

Двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"

цель самообразования: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста...

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей »

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, ...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

План самообразования воспитателя младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.»

План самобразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.»...